Ok, Google: сможет ли компания монетизировать голосовой поиск и стать лидером рынка «умных» помощников

9344

Голос становится мощным инструментом взаимодействия с гаджетами. Возможности распознавания речи стараются развивать и имплементировать все ключевые технологические компании мира. В прошлом году к их числу присоединился и Google, который явно претендует на лидерство. Но чтобы победить в гонке голосовых технологий, поисковому гиганту придется изрядно постараться – не только исправить существующие баги, но и разработать принципиально новую модель монетизации. О том, как компания планирует реализовать смелые планы, в своей статье рассказал портал Recode. AIN.UA публикует адаптивный перевод материала.

Если Google хочет сохранить за собой статус основного источника информации в мире, ему нужно внедрять новые возможности управления сервисами и приложениями – без использования рук и непосредственного взаимодействия с гаджетами. Один из приоритетных векторов развития – голосовые технологии, где сегодня стремятся преуспеть все крупные компании Кремниевой долины. И похоже, что Google, с его возможностями голосового поиска и распознавания языков, может стать лидером.

Но основная проблема Google кроется в отставании от конкурентов: компания слишком поздно вышла на рынок hardware, в то время как голосовой помощник Siri от Apple, работающий на iPhone, и Alexa от Amazon, установленная на Echo и Dot, уже пользуются популярностью у аудитории. Чтобы преуспеть с «голосом», Google придется овладеть технологиями, далекими от привычного для него рекламного бизнеса и подхода к поисковой выдаче.

Голосовые технологии все больше укрепляют свои позиции в качестве интерфейса взаимодействия человека и искусственного интеллекта (ИИ). При этом ИИ уже воспринимается не только как новый способ получения информации, а как следующий этап развития вычислений. И Google просто не может позволить себе потерять позиции в борьбе за эту экосистему.

Впервые свои «голосовые возможности» для Android компания представила в 2010 году. Одной из последних ее разработок в этой сфере является голосовой помощник Assistant, работающий на основе ИИ под управлением Google Home (конкурента Echo), Google Pixel и последних версий Android.

Помимо голосового веб-поиска, Assistant «умеет» подключаться к другим устройствам, обеспечивая возможность голосового управления ими, интегрироваться со сторонними приложениями и собирать личную информацию пользователя на основе, например, данных календаря от   Google. Но в основном, Assistant все же воспринимается пользователями как голос гаджета Google Home.

Коммерческий подход

Представленный в мае прошлого года Google Assistant – достаточно мощная заявка компании на участие в развитии голосовых технологий. Тем не менее открытым остается вопрос о способах монетизации таких инноваций. Пока Google не раскрыл планов по бизнес-составляющей своих разработок вроде Assistant и голосового поиска. Сундар Пичаи, CEO Google, в январе этого года отметил, что голосовые функции пока находятся на раннем этапе развития, и компания сосредоточена на том, чтобы сделать свои технологии доступными и полезными для аудитории. 

Сейчас Google не использует «голос» как платформу для монетизации и не позволяет рекламодателям покупать места в топе поисковой голосовой выдачи, как, например, при обычном серфинге. Как вариант, Google может пойти по пути своего конкурента Amazon – ритейлер использует гаджет Echo и помощник Alexa для электронной коммерции. Но эта схема пока маловероятна.

Однако в марте в Google Home была представлена функция, очень похожая на запуск рекламы, хотя, по словам самой компании, ничего общего с платным продвижением она не имела. Речь идет о промо фильма «Красавица и чудовище» от Disney. Когда пользователи обращались к Google Home с просьбой сообщить расписание на день, помощник, выполнив задание, добавлял информацию о мировой премьере картины. Пользователи отреагировали на эксперимент неоднозначно: многие начали писать жалобы в социальных сетях.

В ответ Google заметил, что данная акция – не платная реклама, но она позволяет понять, как могут выглядеть рекламные объявления при работе с голосовыми помощниками. Проблема в том, что потребителям может быть довольно сложно привыкнуть к таким промо-материалам в будущем. В свое время недовольство среди общественности вызвал запуск Google платных поисковых ссылок. Тогда компания оставила за пользователями право не реагировать на эти ссылки, но игнорировать или пропускать платные аудиообъявления будет гораздо сложнее.

Ставка на «железо»

Если Google намерен продолжать свое развитие в сфере голосовых технологий, ему нужно сконцентрироваться на продаже устройств Home и смартфонов Pixel с предустановленными «умными» голосовыми помощниками. На рынок hardware компания вышла только в прошлом году, вместе с релизом обоих продуктов, которые конкурируют с Echo и iPhone, соответственно.

Apple, согласно оценкам, уже удалось продать около миллиарда своих смартфонов. Это означает, что Siri сегодня можно назвать самым распространенным голосовым помощником в мире. Продажи Echo и Dot от Amazon (с Alexa), по данным исследования Strategy Analytics, достигли 6,3 млн устройств.

По тем же расчетам, Google не слишком отстает от конкурентов. Ожидается, что количество проданных гаджетов Home к середине года достигнет миллиона. Morgan Stanley утверждает, что в четвертом квартале прошлого года компании также удалось продать от 3 до 5 млн смартфонов Pixel.

Google, в свою очередь, также отмечает, что голосовой помощник Assistant, на самом деле, распространен достаточно широко. Новое обновление, недавно выпущенное для Android, позволило получить доступ к технологии еще 200 млн устройств.

Вместе с тем, Google не может контролировать, обеспечивают ли производители и мобильные сети своевременные обновления девайсов, без которых работа голосового помощника и других приложений невозможна. Вот почему многие продолжают пользоваться Siri: во-первых, у них есть iPhone, а во-вторых, Apple полностью контролирует свое программное обеспечение.

Проблемы с «голосом»

Помимо монетизации и распространения своих голосовых технологий, Google приходится искать решения для массы других вопросов. В частности, речь идет об ошибках в работе голосового помощника и неправильной обработке результатов поиска. Дело в том, что когда помощник ищет ответы на голосовые запросы, пользователь не видит всех результатов поисковой выдачи, а получает только тот ответ, который система считает наиболее релевантным. Представьте, например, что Google cам выбирает за вас, на какую ссылку нажать.

Это становится особенно важным, если помощник выбирает неправильный ответ. Подобная ситуация произошла в марте, когда пользователи Home столкнулись с проблемой некорректной интерпретации поисковой выдачи. Отвечая на вопрос «Планирует ли Обама государственный переворот», помощник ориентировался на данные непроверенных сайтов, утверждавших, что президент США пытался свергнуть правительство. Google, в конце-концов, исправил проблему, значительно опустив сайты, распространяющие фейковые новости, в поисковой выдаче.

Еще один момент, который требует доработок – это приватность. При работе с Assistant, пользователь дает ему доступ к истории поиска и календарю. С недавних пор, Google позволяет Home работать сразу с несколькими аккаунтами. Идея заключается в том, что разные пользователи гаджета, после процедуры идентификации, могут получить доступ к своей личной информации, но не к данным другого пользователя.

Если же ИИ даст сбой, это может стать причиной больших проблем. Особенно, по словам Питера Экерсли, главного ученого Фонда электронного фронтира (EEF), это касается семей с проблемными взаимоотношениями. В любом случае, недостаток конфиденциальности может стать большой неприятностью.

Assistant уже сталкивался с проблемами приватности при работе с несколькими пользователями. Так, в текстовой переписке в приложении Google Allo, голосовой помощник поделился личной информацией и историей поиска одного из пользователей с другими. Впоследствии этот баг был исправлен.

Google признает, что его технологии распознавания речи пока несовершенны. Компания работает над модернизацией алгоритма безошибочного распознавания голоса. Если же Google так и не удастся справиться с проблемами, это может стать причиной провала функции распознавания голоса или даже всей голосовой инфраструктуры компании.

Не секрет, что инструменты распознавания речи также испытывают сложности при работе с разными акцентами. По словам одного из представителей Google, понимание приложениями типов голосов и акцентов – это реальная задача, решением которой занимается компания.

Кроме этого, в усовершенствованиях нуждаются и другие функции, связанные с работой голосовых помощников и тем, как они обрабатывают поступающие запросы. В частности, Assistant предоставляет пользователю только один ответ на его обращение, оставляя все остальные результаты поиска за скобками.

Напомним, ранее мы рассказывали о новинках, представленных Google на конференции для разработчиков Google I/O: отдельное внимание там уделялось Google Home. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск