Традиционные лекции мертвы. Я профессор и сам их читаю

16906
5

Инновации меняют мир во всех сферах жизни, и образование — не исключение. Зачем поступать в университет, если сегодня все необходимые академические знания есть в свободном доступе в интернете хоть в текстовом, хоть в видеоформате? Доцент кафедры физики в Юго-восточном университете Луизианы Рэс Эллейн считает, что подход его коллег к обучению безнадежно устарел и если профессора университетов не изменят свой подход к обучению студентов, очень скоро их заменит YouTube. Свою позицию он изложил в колонке на Wired.

Когда я был молод, не существовало таких вещей, как Всемирная паутина или видеостримминг. Если вы хотели что-то посмотреть, приходилось ждать, пока это выйдет по телевидению. Это происходило примерно так: вы думали, а не посмотреть ли мне что-нибудь, и щелкали пультом, пока не попадалось что-то интересное. Так я открыл для себя шоу «Механическая Вселенная и то, что за ее пределами».

Если вы не смотрели это шоу в 80-х, то по сути это был вводный курс по физике для студентов Калифорнийского технологического института. В него входили классные лекции прикладного физика Дэвида Гудстейна, великолепные эксперименты и плюшки в виде исторических реконструкций. Но больше всего мне запомнилось то, как посредством витиеватой анимации изображали математические уравнения. Когда я думаю об этом сегодня, эти анимации пожалуй укрепили неправильное понятие «перемещения в другую половину уравнения», но все же. Они были очень крутые.

Сегодня, когда есть интернет, вы можете в любой момент посмотреть «Механическую Вселенную» на YouTube. Шоу не просто отличное само по себе — оно также наглядно демонстрирует нам, что традиционные лекции мертвы.

Что такое традиционная лекция? Это модель обучения, в рамках которой учитель, обладающий знаниями в выбранной теме, ретранслирует их на учеников. Эта модель возникла на заре образования, когда была единственным способом делиться информацией. А «читают» лекции потому, что были времена, когда лектор буквально зачитывал главу из книги перед аудиторией, чтобы студенты могли ее записать.

Не поймите меня неправильно, традиционные лекции прекрасно работали все это время. Но они устарели, и это становится очевидным, стоит вам посмотреть хотя бы один эпизод «Механической Вселенной». Закройте глаза и представьте себя в аудитории университета на традиционной лекции по физике, которую читает профессор. А теперь откройте (само собой я говорю в переносном смысле: если бы вы закрыли глаза, как бы вы узнали, что я велел их открыть? Уделал вас!). Что вы вообразили? Лучшую в мире лекцию по физике? Это вряд ли. Скорей всего вы представили себе кого-то что-то бубнящего у доски или рядом с презентацией PowerPoint. Нет ни единого шанса, что это интересней «Механической Вселенной». И если вы преподаватель, который все еще читает лекции, кончайте с этим и лучше покажите эпизод шоу. Всем от этого будет лучше.

Но погодите, а что если вы делаете нечто такое, что не под силу видео? Например, вовлекаете студентов в диалог, призываете их задавать вопросы… Отлично! Но я все равно предлагаю показать им «Механическую Вселенную», а когда кто-то захочет задать вопрос, поставьте на паузу. Все еще дадите сто очков вперед большинству традиционных лекций.

Сейчас вы подумаете, что я нивелирую роль преподавателя в обучении, но это не так. Просто традиционные лекции не эффективны. По данным исследований, студенты лучше усваивают материал, не когда они его видят или слышат, а когда делают — такая модель называется активным обучением.

Факультету физики пора задуматься о том, как он может выйти за пределы традиционных лекций. Есть несколько простых приемов, при помощи которых можно увеличить вовлечение студентов. Во-первых, поощряйте их читать вне класса. Во многом на лекциях вы повторяете то, что студенты могут прочитать сами — позвольте им это сделать. А время на занятиях потратьте на демонстрацию того, как работает теория на практике. Такая идея лежит в основе «перевернутого класса» — модели, которой я все чаще следую в последние годы. Она делает обучение веселее.

А еще начните использовать систему ответов студентов. Если вы обсуждаете тему, дайте студентам несколько вариантов ответа, пусть они обсудят их и коллективно выберут один. Если они ответили правильно — отлично, двигайтесь дальше. Если нет, объясните им, почему ответ неверный и попробуйте снова.

Я заметил, что самые продуктивные уроки получаются, когда класс разделился на два лагеря и каждый пытается убедить другой в правильности своего варианта. Например, вы спрашиваете студентов, что происходит с движением объекта под воздействием постоянной силы? Некоторые ответят, что он будет двигаться с постоянной скоростью, а другие, что его скорость изменится. В попытках отстоять свою точку зрения рождаются отличные дискуссии. Вы можете подумать, что это похоже на хаос, но по моему опыту это работает устрашающе эффективно.

Из всех приемов, которые делают обучение активным, один из моих любимых — старое доброе решение проблемы. Дайте студентам проблему или черт с ним, пусть они сами создадут проблему, а затем группами придумают, как ее решить. Вы удивитесь, как многому студенты учатся, работая в группах, и затем делясь своими решениями с классом. Для меня это первый прием, потому что он простой и нравится студентам, поскольку позволяет им решать проблемы, которые могут попасться на экзаменах.

Это несколько примеров, которые использовал я. У вас могут быть другие примеры. Суть не в том, чтобы делать конкретно это, а в том, чтобы отказываться от традиционных лекций в пользу процессов, в которых студенты могут принимать активное участие. Поначалу может быть трудно, но вы должны что-то предпринять. Иначе однажды вы станете профессором, которого заменили роликом на YouTube.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Ужасный стиль изложения. Если он так читает и свои лекции, то неудивительно, что они мертвы.

  • лекция это гипноз. во время лекции лектор передает не только информацию но и невербальную составляющую по этому поводу и атмосферу пребывания, общий настрой. только тупые закомплексованные технари или программисты могут такое написать.

    • Тут дело не в тупых технарях. За все мои 5 лет обучения в 2-х вузах, от силы 5-7 преподавателей действительно пытались передать что-то, помимо сухого материала. И это при том, что у меня специальность из области гуманитарных наук. Так что идеализировать процесс обучения тоже не стоит. Несколько по-настоящему интересных и полезных курсов не стоят 5 лет традиционного обучения.

  • В оригинале написано довольно неплохо. А вот перевод статьи действительно оставляет желать много лучшего.

  • Со 100% актуальностью этот тезис можно перенести на всю современную систему образования. И в ней меня больше всего беспокоит школа, потому что именно этот институт формирует у человека стандарт, как должна или не должна работать система образования. Даже если реформировать университет, в него придут почти взрослые люди, которые умеют только потреблять поданный кем-то свыше материал и решать шаблонные задачи.
    Именно поэтому я разрешаю своему ребенку прогуливать школу в пользу занятий на спортивной секции, интерактивного изучения английского на курсах вне школы и даже просто для того, чтоб он мог отдохнуть от того бесполезного нагромождения материала, который дают учителя. Вот скажите, кому в жизни реально понадобились интегралы, функции, та даже квадратный корень? Я не спорю, что решение подобных задач тренирует что-то в мозгах (это уже другой вопрос). Но оно тренирует только у тех, кто вообще способен их решит, а если нет? Не идет математика, зато есть успехи в химии, географии, биологии? Пока мой ребенок мог до 7 класса без лишнего напряжения и стресса всё это делать — он делал, но дальше пресловутая математика стала отнимать просто уйму времени, при том, что шла вразрез с его интересами. Вот тогда я просто нашла ему решебники и ГДЗ с алгебры http://gdz4you.com/algebra/algebra-8-klass/ и с 8 класса он начал учить только то, что ему действительно интересно. По остальным делает только необходимый минимум, вытягивая на средний бал и этого вполне достаточно.
    Вообще эту проблему можно было бы достаточно легко решить за счёт раннего выявления способностей у детей к тем или иным предметам и создании отдельных классов с разными программами. Но у нас всё ещё царит советский миф о том, что человек должен быть всесторонне развит (хотя на практике это неосуществимо), а отличник должен одинаково хорошо решать задачи по физике, разбираться в конституции и писать эссе.
    Но у нас занимаются только тем, что каждый год решают, сколько же лет учиться в школе — 11 или 12? Какая разница, если школьное образование всё равно мертво?

Поиск