EN

Почему утверждения «X — это новая Кремниевая долина» — это бред

8413
1

Успех Кремниевой долины неоднократно пытались повторить правительства и предприниматели множества других стран. Создавались технопарки, индустриальные парки, специальные налоговые режимы. Но Долина остается уникальным явлением, которое пока что воссоздать не удалось никому. Почему Долину трудно скопировать — в своей колонке на Medium рассуждает известный украинский предприниматель Дмитрий Лисицкий. Редакция публикует перевод текста с разрешения автора. 

Мне попалась на глаза лекция Сэма Альтмана и Рида Хоффмана — в ней они говорят о масштабировании хайтек-компаний. Обсуждаются ключевые элементы роста, такие как наем правильных людей, нетворк, культура компании — лекцию стоит посмотреть. 

Они начали разговор с небольшого рассуждения о том, почему Кремниевая долина — такая плодородная почва для стартапов. Интересно сравнить, что инсайдер, такой как Рид Хоффман, говорит на эту тему, с тем, что говорят вне Долины. 

Существует множество статей и выступлений о том, почему Долина так успешна в построении крупных технологических компаний и как можно воссоздать этот успех в регионе Х. Чем дальше от Bay Area, тем интересней теории по этому поводу, а как только вы пересечете Атлантику, воображаемый мир «X — это новая Кремниевая долина» может победить здравый смысл. 

Стэнфордский университет и сложившаяся вокруг него экосистема — возможно, чаще всего упоминаются среди факторов успеха Долины. Защитники этой идеи говорят о том, что поскольку в их регионах существуют сильные технические вузы, достаточно выстроить экосистему инкубаторов, организаций для научно-технического обмена, чтобы увидеть, как в регионе Х рождается новый Facebook.

После тура по Долине у многих формируется ошибочная идея, что достаточно построить «невероятно прекрасный» (insanely great — отсылка к расхожей фразе из речей Стива Джобса, ред.) кампус вроде Apple Spaceship и вы получите Долину 2.0. Однако, если обратить внимание на статистику, вы увидите, что существует странная обратная зависимость между качеством инфраструктуры и перспективами стартапа. Hewlett-Packard, Apple, Microsoft, Amazon и Google зарождались в гаражах. Некоторые инкубаторы даже включают слово «гараж» в свои названия, чтобы поэксплуатировать этот факт. 

Люди, которые занимаются лоббированием, объясняют, что ключ к успеху — прекрасная регуляторная среда. Однако они умалчивают о том, в чем же Северная Калифорния так сильно отличается от других регионов США в плане регуляторной политики. С другой стороны, существует множество стран-налоговых гаваней, которые не породили ни одного «единорога» в хайтек-отрасли.  

Мне даже доводилось слышать от очень уважаемых людей теорию о том, что Долина возникла благодаря хорошим климатическим условиям. Там, где люди не страдают от жары летом (как, к примеру, в Техасе), или же от очень суровых зим (как в Сибири). Если бы это было так, миром управляли бы сейчас греческие и итальянские IT-компании. 

Наконец, многие делают отсылки к предпринимательской культуре, как основе успеха Долины. Это объяснение — ближе всего к точке зрения Рида Хоффмана. Предпринимательство — ключевой элемент эффекта нетворка, основная особенность Долины и основание любого большого хайтек-бизнеса. Оно помогает компаниям быстро масштабироваться и получать шикарные прибыли. Без эффекта нетворка модель венчурных инвестирований выглядела бы очень похоже на традиционные прямые инвестиции. 

Это — хорошее объяснение и мне кажется, оно очевидно для любого, знакомого с хайтек-бизнесами. Но оно также открывает жестокую правду: нет способа, которым можно было бы воссоздать Кремниевую долину где-то еще, хотя бы потому, что она уже существует!

Вы не сможете построить новый Google или Facebook, не создав уникальный продукт, который совершенно по-новому обеспечивает нужды пользователей, и вы не сможете воссоздать Кремниевую долину, если только не уйдете в полностью новую область, не хайтек. 

Сильный нетворк-эффект оберегает Google и Facebook от новичков. Он не только объясняет, как Долина помогает своим компаниям добиться успеха, он является барьером к возникновению любого другого места, подобного Долине. 

Мне кажется, это невероятно несправедливо. Мы можем примириться с фактом, что некоторые страны богаты нефтью и газом или другими ресурсами. Можно ужиться с тем, что где-то лучший климат или земли. Но нетворк-эффект мог проявиться в любом месте, где есть ключевые ингредиенты: люди с IT-образованием, предпринимательская бизнес-культура, доступ к большим рынкам. 

Но поскольку Долина возникла именно в Заливе, нигде больше в ближайшем будущем она не появится. И этот факт кажется таким несправедливым, что люди, вместо того, чтобы смириться с ним, предпочитают обманываться идеями воссоздания Долины в других регионах. 

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск