Как блокировка «ВКонтакте» повлияет на бизнес украинцев

16047
33

На прошлой неделе Петр Порошенко подписал указ о введении санкций по отношению к российским предприятиям, среди которых также указаны IT-компании. Санкции предусматривают блокировку на территории Украины ряд российских сервисов, в список которых, в частности, входит «ВКонтакте». Закрытие доступа к социальной сети затронет не только рядовых пользователей, но и тех украинцев, кто ведет в ней предпринимательскую деятельность. Редакция AIN.UA поговорила с владельцами интернет-магазинов и развлекательных сообществ с большой долей украинской аудитории о том, как блокировка «ВКонтакте» повлияет на их бизнес и как они планируют действовать дальше.

Назар Гладкий, владелец развлекательных сообществ

Суммарное количество подписчиков: >1,25 млн
Доля украинской аудитории: 95%

Честно сказать, когда я об этом узнал, был, мягко говоря, в шоке. Поначалу думал, что этот закон останется только на бумаге. Но когда увидел, что некоторые провайдеры активно блокируют «ВКонтакте», в том числе и все мобильные операторы страны, стало действительно страшно.

Пока что я планирую просто ждать, чтобы было понятно, насколько все серьезно. В планах переходить в Instagram, но это все в будущем. Возможно, буду «перетаскивать» аудиторию именно туда. Сделаю какой-нибудь конкурс — аудитория это любит. Также есть идея перейти на русскую аудиторию (в ВК и Instagram).

Пока очень сложно сказать, какой будет ущерб. Думаю через месяц-другой можно будет точно сказать, но я надеюсь, что это не сильно повлияет на заработок.

Игорь (имя изменено по просьбе собеседника), владелец развлекательных сообществ

Суммарное число подписчиков: >1,1 млн
Средняя доля украинской аудитории: 90%

Разговоры об этой блокировке велись задолго до подписания указа, но среди владельцев сообществ это никто никогда не воспринимал всерьез. Все верили, что все будет хорошо и в нашей стране до такого никогда не дойдет. Поэтому никто не готовился к блокировке и для всех это стало неожиданностью. Сейчас большое количество администраторов украинских сообществ в панике: некоторые даже продают сообщества всего по 10% от их прежней стоимости, чтобы выручить хоть какие-то средства.

Лично я реагирую на это резко отрицательно, в первую очередь потому, что я теряю львиную долю своих доходов. Плюс, придется распрощаться с двумя менеджерами-редакторами сообществ, студентами, которые получали за свою удаленную работу хорошие для нашего города (Львов — ред.) деньги.

Блокировкой «ВКонтакте» наша страна ограничила право на свободу слова. Ведь в этой социальной сети никогда не было утеснений по этому поводу. Позволю себе процитировать слова Павла Дурова, когда в России грозились заблокировать Telegram: «Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с помощью них общаются террористы».

Сейчас админы сплотились и мы планируем распространять через наши «медиа» петицию [о разблокировке]. Но будем откровенны — надежд на это почти не возлагаем. В то же время процесс перехода на другие платформы уже начался.

В большей степени мы делаем ставку на Instagram. Там все просто и хорошая цена подписчиков. Плюс, он всегда осваивался, но не так активно — ранее в этом не было необходимости. Также не исключаю, что появимся в Telegram, слышал только положительные отзывы о тамошних каналах. Говорят, что конверсия достигает небывалых высот. Нужно убедиться.

Я думаю, что какую-то часть пользователей мы перетащим, но глобально это будет мизер. Пожалуй, бросим в ход конкурсы и другие SMM-фишечки.

Лично я теряю из-за блокировки «ВКонтакте» в Украине 60 000-70 000 грн в месяц, и это не самая большая сумма, если учесть нескольких других моих знакомых. Плюс, теряется прирост прибыли, который в среднем составлял 5% в месяц.

Очень много людей теряют основной канал продвижения для своих товаров и услуг, соответственно SMM-специалисты также теряют клиентов, которым требовалось продвижение. Во «ВКонтакте» сосредоточено колоссальное количество малого бизнеса, которому никто после закрытия альтернативы не предоставит.

Евгений, владелец сообщества по продаже одежды «7км Одесса».

Количество подписчиков: >380 000
Доля украинской аудитории: 95%

Я лично отреагировал с пониманием и готов к изменениям. Это не первый случай в моей жизни, когда бизнес сворачивается очень быстро.

Мы начали делать то, что откладывали в долгий ящик — это группа в Facebook и сайт. Также у нас запущена группа, направленная на Россию. Это позволит дальше генерировать прибыль, но этот показатель составит лишь 10% от украинской группы.

Сейчас в сообществе свыше 4000 живых отзывов. Мы соберем все телефоны, которые у нас есть, и будем делать рассылку и таргетированную рекламу, где это уместно. Также на стене мы закрепили призыв оставлять нам свои страницы в Facebook и Instagram. За это мы даем бонус в 20 грн на следующую покупку.

Этой зимой у нас был оборот 1 млн грн. Если брать за год, то сообщество приносило 400 000 грн чистой прибыли. Впрочем, еще ничего не случилось. Мы работаем в штатном режиме.

Тарас Шостенко, основатель сети магазинов «МЯСО»

Количество подписчиков в сообществе «ВКонтакте»: >300 000
Доля украинской аудитории: ~80%
Суммарное количество подписчиков в других социальных сетях: >15 000

Примечание: Тарас Шостенко в своем подкасте обсуждал возможную блокировку «ВКонтакте» и последствия еще в феврале этого года. AIN.UA приводит сокращенную расшифровку.

В принципе, с самого старта проекта магазина «МЯСО» и до сих пор именно группа «ВКонтакте» стала для нас неким базисом. Ведь именно она и оказалась нашей виртуальной витриной, нашей торговой площадкой для интернет-продаж. С помощью такого инструмента, как социальная сеть «ВКонтакте», мы осуществляли наше маркетинговые воздействия на сознание потребителя, ну и продолжаем их осуществлять.

[…] Естественно, в случае если это произойдет [блокировка], все, кому это необходимо, будут пользоваться соцсетью. Понятное дело, установят себе некое специализированное ПО по обходу данных ограничений. […] Так или иначе, все эти ухищрения и все эти блокировки, безусловно, усложнят схему взаимодействия с потребителем, то есть то, из-за чего мы все с вами пользуемся социальной сетью.

[…] Я прекрасно понимаю, что многие из моих слушателей, точно также связавшие свои продажи с «ВКонтакте» и построившие свой бизнес с нуля именно в социальной сети — потому как не обладали никаким стартовым капиталом — могут и должны быть обеспокоены данной ситуацией. Что же делать дальше? Мой ответ достаточно прост и прозаичен. Я считаю, что уже сейчас, пока все еще работает по-прежнему, необходимо прорабатывать некоторые другие способы коммуникации с покупателями.

Нужно начинать разбираться в премудростях Facebook и Instagram, если говорить о социальных сетях. Попутно пробовать работать с какими-то торговыми площадками и агрегаторами по типу «Приватмаркета», Prom.ua, OLX, Bigl.ua. А еще лучше, конечно, создавать свои собственные торговые площадки. Я имею в виду сайты и посадочные страницы.

На протяжении всего времени существования проекта я всегда открыто заявлял, что сеть магазинов одежды «МЯСО» построена на трех китах: «ВКонтакте», «ПриватБанке» и компании Нова Пошта. Именно эти три организации дали возможность развиться нашей структуре и добиться текущих показателей.

Я неоднократно предупреждал всех, кто меня знает, о том, что блокировка «ВКонтакте» может произойти. То есть, морально я был готов, для меня это не стало какой-то дикой неожиданностью. Однако радоваться этой ситуации я, конечно, не могу.

Сейчас у нас, как у компании, еще не до конца выверена стратегия действий. Но уже скоро все игроки нашего рынка увидят, что мы будем делать. И, традиционно, получат возможность повторить наши шаги. Впрочем, поскольку блокировка уже вступила в силу и мы каждый день смотрим, как один интернет-провайдер за другим сдают позиции, мы с 18 мая уже начали движения в направлении реформации у себя в организации.

В обязательном порядке мы будем информировать наших клиентов о возможности использовать VPN. Мы параллельно работали и в Facebook, и в Instagram, другое дело, что нашим домом всегда была «ВКонтакте». Именно в этой социальной сети мы работали в полной мере.

Для коммуникации с клиентами и партнерами можно использовать что угодно — от телефона до Facebook Messenger. Также я лично ратую за развитие собственного мессенджера для организации, который будет развернут на принадлежащих компании аппаратных мощностях.

Постепенная миграция в другие социальные сети наших клиентов неизбежна, ее не нужно специально поощрять. Поэтому и спецпредложения мы не планируем вводить.

В краткосрочной перспективе (текущий месяц) ущерб от блокировки составит около $4500-5000. В долгосрочной перспективе это десятки и десятки тысяч долларов. Мне сложно определить это точно, так как я никогда ранее не бывал в подобных ситуациях.

Иван (имя изменено по просьбе собеседника), администратор интернет-магазина

Количество подписчиков: >190 000
Доля украинской аудитории: 95%

Честно говоря, это полный крах для украинских пабликов «ВКонтакте» и предпринимателей, работающих в этой соцсети. Некоторые по 4 года раскручивали свои сообщества, собирали аудиторию, жили своим делом — и тут в один момент все, над чем мы так долго работали, рушится. Куда переходить — сам не знаю, пока в поисках.

Блокировка нанесет можно сказать почти 100%-ущерб, потому что пока это единственная платформа, на которой мы развивались и которая давала нам такую возможность в полной мере. Раскручиваться в других социальных сетях намного дороже и менее эффективно.

Виктория, владелец сообщества по продаже одежды Sofee

Количество подписчиков: >85 000
Доля украинской аудитории: 90%

Отреагировали очень негативно, сначала даже не поверили. Уже сейчас в разработке магазин в Facebook. Мы не будем предоставлять никаких поощрений, так как это очень большой удар нашему бизнесу, уйдет как минимум половина клиентов.

Пока что нам неизвестен ущерб, но предполагаем, что это будет около 50 000 грн в месяц. В этом запрете нет никакого смысла, нужно блокировать конкретные сообщества, а не весь «ВКонтакте». Наше правительство как всегда не подумало о малом и среднем бизнесе.

Напомним, ранее AIN.UA писал о том, как блокировка российских сайтов за 2 дня изменила картину уанета.

Оставить комментарий

Комментарии | 33

  • 1. нечего все яйца ложить в одну корзину — золотое правило бизнеса 2. кто из клиентов захочет быть в ВК — тот там будет и после блокировки.

    • Это актуально не для всех. Бренды уходят из ВК, так как боятся репутационных рисков. А смогут ли они привлечь меня снова, но уже на другой площадке и сколько на это уйдет денег, большой вопрос.

      • В другом комментарии верно сказали — в ВК сложно поймать ЦА. Но ещё сложнее там поймать платежеспособную ЦА. Никогда не рассматривал эту соц. сеть как инструмент.

        • Теперь поймать платежеспособную аудиторию будет дорого и сложно везде. Так как на FB ринутся все подряд, от тех кто не знает, что такое VPN, а они наверняка как раз таки не платежеспособны. До тех, кто давно хотел. А также рекламодатели и из-за аукционной системы, стоимость показа/клика станет еще выше.

          • Лично я ожидаю отката до начала 2000-х — прямая покупка рекламы на тематических площадках.

  • Что интересно так это то что многие из этой статьи хотели перейти в Facabook и Instagram но откладывали все в долгий ящик. Некоторые из этой статьи даже уверены что в Facebook и Instagram намного больше денег но не хотели ничего делать.

    Что может случиться:
    1) Переток пользователей в Facebook и Instagram. Таким образом увеличится аудитория украинских пользователей.
    2) В связи с пунктом 1 вырастет коммерческий интерес в этих сетях.
    3) Далее в совокупности пункта 1 и 2 возникнет вторая волна пеехода в соцсеть Facebook и Instagram.

    К слову говоря конверсия в ВК намного меньше чем в FB т.к. в FB аудитория намного платежеспособная. Но все боятся нового.

  • Одні бовдури ховались від новин у розважальних спільнотах, а другі заробляли на перших копійчину. Прийшов час визирнути у вікно. В той час, як ви «по 4 года раскручивали свои сообщества, собирали аудиторию, жили своим делом», в країні вже три роки йде війна.
    Ласкаво просимо в реальний світ!

  • а как сайтам продвигаться после блокировки яндекса? трафик и так уже упал в два раза.

    • код в счетчике поменяли? рекомендую.

      • что значит менять? убрать на совсем? у меня сайты с кодом открываются нормально. тем более сообщили что нужно изменить адрес ссылки и все будет работать, если есть проблемы

        • там для файла watch_ua.js нужно поменять адрес — письмо приходило от Яндекса. у меня просадка пошла по статистике на прошлой неделе — поменял строку эту и все выровнялось пока что.

          • мне письмо не приходило, но на другом ресурсе читал. попробую. просадка будет из за того что уменьшиться количество пользователей поиска яндекса этого не избежать.

          • официально Яндекс не признает этих «костылей» в счетчике. у товарища Укртелеком уже все что можно залочил — сидит парень через Tor и все нормально.

          • почему яндекс официально не признает? письмо же от них приходило

          • письмо пришло, но записи в блоге вебмастера нет и не будет — так было сказано на SE.

          • странно мне ничего не приходило на почту, сейчас напишу им. в твиттер на офиц. аккаунте есть информация

  • Сча я на правах свободы слова тут накатаю простыню. Специально даже не поленился.

    — все почему-то забыли что ВК, как и любая другая социальная сеть не являются торговой площадкой.
    — то, что вам зашло в голову открыть свой магазин в ВК и поднимать на нем бабло — это ваши личные трудности и к малому бизнесу или среднему бизнесу это относится косвенно. Соц сеть — это лишь дополнительный способ привлечения клиентов в свою богодельню
    — кто хотел сидеть вк и покупать там что-то так и будет там сидеть через ВПН или другие способы. Кто ограничен умственными способностями и ограничивается покупкой чего-либо только ВК…сочувствую ему.
    — безусловно часть аудитории из ВК группы Вашего магазина отпадет, но не забывайте тот момент что не все люди из вашей группы что-то вообще покупали
    — выделю в отдельный пункт Человека с большой буквы, управляющего магазином «7км Одесса». Человек трезво оценивает ситуацию и не развивал свой «бизнес» только ВК
    — как много владельцев групп-торговых площадок платили честно налоги в казну страны? Да, тут собраны комментарии от владельцев магазинов и т.д. но есть куча людей из пабликов которые получали деньги переводами через Приват и вообще никак не были учтены в налоговой. За всякие сигны/промо/рекламу в своем паблике человек получал деньги никак не задокументированы. Это не бизнес. Это на3балово и желание легкой наживы.
    — владельцы «развлекательных сообществ» не являются бизнесменами. Это клоуны, которые зарабатывают на мемасиках и сигнах деньги. Вот я абсолютно не против что они там зарабатывают — это все их труд. Но вы забыли что вы использовали чужеродную соц сеть для обогащения. Когда-то оно должно было закончиться так или иначе и не нужно винить других в том что вы не обезопасили себя наличием контента в других соц сетях и т.д.
    — «МЯСО» лично даже я состою в группе ВК. Но я и после закрытия найду способ что-то купить там если мне будет нужно. Остальные люди которые не удосужились поднять жеппу и проверить зачем они состоят в той или иной группе — мертвые души для счетчика кол-ва людей паблика. Они ка стихийно могли что-то купить так и стихийно могли написать плохое где-то в отзывах и принесли бы вам (не только «МЯСО» а любой другой группе с постами о продаже) убытки. Адекватная аудитория перейдет за хорошим магазином/пабликом в другую соц сеть если ее хоть как-то проинформировать о том куда кто перешел.
    — напомню еще один момент. Сколько было обманутых людей в таких вот пабликах торгашей, именно торгашей. Которые искали и нашли легкую наживу. Даже я попадался на таких клоунов. А вся суть в том что владелец является менеджером группы и может удалять/править/оспаривать ваш неганивный коментарий. Он может быть опровергнут магазином в считанные минуты и никто его не найдет в кипе других коментариев. Реальная ситуация с одним небезизвестным пабликом лично моя. Пришла кофта с длинным рукавом не того размера по предоплате. Все хорошо кроме размера. Поменять отказались по причине того что размера моего не было (хотя я заказал и просил прислать совсем не то что пришло). На предложение вернуть деньги ответили отказом. Коментарии в паблике мои затерли. Естественно что паблик до сих пор функционирует. Обращение в полицию ничего не даст так как найти владельца паблика не представляется возможным. Вот и вся суть «бизнеса» ВК.
    — блокировка ВК не является ущимлением свободы слова. Это можете пожаловаться сейчас на Северную Корею что она не дает вам находиться на их интернет ресурсах и ущимляет вашу свободу слова.
    — представьте ситуацию что вы нашли развлекательный центр и решили там открыть дупло по продаже мороженного. Вы его открыли и продавали все хорошо, и все было тоже хорошо. Приезжает доблесная милиция и опечатывает входы в здание так как там в подвале варят наркотики. Вы идете в другой развлекательный центр? Пикетируете государство потому что у вас там бизнес же был «как же так я же все деньги потерял»? Или пикетируете ссылаясь на свободу перемещения и что вам там запрещают перемещаться?
    — чего все бомбят про ВК но никто ни слова не сказал что Одноклассники тоже ведь закрыты и Мейл.ру. Как же почта? Как же мой мир мейл.ру? Как же ожноклассники мои в Одноклассниках? Если бы эти ресурсы были агрегаторами платежеспособной аудитории то и за них бы тоже бомбили и говорили что это ущимление свободы слова. А так кому они интересны? Никому.
    — и все еще забыли про то как воруют авторский контент в том же ВК. Это ли не ущимление свободы слова?

    P.S.
    Я искренне сочувствую людям, которые потеряли часть гостей своих магазинов из-за блокировки. Надеюсь что вы сможете совладать с собой и разместить виртуальную площадку в другой социальной сети и продолжить жить честно и зарабатывать деньги.
    А одминам «развлекательных пабликов» которые ус*ались из-за блокировки желаю лететь на жопной тяге пока вы не осознаете что вы же и являетесь корнем проблемы закрытия своего «бизнеса».

    Всем удачи.

    • абсолютно верно все сказано,этот плач Ярославны напоминает вопли торгашей и владельцев киосков в Киеве,которых наконец хоть начали сносить и сгонять с насиженных мест

    • лучший раб — тот раб, кто считает себя свободным. жаль что все еще много невежества и слепцов нашем обществе, которые в запретах видят благо, в 2017-м, запрет интернет-сайта, серьезно? умоляю, признайтесь хотябы, что вам лет 50, я не хочу верить, что новые поколения столь дремучи

  • До цього йшло. В свою чергу найуважніші створили філіали спільнот на фб роки тому. Мораль така «За неуважність доводиться платити».

  • Якщо чесно якось не виходить співчувати(спробував), я от теж втратив багато чого в Донецьку

  • Стыдно признаться, но я ни разу не покупал ВК что-либо (я один такой?) + развлекательные паблики были с весьма посредственным и одинаковым контентом.

  • А сколько эти «бизнесмены» заплатили налогов? Сколько из них работает легально? А знаете почему у нас нет Facebook, Google? Потому что у них нетприбылей, потому что наш «бизнес» предпочитает заспамить всех в вконтактике, но платить никому не согласен.

    • Ты лучше расскажи сколько из этих налогов пошло по назначению, если уж решил поднять вопрос. Ах да, у нас ведь даже нет среднего класса, зато умников с левым *з*ежем хоть отбавляй!

      • вы предлагаете не платить налоги и жить в европейской стране ))), а там кстати за такие вещи …..

      • Не надо уходить в сторону. Если так, то сколько из этих «бизнесменов» плачет о плохих дорогах, о пенсии, о медицине? Воруют налоги? Конечно, ведь вы воруете! Или депутаты инопланетяне, не из народа приходят к власти? Вот такие же и приходят. На рекете не было возможности подняться, начинают с таких мелких схем. Не надо, я могу на эту тему много сказать.

  • Слушайте, есть куча программ, которые обходят эти самые запреты.
    Почему я не могу лазить в интернете где захочу? Ну это же бред!
    Одна из последних программок, которую установила vilny.net, потому как vpn все время лагал

  • Переход на другие площадки приведёт к потере клиентов не из-за того, что они не смогут найти эти площадки, т. к. почти во всех таких случаях пишут все возможные каналы связи. Дело в том, что для этого человек должен совершить активное действие, самостоятельно зарегистрировавшись где-то, если ещё этого не сделал, и подписавшись. Кучи людей подписаны на паблики, которые не читали, а те кичились своей численностью. Плачут эти дельцы с изменёнными именами. В других местах правила игры совсем другие. В Instagram вообще ссылки неактивные, там не каждый рекламный контент подойдёт. В месенджерах не всегда есть комментарии. Да, именно так умирает свобода слова, а не когда Шустер гоняется по каналам за славой и заработком.

  • Докладываю.
    Я потерял 20% валового дохода, для меня это ощутимо. Сфера интернет-маркетинга.
    Но сказать что блокировка была зря не могу, наверное всё же нужна была.

Поиск