Дизайн будущего: как технологии и искусство помогают моделировать неизвестность

11602

За окном 2050 год – активно развиваются биотехнологии, а возможности искусственного интеллекта шагнули далеко за пределы самых смелых ожиданий. Может показаться, что это – подходящее начало для научно-фантастического романа. На самом деле, не совсем так. Моделирование будущего – прерогатива не только футурологов, но и вызов для современных инноваторов. Яркий пример – компания Tellart, в фокусе которой новое направление – design fiction. Точное определение этому термину еще предстоит найти, но The Verge уже сегодня попытался разобраться, как устроен бизнес на будущем. AIN.UA приводит адаптивный перевод статьи.

Как будет выглядеть Дубай через 30 с лишним лет? Знакомо и чрезвычайно странно. К этому времени, жизнедеятельностью города занимается искусственный интеллект, смарт-зеркало в ванной оценивает состояние здоровья, а вся коммуникация с госструктурами сведена к взаимодействию с голограммой в виде интеллигентного человека в традиционном костюме.

Именно такая модель будущего была представлена в 2014 году в Музее новых государственных сервисов (The Museum of Future Government Services) в Дубае. Экспозиция реализована дизайн-агентством Tellart, расположенным в тысячах километров от ОАЭ, в Род-Айленде, США. Основанная в 2000 году, сегодня компания насчитывает 38 сотрудников в офисах по всему миру – от столицы Род-Айленда Провиденса до Нью-Йорка и Амстердама. Правительство ОАЭ – один из крупнейших клиентов Tellart.

Агентство из Род-Айленда – ведущий игрок отрасли, которая пока не имеет точного определения. То, чем занимается Tellart, иногда называют design fiction, по сути же – это дизайн будущего. Сооснователь студии виртуального сторителлинга Scatter Александер Портер уточняет, что design fiction готовит прототипы, которые помогают лучше понять, как изменяется мир вокруг нас.

Создают новое направление агентства, художники, инженеры и дизайнеры, которых объединяет одна цель – наглядно показать, как будет выглядеть будущее. Это своего рода научная фантастика, представленная с помощью интерактивных выставок, продуктов и стендов – возможность заглянуть вперед здесь и сейчас.

Моделировать то, как будут выглядеть технологии через несколько десятков лет, – непростая задача. Кроме того, она не лишена ответственности: делясь своими предположениями, можно не только воодушевить, но и дать неправильные ориентиры.

«В процессе создания высоковероятного образа будущего есть риск как расширить представление людей о том, что на самом деле возможно, так и сузить их восприятие», – говорит сооснователь Tellart Мэтт Коттам.

В доказательство своих слов, Коттам приводит интересный пример. Во время посещения одной из инсталляций Музея новых государственных сервисов, гостям выставки предлагалось воспользоваться теплыми полотенцами (как в высококлассном отеле). После того, как посетители возвращали полотенца, их, с помощью специального устройства, якобы сканировали, считывая биометрические данные, и изучали на предмет наличия опасных бактерий.

После эксперимента, беременная девушка испугалась возможного негативного влияния сканирования на ее ребенка. Учитывая, что сканер был неопаснее видео игры и реального анализа биометрики не выполнялось, – никакого вреда технология нанести не могла. Однако, вероятно, для гостьи подобный подход надолго проассоциировался с чем-то неприятным и угрожающим.

Design fiction: начало

Желание узнать, что ждет человечество в будущем, сопровождало нас всегда. Но реальные, физические инсталляции и модели – относительно новый подход. Впервые его использовали в 1939 году во время Всемирной выставки в Нью-Йорке. Лейтмотивом мероприятия стал мир будущего, а одним из наиболее ярких стендов – проект архитектора Нормана Бела Геддеса, получивший название Futurama. В рамках экспозиции, промышленный дизайнер показал, как будет выглядеть мегаполис в 1960 году. Макет состоял из небоскребов, бульваров, парков и широких автомобильных шоссе, по которым передвигались крошечные модели автомобилей. Тогда проект вызвал у посетителей удивление, а сегодня он явно бы произвел впечатление устаревшей модели.

Технологии и искусство достаточно давно начали использоваться «в связке» друг с другом, но первые агентства, моделирующие будущее, появились только в 1990-х. С распространением компьютеров и мультимедиа, технологические возможности для работы таких компаний только улучшились. Первопроходцем рынка стала IDEO; датская концептуальная дизайн-студия Droog появилась в 1993 году, а Tellart – в 2000. Несколькими годами позже ниша пополнилась и другими игроками.

На рынке design fiction, компании зарабатывают деньги, адаптируя новые, перспективные технологии для решения маркетинговых и брендинговых задач клиентов. Принцип работы прост: представим, что государство планирует ввести в аэропортах новую систему безопасности – технологию распознавания лиц. Если потенциальные пассажиры смогут увидеть модель работы такой системы заранее (например, на выставке), то, скорее всего, они не слишком удивятся, столкнувшись с чем-то подобным на паспортном контроле после прилета. Такой «фикшн» готовит сознание клиентов к будущим изменениям уже сейчас.

Прибыльный бизнес

Дизайн будущего, по сути, находится только в начале своего становления как отдельной отрасли, но компании, работающие в этой сфере, уже могут похвастаться неплохими результатами.

Tellart работает на разных континентах: раз в неделю агентство проводит онлайн-конференцию для всех сотрудников. На таких митингах команда обсуждает задачи, находящиеся на стадии активной разработки – от создания интерактивных инсталляций до приложений. Одновременно компания работает над дюжиной проектов: многие из них связаны с экспериментальными выставками, конкретными продуктами, рекламными кампаниями. Бюджеты заказов тоже варьируются – от $100 тыс. за небольшие инсталляции до $3 млн за проект для ОАЭ. По данным компании, ежегодный доход составляет от $6 до $8 млн.

Основатели Tellart Мэтт Коттам и Ник Скаппатиччи познакомились, будучи студентами Род-Айлендской школы дизайна. Тогда, вместе с друзьями, они создали студию, работавшую сразу в нескольких сферах – графического дизайна, проектирования мебели и кинопродакшена. Этот период пришелся как раз на эпоху доткомов, когда дизайнеры могли не только получать хорошие должности, но и высокие зарплаты. Коттам и Скаппатиччи решили пойти по другому пути.

«В какой-то мере то, что я не испытывал желания найти высокооплачиваемую работу, стало моей удачей. Мы решили попробовать что-то другое и создать студию, которая естественным образом сможет объединить физические и цифровые технологии», – вспоминает Коттам.

Переломным для Tellart стал проект, который компания разработала по заказу Google в 2012 году – Web Lab. Результатом сотрудничества стали 5 инсталляций, которые были представлены в Лондонском музее науки (The London Science Museum). Пять больших, прозрачных установок демонстрировали возможности современных мультимедиа в реальном времени, через призму Google Chrome. Например, с помощью сайта, пользователи могли сыграть на музыкальных инструментах или понаблюдать за тем, как робот рисует на песке их портреты.

После успешной реализации Web Lab, у Tellart появились новые клиенты. Одним из них стало правительство ОАЭ. По словам ведущего дизайнера компании Зазы Зуильхоф, разработка проектов для этой страны имеет много особенностей. Например, очки виртуальной реальности должны «учитывать» наличие головных уборов, а коридоры выставок – быть достаточно широкими, чтобы мужчины и женщины могли проходить по ним, не касаясь друг друга. Кроме того, в Европе сегодня отдают предпочтение минимализму, а в восточных странах обращают внимание на роскошь.

С точки зрения ОАЭ, сотрудничество с Tellart – это возможность создать собственную технологическую индустрию и дать ей возможность развиваться. В планах государства – разработка и укрепление собственного футуристичного бренда. В рамках этих инициатив значится и создание совместного с Tellart агентства, которое будет базироваться в Дубае.

На Всемирном правительственном саммите (The World Government Summit), который состоялся в феврале 2017 года, Tellart и ОАЭ представили совместный проект будущего окружающей среды. Инсталляция включала в себя три сектора, посвященных воде, еде и городской среде. Целью выставки стало переосмысление изменения климата, попытка восприятия этого явления не как проблемы, а как новой возможности. Например, нехватку пресной воды ученые из Эмиратов предложили компенсировать органической очисткой океанских водных массивов, а продукты питания выращивать на фермах под управлением искусственного интеллекта.

Главная задача стенда – доказать посетителям саммита, что проблемы экологии и окружающей среды решаются достаточно просто. Это версия будущего, в которой все сложности можно легко предусмотреть при условии наличия финансирования. Но вопрос о том, смогут ли представленные концепты заработать и прижиться на практике, остается открытым.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск