Как «Киевстар» завышал цены на звонки на городские номера

13136
9

В прошлом году Антимонопольный комитет Украины начал рассматривать дело о завышении стоимость звонков на номера фиксированной связи оператором «Киевстар». По мнению регулятора, компания неоправданно преувеличила тарифы более чем в два раза. АМКУ удалось обосновать нарушение и еще в июне 2016 года регулятор рекомендовал снизить цены, но разрешение ситуации затянулось до апреля этого года. В конце концов «Киевстар», обновил цены в ряде тарифов и выполнил рекомендации комитета. Редакция AIN.UA решила разобраться, как оператор объяснял цену на тарифы и как регулятор доказал, что она завышена.

Почему Антимонопольный комитет влияет на тарифы частной компании?

Кажется, что частная коммерческая компания, которой является «Киевстар», сама имеет право устанавливать тарифы на свои услуги. Именно так сказано в законе «Про телекоммуникации», что было одним из доводов оператора в ходе дела.

Однако АМКУ считает, что компания злоупотребляла монопольным положением на рынке исходящих звонков на линии фиксированной связи. Хотя на общем рынке мобильной связи присутствуют еще как минимум два других крупных игрока — «Vodafone Украина» и lifecell, регулятор говорит о неком «внутреннем рынке» самого «Киевстар». Причина —  менять оператора, чтобы позвонить на городской номер дешевле, абонент не будет. АМКУ утверждает, что у клиентов не было более доступных опций среди тарифов оператора. Очевидно, что «Киевстар» для своих абонентов является монополистом на услуги. Так это дело дошло до АМКУ.

Какие тарифы и насколько были завышены?

В АМКУ утверждают, что 27 августа 2015 года оператор изменил тарифы для абонентов, подключенных по предоплате. Стоимость звонков на номера фиксированной связи для них выросла на 40% — с 1,25 грн/мин до 1,75 грн/мин. Повышение, по данным регулятора, коснулось 85,8% абонентской базы, которая на тот момент составляла 23 380 166 человек. Для остальных тариф составил 1,5 грн/мин.

При этом, 4 августа 2015 года Нацкомиссия по связи и информатизации снизила ставку интерконнета, по которой тарифицируются звонки на сети других операторов, включая стационарные телефоны. Она упала на 36% — с 0,36 до 0,23 грн/мин. «Соответственно, имеем ситуацию, когда основная составляющая себестоимости услуги снижается на 36%, а стоимость самой услуги напротив растет на 40%», — утверждают в АМКУ.

Альтернативы от «Киевстар»

Оператор сообщил антимонопольному органу, что на момент повышения тарифов у абонентов были альтернативы. Они могли перейти на контракт, где за месячную абонплату предоставляют бесплатные минуты для звонков на городские номера. Еще один вариант — другие предоплаченные тарифы, где звонки обходились в 1,5 грн/мин вместо 1,75 грн/мин. С 2014 года у «Киевстар» также действовала услуга «30 минут на городские номера» стоимостью 10 грн/мес. Она, по мнению оператора, давала возможность пользователям звонить на городские номера за 0,33 грн/мин.

АМКУ такие альтернативы не удовлетворили. По его мнению, переход на контракт не является альтернативой, поскольку требует от абонента дополнительных действий. Ему нужно физически прийти в точку обслуживания, предоставить персональные данные, что является дополнительной преградой, затратной по времени.

Что касается услуги «30 минут на городские номера», то регулятор сделал вывод, что такое количество минут для среднего абонента услуги «чрезмерно». По данным АМКУ, абоненты не использовали 7 475 633 «бесплатных» минут (за какое время не сообщается), которые не переносятся на следующий период.

Как оператор формирует тарифы?

В рамках дела Антимонопольный комитет попросил «Киевстар» предоставить экономическое обоснование цены в 1,75 грн/мин. В ответ оператор посетовал на «кризисные явления в украинской экономике» и сообщил, что тарифы формируются «на основании расчета с учетом требования по маржинальности направления бизнеса и инвестиционных показателей».

Какие показатели учитывает «Киевстар» при определении цены на услуги? Условно-постоянные затраты, рассчитанные в целом для всей компании на одного абонента; прогнозируемые затраты на интерконнет и дилерские комиссии; прогнозируемые инвестиции в развитие сети на основе ее текущей загрузки. Поэтому у «Киевстар» нет отдельного учета по составляющим себестоимости для звонков на городские номера.

Почему стоимость звонков завышена?

АМКУ нашел как аргументировать необоснованность тарифа в 1,75 грн/мин. Основная составляющая его себестоимости — ставка интерконнета — составляла 0,23 грн/мин. Она действительна для звонков на сети других операторов — как мобильных, так и стационарных. Технологической разницы, которая могла бы увеличить себестоимость, в этих двух видов звонков нет. По крайней мере, «Киевстар» не смог ее обосновать. Звонить на сети других мобильных операторов абоненты ряда тарифов «Киевстар» могли за 0,6 грн/мин — почти в три раза дороже, чем на городские номера.

Еще один аргумент АМКУ — цены конкурентов. Абоненты lifecell могли звонить на городские номера в разных тарифах за 0,41 грн/мин, 0,49 грн/мин, 0,50 грн/мин или 0,55 грн/мин. Vodafone за такие разговоры брал со своих пользователей по 0,5 грн/мин.

Разрешение ситуации

Исходя из всего 30 июня 2016 года антимонопольный орган рекомендовал «Киевстар» снизить цены и дать абонентам альтернативы. Выполнял их оператор в два этапа. Сперва он предложил ряд мер, которые не устроили АМКУ. Среди них дополнительные пакеты по 10 и 5 минут для звонков на городские номера; возможность использовать бесплатные минуты звонков на другие мобильные сети и для разговоров с городскими номерами, а по их исчерпанию — по цене в 0,60 грн/мин; введение бесплатной услуги, которая уравнивает цену разговоров с абонентами других мобильных и стационарных операторов.

Точка в деле была поставлена 25 апреля 2017 года, когда «Киевстар» изменил цены в тарифах «Комфорт», «Комфорт+» и «Ультра Комфорт». Их пользователи с 4 мая смогут звонить по 30 минут в день на городские номера по цене от 0,05 до 0,16 грн/мин: абонплата в тарифах ежедневная — от 1,97 до 3,19 грн. Для тех, кто не хочет переходить на эти тарифы, но часто звонит на стационарные сети «Киевстар» предлагает «30 минут на городские номера» (цена минуты 0,35 грн), «10 минут на городские номера» (цена минуты 0,50 грн) или «5 минут на городские номера (цена минуты 0,60 грн).

Оставить комментарий

Комментарии | 9

  • новый дизайн аина это мрак

    • С этим дизайном я чувствую себя членом какой-то итальянской подпольной социалистической партии, который заходит и читает материалы как будто его лицо придавили крышкой ноутбука и такой «пло сто пло сто тут написано, селйозно?». Или диз последние 5 лет делал сайты только для онлайн-пицерий.

      • А мне бы шрифт побольше в тексте и убрать этот «главный» кусок «ИНТЕРЕСНО СЕЙЧАС» или меньшего его сделать. А так дизайн норм.

        • Я не дизайнер, а пользователь. Моя оценка не есть оценкой специалиста, им виднее, просто фидбэк. Шрифт не воспринимаю, читаю 3 минуты и плывет все. Шапка эта вездесущая непонятная. Как кто-то лупу включил на AIN. Не эргономично с точки зрения мидкора. Может за месяц адаптируюсь, посмотрим. Не проблема перейти на другие платформы весной 2017 года — 1 клик (: Просто зачем менять AIN, если контент подбирают, в принципе, более-менее актуальный. Если через месяц посещаемость просядет, будут хоть знать причину.

    • вроде шрифты подтянулись, попроще стало

      хотя действия с коментами сильно медленные стали, 2-3 секунды на лайк/дислайк/эдит это гон

  • Та дизайн вроде красивый, только шрифты не ок в статьях. Для длинных текстов тонкий гротеск не очень хорошо подходит. Красиво и читабельно у Medium например. Гротеск там где мало текста, засечки там где его много, небольшое изменение но сильно меняет восприятие. Вот, кстати, хорошо о шрифтах от медузы: https://meduza.io/feature/2017/01/29/kak-vybrat-shrift.

  • Операторы вкрай оборзели, тарифы поднимаются в разы не за предоставляемые услуги, а за 3G и будущий 4G

Поиск