История рожденных побеждать. Как создавалась самая успешная украинская киберспортивная команда NA`VI

6365
1

Украинский журналист, а также сооснователь медиа-консалтингового агентства Simply Media Тимур Ворона 21 мая на выставке "Книжный арсенал" в Киеве представит книгу "Стартап на миллион. Как украинцы зарабатывают состояния на технологиях". 

Издательство "Виват" начнет продажу книги уже в конце мая, электронную версию нужно подождать до октября. Редакция AIN.UA, с разрешения автора, публикует главу об истории Natus Vincere - самой известной и титулованной украинской киберспортивной компании. 

 

Украинская киберспортивная команда NA`VI по праву считается одним сильнейших коллективов мира. За шесть лет своего существования игроки Natus Vincere выиграли несколько сотен мировых турниров и чемпионатов и увезли оттуда свыше $6 млн призовых. Достижения NA`VI занесены в книгу рекордов Гиннеса.

Предыстория. Как зарождался украинский киберспорт

Киберспорт начал зарождаться в Украине в конце 90-х годов. С развлечениями в ту пору было туго, и небогатые подростки все свободное время проводили за виртуальными баталиями в компьютерных клубах. Час игрового времени стоил от двух гривен и в клубы шли все, кто не мог позволить себе билет в кино или пиво в баре. Посетители клубов преимущественно играли в шутеры от первого лица – Quake 3, Unreal Tournament, Counter-Strike 1.4 и стратегии от Blizzard – StarCraft и WarCraft.

Своей популярностью клубы во многом обязаны медленному интернету по всей территории Украины. Пределом мечтаний того времени был dial-up на скорости 56 Кб/сек и люди, которые выросли в 90-х, до сих пор способны воспроизвести звук дозвона модема к провайдеру. Про сражения на зарубежных серверах можно было забыть – при пинге свыше 100 игра напоминала слайд-шоу и у украинцев не было возможности соперничать с европейскими игроками. Поэтому школьники и студенты собирались в компьютерных клубах и бодро рубились между собой во все доступные игры.

Именно в клубах зарождались первые турниры. Из-за недостатка средств геймеры редко ездили на международные соревнования и предпочитали играть дома. Призовые были достаточно скромные и победители нередко получали ящик пива на команду или месячный абонемент в тот же компьютерный клуб. Часть чемпионатов устраивали сами игроки – сбрасывались по 10-20 гривен на призовой фонд и потом делили его между призерами, другие мероприятия проходили по инициативе владельцев клубов. Они же поддерживали хорошие команды и помогали им ездить на соревнования в другие города.

«В каждом областном центре была своя песочница и сильные игроки постоянно переходили из одной команды в другую. Названия тоже постоянно менялись — у нас не было ­спонсорских контрактов и ка­ких-то обязательств и мы могли выступать под новым именем хоть каждый день. Сегодня мы «Мор­шинская», завтра «Миргородская», послезавтра еще как-то», — рассказывает основатель NA`VI Сергей Ищук.

Первые зарубежные вояжи украинских игроков начались в 2001-2002 годах. Тогда Samsung начал проводить World Cyber Games — международный чемпионат по кибериграм, попадание на который считалось пределом мечтаний для каждого украинского геймера. Для участия в WCG нужно было выиграть отборочные турниры в своей стране, после чего победители за счет организаторов ехали на гранд-финал в Корее. Одновременно с WCG появился самый крупный киберспортивный фестиваль Dream Hack, куда съезжались десятки тысяч игроков со всего мира, кубок мира ESWC и американская лига CPL.

Несмотря на огромное количество геймеров в стране, настоящие успехи к украинцам приходили редко. Королями киберспорта считались корейцы, скандинавы и американцы. В этих странах уже был скоростной интернет, множество профессиональных команд и спонсорская поддержка со стороны производителей компьютерных комплектующих. Первой украинской медалью на WCG стала бронза в парной номинации Quake III в 2002 году — ее нашей стране принесли одессит Chip и киевлянин Terminator. За следующие четыре года наши соотечественники добыли еще две бронзы – на соревнованиях по Unreal Tournament и Warcraft 3.

В 2004 году в Украине появилась первая профессиональная команда – GSC Game World. Ее спонсором выступила одноименная компания – создатель «Сталкера» и «Казаков». В этом же году собралось еще два мощных украинских коллектива по Counter-Strike – харьковская pro100 и A-gaming. В последнюю вошли все ведущие игроки того времени, включая будущего основателя NA`VI starix’a.

Именно A-gaming принадлежит первый крупный успех на международных турнирах – третье место на WCG в 2007 году. Но по-настоящему про Украину заговорили в мире в 2010 году после образования NA`VI.

Одновременно с появлением NA`VI, в Киеве открылся крупнейший в Украине компьютерный клуб «Киберспорт Арена», площадью 1500 кв. м. Годом спустя заведение приняло финальную часть чемпионата мира по Counter-Strike IEM European Finals.

Отдельную роль в развитии украинского киберспорта сыграла игровая площадка Starladder.tv, основанная группой энтузиастов в 2012 году. На базе Starladder сейчас проводятся регулярные чемпионаты по нескольким дисциплинам, а на сайте проекта транслируются все крупные мировые турниры.

Казахский меценат и рождение команды

Своим появлением NA`VI обя­заны казахскому меценату Мурату Жумашевичу, более известному под ником Арбалет. Успеш­ный бизнесмен и отец четырех детей Арбалет любил играть в Counter-Strike и регулярно устра­ивал турниры по этой игре. Лучшими игроками в «контру» были скандинавы, но Мурат мечтал о дне, когда пальма первенства бу­дет принадлежать геймерам с постсоветского пространства. Для этого Арбалет находил перспекти­вные команды, платил им зарплату, спонсировал поездки на соревнования и ждал, когда те начнут побеждать.

Арбалет «вывел в мир» несколько команд, но ни у од­ной из них не получилось добиться значимых успехов. Парни выигры­вали чемпионаты внутри СНГ, но «сливали» большинство международных соревнований. Последняя команда Арбалета состояла из ро­ссиян и казахов, и когда те проиграли очередной турнир. Мурат Жумашевич решил собрать кома­нду чемпионов из украинских игроков.

В то время Арбалет организовывал турниры серии Arbalet Cup, постоянно приглашал украинские команды в Казахстан и очень любил общаться с игроками. По словам основателя NA`VI Сергея Ищука, Арбалет находил контакт с каждым игроком, уделял ему время и каждый по своему его любил. «Он постоянно придумывал разные конкурсы, что­бы развлечь себя и ребят: нап­ример, собирал нас за круглым столом у себя в офисе, делил на две команды, присоединялся к од­ной из них и за являл, что призовой фонд за победу на этой карте составляет $1000», — вспоминает starix.

Для этого он обратился к Сергею «starix» Ищуку, который как раз получил звание лучшего игрока «Arbalet Cup» и считался одним из сильнейших игроков в Counter­ Strike в СНГ. Казах пообещал ребя­там хорошие зарплаты, финансирование выездов и покрытие всех текущих расходов. Содержание киберспортивной команды требует больших расходов: это зарплаты для минимум пяти игроков, перелеты на турнир, проживание, питание, содержание тренировочной базы и так далее. На сегодня профессиональный геймер может зарабатывать от $400 до $25 000 в месяц, в зависимости от уровня игры и команды.

«Наша команда проиграла соревнования, мы тоже ничем не отличились и ходили в расстроенных чувствах. После чемпионата ко мне подошел человек, который занимался его организацией, дал телефон и ска­зал, что со мной хочет поговорить шеф. Я взял трубку и услышал голос Арбалета: «Привет, Старикс, я хочу предложить тебе создать украинскую команду с украинскими игроками», — рассказывает Сергей Ищук, которому на тот момент было 22 года.

«Я немного потерялся в простран­стве и толком не понимал, что происходит. Он мне что-то долго гово­рил, но я ничего не слышал. «Ты меня понял? Жду от тебя идей», — снова раздался голос на том конце провода. «Да, да, конечно», — ма­шинально ответил я, после чего Арбалет повесил трубку, а я остался стоять на месте и думать, что же делать дальше»,- рассказывает starix про тот разговор с Арбалетом.

Эта новость быстро распространилась по игровой тусовке. «Все ходили и смотрели на меня, как на какого-то полубога. Игроки понимали, что это огромные деньги и перспективы и надеялись, что я выберу именно их. Это был кош­мар — с одной стороны было прикольно ощущать себя неким вершителем судеб, но с другой нужно было не налажать и сделать все максимально правильно», — рассказывает starix.

Суммарно инвестиции Арбалета в команду превысили $100 000. Изначально команда называлась ArbaletUA, но затем парни решили сменить название и попросили своих фанатов придумать им новое имя. Один из португальских поклонников предложил Natus Vincere, что в переводе с латыни означало «рожденные побеждать». Название сразу всем приглянулось и остается неизменным уже почти пять лет.

Первые победы

Справившись со стартовыми эмоциями, Сергей позвонил Алексан­дру «ZeroGravity» Кохановскому, с которым раньше играл в команде GSC Game World, и предложил совместно заняться созданием но­вой команды. «Мы взяли лист бумаги, написали на нем ники 10-12 кандидатов и начали детально об­суждать каждого. В итоге выбрали четырех человек», — рассказывает starix.

Каждый из участников новой команды был лучшим игроком страны в своем классе. Markeloff был лучшим в мире снайпером, Edward — лучшим в Украине стрелком, Zeus стал капитаном команды, который всегда мог направить игру в нужное русло, успокоить игроков и эмоционально их поддержать, а Esenin — душой и клеем внутри коллектива. «Я мог заменить каждого из них, и будучи самым хладнокровным игроком в команде часто играл в роли опорника —  человека, который стоит на одной позиции и должен выжать максимальный ре­зультат из каждой партии», — говорит starix.

По его словам, без инвестиций Арбалета ничего бы не получилось. «До этого мне нечего было пред­ложить ребятам. «Что я мог им ска­зать? Давай ты пойдешь ко мне, мы будем выигрывать чемпионаты и всем будет хорошо?», — рассуждает Сергей Ищук. Все игроки были из разных городов и каждый состоял в какой-то команде. Задачей Сергея было убедить их в том, что это отличный шанс и такой сильный состав соби­рается в Украине впервые. «Когда мы анонсировали новую ко­манду, то выслушали кучу негатива в свой адрес — мол состав обре­чен, у нас ничего не получится и вообще мы сошли с ума играть в таком коллективе», — говорит Сергей.

Утереть нос скептикам удалось достаточно быстро. В первый же год своего существования пятерка украинцев устроила фурор на международных турнирах и выиграла три мировых чемпионата 2010 года — lntel Extreme Masters, ESWC и World Cyber Games. Мечта Арбалета сбы­лась: подобных успехов не добивалась ни одна команда в мире, и дости­жение NA`VI  было зафиксировано в книге рекордов Гиннеса. За сле­дующие несколько месяцев парни приняли участие в 16 турнирах и вы­играли свыше $200 000 призовых. «Я помню нашу первую победу на турнире в Кельне — мы как сорвались с цепи, обнимались после каждого фрага, кричали, сходили с ума, это было неве­роятно», — вспоминает starix.

Вдохновившись успехами ребят. Мурат Жумашевич продолжал под­держивать их деньгами еще пару лет. За это время NA`VI удалось встать на ноги, заключить ряд спо­нсорских контрактов с произво­дителями компьютерных комплектующих и продолжить свое существование.

Год спустя под брендом NA`VI  со­бралась еще одна команда — на этот раз по Dota 2. Первый чемпи­онат мира по «Доте» проводился еще до официального релиза игры и призовой фонд в $1,6 млн был отличной мотивацией для тысяч профессиональных игроков. NA`VI  выиграли этот турнир и увезли из Кельна рекордный на тот момент в истории киберспорта приз в $1 млн. Украинцы в одночасье стали национальными героями, обзаве­лись толпами фа­натов и на протяжении ближайших недель не сходили с полос новостных изданий по всему миру. На следующих мировых чемпионатах «рожденные побеждать» дважды останавливались в шаге от золота. Четвертый The International закончился для них не очень удачно — всего лишь пятое место и $519 000 призовых. На чемпионат 2016 года команда поехала в обновленном составе, к сожалению ей даже не удалось выйти из группы.

