По две книги в день: как Илону Маску удается учиться быстрее и лучше других

47898
16
Читать на UA

Как это возможно, чтобы Илон Маск в свои 45 лет сумел построить четыре мультимиллиардные компании в четырех различных областях (софт, энергия, транспорт и аэрокосмическая область)? На этот вопрос в своей статье отвечает предприниматель Майкл Симмонс. Обучение Илона Маска он использует, чтобы разбираться в различных отраслях знаний.

Чтобы объяснить его успех, часто ссылаются на его героический рабочий распорядок (он редко работает менее 85 часов в неделю), возможность формировать прорывное видение будущего и невероятную устойчивость. Но всего этого, как мне кажется, недостаточно — подобные черты есть у многих людей. Мне хотелось проверить, что он делает не так, как все.

Я читал о Маске десятки статей и книг, смотрел видео и заметил, что значительный кусок этого паззла отсутствует. Общепринято считать: чтобы достичь успеха в бизнесе, нужно сфокусироваться на одной отрасли. Маск ломает это правило. Его область экспертизы простирается от ракетостроения, физики и искусственного интеллекта к солнечной энергии.

Я называю подобных людей «эксперты-универсалы» (термин, который придумала Орит Гадешом, председатель Bain & Company). Эксперты-универсалы обширно изучают различные области, чтобы понять более глубокие принципы, которые эти области объединяют, а затем применяют их к основной своей специальности.

Базируясь на изучении биографии Маска и академической литературе я бы заявил, что нам всем НУЖНО изучать различные области, чтобы увеличить шансы на прорыв и успех.

Если вам нравится изучать различные области, вы, наверное, сталкивались с советами вроде «Повзрослей. Сфокусируйся на чем-то одном». Или «За все берется — да не все удается». Они основаны на предположении, что если изучать различные области одновременно, получится овладеть только поверхностными знаниями, и не получится стать мастером своего дела.

Успех экспертов-универсалов доказывает, что это не так. Одновременное изучение нескольких областей предоставит вам информационное (а значит инновационное) преимущество, ведь большинство людей сосредотачиваются на чем-то одном.

К примеру, если вы работаете в технологиях и все вокруг вас читают только публикации на эту тему, но в то же время вы многое знаете о биологии, у вас может зародиться идея, на которую не способен никто из вашего окружения. И наоборот. Если вы занимаетесь биологией, но также понимаете принципы действия искусственного интеллекта — у вас информационное преимущество перед коллегами.

Каждая новая сфера знаний, которую мы изучаем, не похожа на остальные, и у нас появляется больше возможностей комбинировать знания, недоступных остальным. Это — основное преимущество экспертов-универсалов.

Одно замечательное исследование резонирует с этим наблюдением. Оно рассказывает о том, как именно 59 лучших композиторов XX века оттачивали свое мастерство. Вопреки распространенному убеждению в том, что успех лучших из лучших объясняется исключительно постоянной практикой и специализацией, исследователь нашел доказательство обратному. «Композиции самых успешных авторов представляли собой смесь жанров… композиторы были способны избежать негибкости переобучения с помощью перекрестного обучения», — говорится в исследовании.

Обучение Илона Маска: суперспособности

По словам брата, Кимбала Маска, еще с подростковых лет Илон читал по две книги в день, в различных дисциплинах. Если вы читаете книгу в месяц, значит, Маск прочел в 60 раз больше книг, чем вы.

Сначала он читал научную фантастику, труды по философии, религии, программированию, биографии ученых и инженеров, а также предпринимателей. С возрастом его интересы в чтении, также, как и карьерные устремления, сместились к физике, инженерии, продуктовому дизайну, бизнесу, технологиям и энергетике. Жажда знаний познакомила его с рядом дисциплин, которые не учат в школе.

Маск также эксперт в специфическом типе обучения, о нем большинство даже не знает. Речь идет о learning transfer (переносе изученного опыта). Это означает, что мы берем нечто, изученное в одном контексте, и применяем его в другом. Например, знания из одной индустрии, перенесенные в другую. В этом Маску нет равных. В нескольких его интервью он рассказывал о двухэтапном процессе learning transfer.

Сначала он деконструирует знания, сводит их к фундаментальным принципам.

Как именно это происходит, он ответил на сессии вопросов и ответов на Reddit:

«Важно рассматривать знание как разновидность семантического дерева: убедитесь, что вы понимаете фундаментальные принципы, т.е. «ствол» и «крупные ветви», прежде чем углубитесь в «листья» или детали. Иначе им не к чему будет крепиться.

Одно исследование предполагает, что процесс понимания более глубоких, абстрактных принципов знания способствует переносу этого опыта в другие сферы (learning transfer). Особенно эффективна для понимания глубинных основ знания техника «контрастных случаев».

Работает это так. Допустим, вам нужно деконструировать букву «А» и понять, какие глубинные принципы составляют ее сущность. Представим, что вы используете для этого два подхода:

Обучение Илона Маска-1
«Обучение Илона Маска»

Как вы думаете, какой метод эффективнее?

Метод №1. Каждая следующая «А» дает нам больше понимания, что поменялось, а что осталось прежним, если сравнивать ее с предыдущими «А». Каждая новая «А» в методе №2 не дает нам этого понимания.

Если мы будем рассматривать множество различных случаев, мы интуитивно начнем выделять существенное и даже создавать собственные уникальные комбинации.

Что это означает для нашей обычной жизни? Когда мы бросаемся изучать новую отрасль, не стоит принимать только один метод ее изучения, тот, что признан самым лучшим. Нужно применять различные подходы, каждый деконструировать, сравнивать контрастные случаи.

Обучение Илона Маска: он реконструирует фундаментальные принципы в новой отрасли

Второй этап процесса переноса включает воссоздание фундаментальных принципов, изученных им в физике, инженерном деле, AI, в отдельных отраслях:

  • В ракетостроении, чтобы создать SpaceX.
  • В автомобилестроении, чтобы создать Tesla с автопилотом.
  • В поездах, чтобы придумать Hyperloop.
  • В самолетостроении, чтобы создать летательный аппарат, способный взлетать и приземляться вертикально.
  • В технологиях, чтобы придумать нейрокружево, которое будет служить интерфейсом между мозгом и компьютером.
  • В технологиях, чтобы создать PayPal.
  • В технологиях, чтобы соосновать OpenAI, который призван ограничить возможность негативного сценария в развитии искусственного интеллекта.

Кейт Холяк, профессор психологии из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, рекомендует людям, желающим отточить свои знания, задавать себе два вопроса: «Что мне это напоминает?» и «Почему мне это напоминает то?».

Постоянно наблюдая объекты в вашем окружении, в материале книг, задавая себе эти вопросы, вы тренируете «мышцы» мозга, которые позволят вам соединять отрасли знания, не обращая внимания на общепринятые границы.

Сейчас мы начинаем понимать, как Маск стал экспертом-универсалом мирового класса:

  • Он много лет читал в 60 раз больше, чем средний читатель.
  • Он читал книги по различным дисциплинам.
  • Он постоянно применял то, чему научился, деконструируя идеи до их фундаментальных принципов и воссоздавая эти принципы в новых отраслях.

Самое важное: нам не нужно ограничивать себя догмой о том, что лучший путь к успеху в карьере — специализация. Легендарный эксперт-универсал Бакминстер Фуллер десятилетия тому подытожил это так:

«Мы сейчас живем во время, когда логичным, природным и желательным считается необходимость изучать узкую специализацию. В то же время человечество лишается способности всеобъемлющего понимания. Специализация зарождает в людях чувство изоляции, путаницы и тщетности усилий. Она приводит к тому, что люди делегируют кому-то еще ответственность за размышления и социальную активность. Специализация порождает предубеждения, которые приводят к международным и идеологическим разногласиям, что в свою очередь порождает войны».

Если мы будем формировать «резервуар» фундаментальных принципов и ассоциировать их с различными областями знаний, это даст нам суперсилу изучать полностью новую для себя сферу, создавая свой уникальный вклад в эту сферу знаний.

Илон Маск — единственный в своем роде, но его возможности — не магические.

Оставить комментарий

Комментарии | 16

  • Как можно успевать съедать две книги в день при насколько ограниченном времени на это, предполагаемой непростоте литературы и соотвественно объему и … КАК?

  • придумать нейрокружево — да это же Иэн Бэнкс)

  • Я тоже читал в детстве по 1 книжке за два дня. И это не реально сейчас, когда у тебя семья и ещё изматывающая работа. Я люблю читать, и сейчас круто, что можна читать на планшете или телефоне, но я всё равно за 2016 год прочитал 15 книг, а за 2017 — 4 книги.

  • Колись зустрічав у різних історіях що у Наполеона та у багатьох інших видатних історичних людей була фото память і здатність дуже швидко читати (2000 слів в хвилину). І що в наш час такими здібностями володіють 2-3% населення Землі. Тому все можливо. Наш мозок (як запевняють вчені) працює лише на 10 відсотків, а от є люди які заставляють його працювати хоча б на 15% і стають великими людьми=)

    І як вказано в статті — його можливості не є магічними. Йому повезло народитися трішки розумнішим за середньостатистичну людину і не розтратити талант, а направити його у потрібні сфери життя =)

  • Я в детстве утром открыл книжку про вампиров, и вечером закрыл. Прочитал от начала до конца, страниц двести. С технической литературой так не получется.

  • К сожалению, статья — просто набор примитивных штампов. Вы пробовали читать техническую литературу со скоростью 2000 слов в минуту? Много оттуда вынесли? И потом, как справедливо заметили комментаторы выше, в оригинале было сказано что Маск _Иногда_ читал по 2 книжки в день в детстве (приключенческих, естественно, а не научных). Ну и, и что с того? Кстати, а какова доля самопиара во фразе брата Маска, не нужно ли ее поделить на два?
    Короче. Постоянно читать по 2 книжки день — путь в дурдом.

  • А для мене — основна думка цікава тим, що не треба себе обмежувати в знаннях. І ми в свій час і наші діти сьогодні запитують навіщо нам все це треба — все що ми вчимо в школі, всі предмети. А от і відповідь — знання як глина, ми щось візьмемо з собою, щось покинемо, але поки в дітей є можливіть і час — їм треба пояснити наскільки це важливо знати як можна більше. І потім коли виростуть вони виберуть необхідне, зайве відпаде саме. І синергічні знання дозволять побачити наскільки в цьому світі все взаємопов’язано і знання з одної галузі (наприклад біології) дозволять реалізувати нові рішення в іншій (наприклад програмування).

  • кстати есть ресурсы книга за день, только это аудиокниги. Мне лично нравиться читать ИТ-блоги, там часто пишут о инновациях, продажах, вот читаю: https://goo.gl/xSKb3H

Поиск