«Мы не Apple»: как Xiaomi меняет стратегию и планирует стать офлайн-ритейлером

7650
1

Издание Bloomberg опубликовало материал о новой стратегии китайской компании Xiaomi. Производитель смартфонов хочет открыть сеть магазинов и стать полноценным офлайн-ритейлером, а один из приоритетных рынков — Индия. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала.

Мы неправильно поняли Xiaomi. Компанию сравнивали с Apple за красивые смартфоны и харизматичного лидера. Но ее руководитель Лэй Цзюнь хочет, чтобы Xiaomi сравнивали с Costco Wholesale — базирующимся в Вашингтоне ритейлером, который продает широкий спектр товаров: от вина и колец с бриллиантами до фруктов — по впечатляюще низким ценам.

Доход Xiaomi, скорее всего, вырастет до $15 млрд в этом году. По словам Цзюня, китайский производитель сейчас пересматривает свою бизнес-модель и оптимизирует работу. «Мы не Apple, — говорит руководитель Xiaomi. — У нас такая же система ценностей как и у Costco. Мы хотим радовать клиентов лучшими продуктами по доступной цене».

Apple выставляет высокую цену на свои устройства и наслаждается высокой маржой на сверхконкурентном рынке, который оценивают в $425 млрд. В то же время Costco продает товары с минимальной выгодой, но получает доход с 35 млн платных подписчиков. Xiaomi применяет новую стратегию, чтобы продолжить рост. Цель Цзюня — зарабатывать больше на приложениях и сервисах, которые принесли компании $1 млрд в прошлом году.

Этот подход отличается от прошлой стратегии, которую компания использовала для конкуренции с китайскими производителями смартфонов. Вместо быстрых онлайн-покупок и недорогих компонентов, которые изменили мобильную индустрию страны, Цзюнь хочет привнести вдохновленную интернетом эффективность в офлайн. Он также поворачивается к индийскому рынку, чтобы увеличить доходы Xiaomi во время обострения конкуренции в Китае.

Глава Xiaomi Лэй Цзюнь

За последние несколько финансовых кварталов стремительный рост Xiaomi снизился. Конкуренты успешно переняли стратегию компании, благодаря которой она обогнала Apple и Samsung на внутреннем рынке. Есть риск, что в Индии Xiaomi настигнет та же судьба что и в Китае, и производитель будет свергнут с лидерских позиций, такими брендами как Oppo, Huawei и Vivo.

Тарун Патак, помощник директора исследовательской фирмы Counterpoint Research, считает, что Xiaomi действительно рискует. Конкурентам компании удается продавать такое же количество смартфонов, несмотря на то что их продукты стоят в три раза дороже. Если Xiaomi хочет увеличить продажи, компании стоит сосредоточиться на флагманских моделях. «У производителя низкие маржи, и когда он выйдет в офлайн, то его траты стремительно вырастут», — говорит Патак.

Новые магазины

Во время третьего визита в Индию — недельное путешествие, которое включало в себя встречу с премьер-министром Нарендрой Моди, — Цзюнь собрал команду и поздравил ее с тем, что Xiaomi во втором квартале подряд стала лидером в онлайн-продажах смартфонов в стране. Сейчас их цель — закрепить эту позицию на три-пять лет вперед.

Цзюнь говорит, что в Индии «у людей низкие доходы, но все хотят хороший продукт». Лидер Xiaomi пытается возродить популярность офлайн-продаж или, как он выражается, «нового ритейла»: «Все понимают, что онлайн-рынок ограничен».

По словам Цзюня, в Китае компания продает каждый десятый смартфон на рынке, но большие возможности кроются в традиционной офлайн-торговле. Руководитель Xiaomi хочет открыть 1000 магазинов — так называемых MiHome — и добиться ежегодного дохода в $10 млрд за следующие три года.

Цзюнь утверждает, что магазины MiHome поначалу будут предлагать всего чуть больше двадцати наименований товаров. Лидер Xiaomi хочет, чтобы этот показатель не превысил сто наименований в последующие годы — в отличие от производителей, которые продают сотни и тысячи различных типов продуктов.

Новое начало?

«Тяжелые времена прошли, и сейчас наша задача — привнести стратегию, которую мы используем в интернете, в офлайн», — говорит Цзюнь. План состоит в том, чтобы избежать препятствий в цепи поставок.

Но даже стратегию «нового ритейла» начинают копировать. Цзюнь говорил однажды о ней публично и руководитель одной компании рассказывал о похожих идеях в тот же день. Глава Xiaomi говорит, что конкуренты расплачивались за копирование подхода компании. «Одно предприятие потеряла $1 млрд в прошлом году, может больше, — утверждает Цзюнь, не упоминая название. — Игра закончилась».

Идеи Цзюня формировались во время его работы в предыдущих компаниях. До этого он руководил Kingsoft, производителем ПО, который конкурировал с Microsoft в корпоративном сегменте. Также в свое время он был главой собственной ecommerce-компании Joyo.com, которая впоследствии была продана Amazon и стала ее местным подразделением. Цзюнь считает свой план перспективным и уверен, что благодаря нему рост компании возобновится.

Офис Xiaomi в Бангалоре

Продажи начали падать в 2015 году и поставки резко снизились в Китае год спустя. В январе 2017-го вице-президент Xiaomi ушел в Facebook, спровоцировав разговоры о способности компании справиться с трудностями.

Цзюнь настаивает, что доходы никогда не падали за последние два года, а производитель «возобновил быстрый рост». По его словам, предположения, что стоимость Xiaomi снизилась до $4 млрд «разочаровали сотрудников», но глава компании отказался вдаваться в подробности в этом вопросе.

«Ситуация не была настолько плохой как казалась. Наши инвесторы не беспокоятся — я им все четко объяснил», — отмечает Цзюнь.

Глава Xiaomi отрицает необходимость в дополнительных инвестициях и не комментирует слухи о возможном выходе на IPO. Сейчас Цзюнь сфокусирован на Индии, включая возможность открыть магазины в стране с самым высоким количеством молодого населения в мире.

Также Xiaomi планирует построить здесь третью фабрику. «В следующие два года мы хотим увеличить влияние на Индию. Я постоянно думаю о том, как улучшить продукцию, — говорит Цзюнь, держа в руках смартфон бледно-голубого цвета. — Например, почему индийцы не любят телефоны в цвете Тиффани?».

Это одна из многих вещей, которые озадачивают Цзюня на индийском рынке. Тем не менее, он утверждает: «Это то, что заставляет меня просыпаться по ночам».

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал историю и секрет успеха компаний Oppo и Vivo, которые обошли Apple на китайском рынке.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Если бы не брезговали локализацией на другие языки и ставили бы, хотя бы, европейские розетки — утонули бы в деньгах. А так… Легкий интерес и игнор к покупкам их продукции…

Поиск