С 2010 по 2015 годы NA`VI приняли участие в 163 чемпионатах в различных дисциплинах, из которых победили в 77. Суммарные призовые команды превысили $4 млн. Обеспечив хороший финансовый задел ребята задались целью объе­динить под своим брендом лучших игроков мира по киберспортивным дисциплинам. В 2013 году к NA`VI присоединились действу­ющие чемпионы мира по World of Tanks — команда Red Rush. За полтора года пятеро украинцев и двое россиян выиграли восемь из де­сяти турниров в которых прини­мали участие, включая чемпи­онат мира в Вар­шаве & 2014 году. Тогда NA`VI в упорной борьбе обыграли своих «вечных» соперников из Virtus.Pro и завоевали звание лучших танкистов мира.

За «рожденных побеждать» также выступает одна из лучших в мире команд по Heroes of the Storm и чемпион Европы по FIFA Евгений «Yozhyk» Мостовик.

Как устроена команда

NA`VI  — это не просто сборище геймеров по разным дисциплинам, а большая киберспортивная организация в которой работает свыше двух десятков человек. Это дизайнеры, мувимейкеры, SММ-щи­ки, аналитики, авторы публикаций на сайте и многие другие специалисты. Сотрудников «рожденных побеждать» сложно на­звать «офисным планктоном». Аналитик команды по CS:GO и ав­тор статей Анд­рей «Andi» Прокоров до работы в организации профессионально играл в футбол и даже ездил на просмотр в Германию, но вынужден был закончить свою спортивную карьеру из-за травмы. После этого он ре­шил посвятить жизнь киберспорту. «Я каждый день проходил мимо офиса NA`VI, бросал взгляд на его верхние этажи и думал, что хочу работать именно здесь», — вспоминает Анд­рей.

Для воплощения мечты в жизнь жизнь ему пришлось немало попотеть. Несколько резюме, которые он отправил в NA`VI остались без ответа и лишь спустя месяцы Андрею удалось договориться с HR-директором коман­ды Олегом Булавко о собеседовании и испытательном сроке. Первое время Андрея работал бесплатно. «Сначала я выполнял мелкие поручения, но затем мне стали поручать более важные задачи», — рассказывает Andi. В течение пары месяцев он нашел свою нишу в команде — сейчас Андрей занимается анализом матчей в CS:GO и пишет тексты для сайта.

За удачными выступлениями «рожденных побеждать» скрываются долгие часы кропотливой и усидчивой работы Andi. «До NA`VI мне доводилось работать в таких местах, где никогда бы не хотел оказаться вновь. Тем и отличаюсь — ценю то, что имею, ведь на собственном опыте убедился, что такое плохо», — рассказывает он про свою работу.

Еще один сотрудник команды, арт-директор Алексей «Kondor» Кондаков, помимо своей основ­ной работы занимается удивитель­ными вещами: помещает персона­жей шедевров старой живописи в рамки современного мира. Он — художественный руководитель Na­tus Vincere и следит качеством исполнения продуктов, которые представляют организацию. «Работа в киберспорте — это словно работа в совершенно ином изме­рении», — считает Kondor.

Каждый чемпионат, в котором участвует NA`VI, подробно освещается на сайте команды — публику­ются видеозаписи матчей, интер­вью с игроками, прямые репор­тажи. Офис организации расположен в центральной части Киева и занима­ет два этажа. Там же находится склад сувенирной атрибутики NA`VI, тренировочная база и выставка киберспортивных трофеев.

Кроме зарплат и призовых за победы в турнирах геймеры зарабатывают на онлайн-трансляциях, где площадки делятся с игроками доходами от продаж рекламы. Стримы смотрит множество зрителей со всего мира, и популярный геймер может за день заработать несколько тысяч долларов.

При этом сама организация зарабатывает не на победах игроков в турнирах — 90-100% призовых уходит именно игрокам, а на маркетинговых решениях, роялти с бренда, мерчандайз-продажах, доходах с рекламы в Twitch, YouTube и спонсорских проектах.

Что касается обя­зательств игроков, то кроме побед и регуля­рных тренировок те должны сот­рудничать со спонсорами, общаться с фанатами и прессой, сни­маться в видеороликах участвовать в конкурсах, вести здоровый образ жизни и не «светиться» в не­приятных историях. Игровая неделя киберспортсмена — это минимум 60 часов тренировок, которые начинаются после обеда и заканчиваются далеко за полночь. «Утром или днем ты можешь самостоятельно зайти на карту и поучаствовать в хаотичных перестрелках, а после шести трениру­ешься с командой. Как раз в это время на зарубежных серверах по­является народ и мы «воюем до 10-11 вечера», — рассказывает starix о тренировках команды в Counter-Strike.

Ге­ймерам запрещается употреблять алкоголь во время турниров и тре­нировок — малейшая доза спиртного ведет к расконцентрации, снижению реакции и может стоить команде победы. Все это пропи­сано в контрактах и невыполнение хотя бы одного условия может привести к исключению из команды. «Под воздействием алкоголя притупляется осознание реальности, ты чу­вствуешь, что тебе море по колено, бежишь вперед с горящими глазами всех убивать… и моментально умираешь. Противники — тоже непростые ребята и моментально поль­зуются слабостями оппонентов», — рассказывает starix о вреде спиртных напитков.

Взгляд в будущее

«Киберспорт — это как шоу-бизнес. С появлением онлайн-трансляций он начал прогрессировать в геометрической прогрессии, поэтому чем чаще игроки «светятся» в медиа — тем лучше, — рассуждает коммерческий директор «рожденных побеждать» Евгений Золотарев. Таких людей в составе NA`VI хоть отбавляй — игрок из состава по Dota 2 Даниил «Dendy» Ишутин является одним из самых популярных мировых геймеров, его фанатская армия насчитывает сотни тысяч людей по всему миру. Это похлеще, чем у большинства украинских политиков.

Каждый игрок при вступлении в команду подписывает контракт, в котором фиксируются его обяза­тельства и стои­мость. Поэтому, если геймер ре­шит перейти в другую команду, той придется заплатить NA`VI за трансфер. У «рожденных побеждать» есть и свои скауты, которые ищут перспекти­вных игроков по всему миру и затем перекупают их у других организаций, либо предлагают перейти к ним бесплатно. Правда, по словам Золотарева, проще найти уже готовую команду и уговорить их выступать под брендом NA`VI . «Бы­вает, что хорошие команды сами выходят на нас и мы принимаем их в свой состав. Именно так украинцы присоединили к себе команды по World of Tanks, Heroes of the Storm и League of Legends.

В 2016 году Natus Vincere заключил сделку на $10 млн с российским холдингом ESforce Holding Ltd, ранее известным как Virtus.pro Group. По условиям сделки украинская команда уступила российской стороне часть активов и медиаправа Na`Vi. Официально, стороны не рассказывали об условиях сделки, но в NA`VI подтвердили, что медиаправа Na`Vi теперь принадлежат российскому холдингу. «На данный момент Na`Vi как киберспортивный клуб продал свои медиаправа ESForce. С нашей стороны это большой шаг вперед, так как теперь мы полностью защищены финансово и не подвержены рискам, связанным с продажей спонсорских пакетов — этим полностью занимается ESForce Sales Agency», — сообщил редакции AIN.UA CEO Natus Vincere Александр Кохановский.

«Это начало нового футбола, если не больше. Через пару лет чемпионаты будут проводиться на стадионах и собирать десятки тысяч болельщиков», — уверен starix. Сейчас NA`VI  входят в пятерку лучших команд мира и на них равняются миллионы игроков со всех уголков земного шара. Но «рожденные побеждать» не собираются останавливаться на достигнутом — впереди новые вершины и NA`VI наверняка впишут еще не одну золотую страницу в историю киберспорта.

Как стать киберспортсменом. История основателя NA`VI Сергея starix Ищука

Сергей «starix» Ищук — один из самых титулованных украинских игроков в Counter-Strike и мно­гократный чемпион мира по этой дисциплине. Его игровая карьера началась в далеких 90-х, когда тур­ниры проводились в компьютер­ных клубах и гонорары за победу измерялись в ящиках пива. Свой первый чемпионат Украины starix выиграл в 16 лет, а в 22 основал команду NA`VI, которая сходу стала абсолютным чемпионом мира, и благодаря этому достижению вош­ла в книгу рекордов Гиннеса.

По данным сайта Сyberstadium.ru, starix поучаствовал в более чем ста турнирах по CS 1.6 и CS:GO и выиграл за все это время $300 000. Игровая карьера Сергея началась в 14-15 лет, когда он, как и мно­жество подростков, ходил играть в компьютерные клубы. «Там собиралось много народа, мы знакоми­лись друг с другом и рубились поч­ти во все сетевые игры того вре­мени, где был экшен и драйв — Delta Force, StarCraft, Counter-Strike и мно­гие другие. Если ты показывал хорошие результаты, то становился вхож в любые компании, в том числе и к более старшим ре­бятам. Меня всегда тянуло к обще­нию с ними, но единственной общей темой для разговоров у нас были игры и благодаря им порог возраста практически не ощущался», — вспоминает Сергей.

В 2000-х годах такой дисциплины как киберспорт еще не существовало, первые турниры организовывали директора компьютерных клубов.

Когда Сергей начал регулярно побеждать на турнирах, он решил взять академический отпуск в институте и посвятить свое время Counter-Strike. «Моя мама не понимала, почему я хочу играть в компьютерные игры, вместо того, чтобы учиться в инс­титуте, получить диплом и вести обычную на ее взгляд жизнь. Мы постоянно спорили на эту тему: «Сережа, что ты делаешь, ты дол­жен пойти учиться! Нет, мама, ты не понимаешь…» В итоге мы дого­ворились, что если я не добьюсь успехов, то не стану тратить время на игры и вернусь в институт», — вспоминает starix.

В 16 лет Сергей выиграл свой первый чемпионат Украины и поехал на отборочные соревнования на Electronic Sports World Cup в Париж. Поездка полностью финансирова­лась организаторами турнира и стала для его мамы огромным сюрпризом. «Для нее это было нечто осо­бенное — она вспомнила, как в свои 16 лет сидела в Союзе и мечтала про путешествия, а тут ее сын едет в Париж. Больше она не пыталась со мной спорить», — рассказывает Сергей.

В 2014 году starix покинул команду и стал тренером и менеджером NA`VI. «Я уже десять лет играю на одном уровне и не прогрессирую. Ре­шил, что надо дать дорогу молодым», — поясняет он причины своего решения. «Парни постарше уже насытились игрой и действуют на автомате, а для победы надо чуть больше, чем просто точно стрелять. Да и в 18-20 лет реакция все же получше, чем в 27», — добавляет Сергей.

Тренерские обязанности Сергей воспринимает с юмором. По его словам, тренер — это мамочка и папочка для каждого игрока. Он выслушивает всех их пожелания, формирует расписание для команды, договаривается с организаторами турниров, проводит анализ игр, занимается скаутингом, составляет финансовые отчеты по приезду и многое другое. «Ребята должны точно стрелять в голову, кидать гранаты и делиться информацией во время игры — все остальное моя забота», — рассказывает Сергей о работе тренера.

На вопрос о том, стоит ли молодым ребятам идти в киберспорт starix отвечает с улыбкой. «Помните, что лучшими могут стать только единицы. Чтобы добиться результата, ты должен пожертвовать годами жизни и не факт, что после этого в команду возьмут именно тебя, а не кого-то еще. Задумайтесь, чтобы потом не жалеть о сделанном выборе», — говорит Сергей.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск