Технологические компании США растут слишком быстро. И это опасно

13877
1

Технологические компании растут невероятными темпами. За каких-то 15 лет они вытеснили из первой десятки Forbes признанных лидеров, взбиравшихся туда десятилетиями. И кажется, сбавлять темп эти современные рок-звезды делового мира не собираются. На тенденцию чрезмерного роста IT-сектора американской экономики обратил внимание журналист The Verge Бен Поппер. Приводим адаптированный перевод его материала.

Первое, на чем акцентируется Поппер — разительное несоответствие между предвыборными заявлениями Дональда Трампа и реальностью. После его избрания крупные американские банки и строительные компании испытали подъем акций: ведь республиканец обещал значительное снижение регулировок, а также реализацию крупнейшего плана по обновлению инфраструктуры страны. Полгода спустя Конгресс, преимущественно занятый республиканцами, по-прежнему возится с законом о здравоохранении, а остальные вопросы задвинуты в длинный ящик.

Но рыночному развитию это не мешает. Общая капитализация участников списка S&P 500 недавно обновила исторический максимум. Был зафиксирован небывалый рост — $1,5 трлн с начала 2017. И главными двигателями такого успеха стали технологические компании: Apple, Alphabet, Facebook, Amazon, и Microsoft обеспечили 37% этой прибавки.

За последние месяцы все они фиксировали рекордную стоимость акций. Прорыв особенно выделяется на фоне ситуации в остальных секторах американской экономики, которые росли менее чем на 1% в первых трех месяцах года.

По мнению ряда экспертов, такой разрыв спровоцирован долгоиграющим трендом. В частности, Wall Street Journal отмечает, что общий уровень продуктивности в сферах вроде технологий, коммуникаций, медиа, создания софта и финансах рос на 2,7% ежегодно, в то время как реальный сектор — вроде здравоохранения, транспорта, образования и фабричного производства — прибавлял всего по 0,7%.

Лучшей иллюстрацией этого стала инфографика издания Recode, на которой изображена история успеха Amazon. Компания потратила 15 лет, чтобы догнать по капитализации Walmart. И уже два года спустя ее рыночная стоимость вдвое превысила аналогичный показатель у конкурента. И пока Amazon фиксирует финансовые рекорды, остальные ритейл-игроки переживают тяжелые времена.

Другой пример уже из образовательной сферы, куда Google пришел в 2012 году. За пять лет экспансии компания расширила присутствие до половины начальных школ страны. Как отмечают специалисты, за эти пять лет ее продукты превратились из интересной опции в доминирующий для студентов способ поиска информации, создания документов и обмена ими. Теперь Google в школах — это просто факт.

Уже нет такой сферы, в которую они не пришли с конкуренцией  — будь это музыка, фильмы, доставка, транспорт, энергия — или что-то еще из бесконечного списка. И пока они продолжают расширяться, сетевой эффект обеспечивает их бизнесу усиление.

Например, Facebook и Google на двоих забрали  три четверти от общего роста затрат на цифровую рекламу в 2016 году. Остальное поделили компании поменьше, вроде Twitter и Snapchat, а также вся медиа-индустрия Америки. В другой сфере Apple и Alphabet достигли виртуальной дуополии (ситуации, когда рынок управляется двумя ключевыми игроками — прим.ред.) в сфере операционных систем, оставляя совсем немного для остальных производителей с их смартфонами и планшетами.

В другое время доминирующее положение Google в поиске, командный тон Facebook в деле социальных сетей или глобальное проникновение Amazon в e-commerce спровоцировали бы регуляторов на признание их монополистами. Что-то подобное уже начинают говорить в Европе, однако американские надзорщики не совершают никаких агрессивных действий.

Отчасти потому, что все эти компании пережили становление после краха пузыря дот-комов и видели, что произошло с Microsoft (власти США подали на нее судебный иск за монопольные действия — прим.ред). Теперь они нашли пути для того, чтобы размыть присутствие, избегая острой соревновательной борьбы, которая бы спровоцировала нежелательное внимание. Кроме того, эти компании — не те монополии, защиту против которых содержит американское законодательство.

Как отметила в своей публикации для Йельского Юридического журнала Лина Кахл, нынешняя антимонопольная политика, вращающаяся вокруг понятия о «покупательском благосостоянии» неспособна противостоять силе современной экономики.

Как вообще можно оценить влияние, позитивное или негативное, на рядового покупателя, когда продукты вроде социальных сетей и поиска раздаются бесплатно и переход между разными платформами занимает всего пару кликов? Как можно завести дело в отношении Amazon, когда компания провоцирует снижение цен для покупателей и на протяжении многих лет почти не зарабатывает самостоятельно?

Благодаря удачному позиционированию в современной информационной эпохе, технологические титаны стали новыми центрами притяжения для экономики США. Они растут в размерах и влиянии, когда остальные прозябают, чтобы не сдать позиции. Между тем, Кремниевая долина пытается убеждать страну в том, что не придет за их рабочими местами.

Напомним, ранее Forbes опубликовал свежий рейтинг крупнейших компаний мира. 

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск