Антимонопольное наступление на e-commerce – все только начинается

10883

Недавно Google в Европе оштрафовали на рекордные 2,42 млрд евро за нарушения антимонопольного законодательства в сфере электронной коммерции. В своей колонке для AIN.UA юристы Arzinger рассуждают о том, как антимонопольное регулирование может влиять на интернет-магазины, прайс-агрегаторы и рынок онлайн-торговли в целом, а также о том, как подобные европейские практики могут сказаться на украинском рынке онлайн-ритейла.

Интернет, казалось бы — идеальная среда для реализации модели совершенной конкуренции: бесконечное количество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров и информационной асимметрии, высокая мобильность. Но как показывает жизнь, сетевой эффект на порядок ускоряет сегментацию онлайн-рынков и выделение на них лидеров, чем эффект масштаба на более консервативных рынках. А где появляются компании с существенной рыночной властью, имеющие благодаря интернету влияние на потребителей как минимум в пределах географии страны – там вскоре следует ожидать пристального внимания антимонопольных органов. И последующих антимонопольных расследований.  

На прошлой неделе Еврокомиссия по итогам семилетнего разбирательства оштрафовала корпорацию Google на рекордные €2,42 млрд за нарушение антимонопольных правил Евросоюза. Примечательно, что штраф наложен не за возможное злоупотребление на рынке онлайн-рекламы (это дело, наряду с делом о продвижении ОС Android, еще рассматривается), а за искажение результатов поиска с целью предоставления преимущества собственному сервису сравнения цен Google Shopping, что ограничивает конкурентоспособность других прайс-агрегаторов и возможность выбора для потребителей.   

Несмотря на то, что расследование по делу Google длилось много лет, на сегодняшний день его исход вполне закономерный. Это всего лишь один (хотя и самый яркий на сегодня) этап развития более широкого общеевропейского тренда – e-commerce уверено и бесповоротно входит в ФОКУС ключевого внимания Еврокомиссии и национальных антимонопольных регуляторов (наряду с энергетикой, телекомом и фармацевтикой).

Окончательно этот тренд был зафиксирован в 2015 году, когда Еврокомиссия представила стратегию единого цифрового рынка (A Digital Single Market Strategy for Europe). Одним из ключевых инструментов, призванных обеспечить функционирование единого цифрового рынка (по аналогии с функционированием Общеевропейского рынка), является как раз антимонопольное законодательство. Параллельно с этим Комиссия начала изучение рынка онлайн торговли, и уже в мае 2017 году представила доклад по результатам проведенной работы.

В докладе Комиссии отмечается, что производители пытаются получить все больший контроль над цепочкой дистрибуции своих товаров, используя три ключевые стратеги:

  • продажи напрямую покупателям через собственные онлайн-магазины, тем самым конкурируя с традиционными дистрибуторами;
  • применение систем селективной дистрибуции, в рамках которой товар поставляется только авторизованным ритейлерам;
  • включение в договора дистрибуции ряда ограничений касательно ценообразования, использования сайтов сравнения цен или онлайн инструментов в целом.         

Если говорить о наиболее показательных на сегодня делах, то начиная примерно с 2012 года, европейские антимонопольные органы начали выносить решения в отношении так называемых «наиболее благоприятных» или «паритетных» цен – когда продавец предоставляет онлайн-платформе цену (или другие условия) на свой товар или услугу не выше, чем другим конкурирующим платформам. Такие дела велись (и продолжают вестись) на рынках электронных книг, а в последующем и на рынках онлайн-букинга гостиничных номеров, и вызвали у антимонопольных органов ряд опасений касательно негативных для конкуренции и потребителей вертикальных и горизонтальных эффектов такой координации между производителями и онлайн-платформами.    

В фокусе внимания антимонопольщиков, среди прочего, также онлайн прайс-агрегаторы. Так, в 2016 году в Германии рассмотрено дело в отношении компании-производителя спортивных товаров Asics, которая наложила на онлайн-ритейлеров запрет на использование сайтов (сервисов) сравнения цен.  А буквально две недели назад Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) представила документ по результатам проведенных обсуждений с рядом антимонопольных органов (включая Еврокомиссию и Антимонопольный комитет Украины) касательно возможного влияния алгоритмов онлайн-мониторинга цен на сговоры на рынке.

Интерес представляет позиция Еврокомиссии по вопросу, поскольку с большой вероятностью в последующем она может быть имплементирована в практику Комиссии и адаптирована другими антимонопольными регуляторами (включая АМКУ). Заключается такая позиция в следующем. Во-первых, если ценовые практики незаконны в офлайн-торговле, скорей всего они таковыми будут признаны и в онлайн-торговле. Во-вторых, компании, применяющие незаконные ценовые практики, не могут освобождаться от ответственности только лишь на тех основаниях, что их цены были определены алгоритмами. Как и сотрудники, работающие под контролем и согласно указаниям компаний, так и алгоритмы находятся под управлением компаний, и поэтому компании ответственны за действия таких алгоритмов.  

Также на прошлой неделе Комиссия начала три отдельных расследования в отношении компаний Nike, Sanrio и Universal Studios, чтобы разобраться, не ограничивают ли ритейлеров отдельные лицензионные и дистрибуционные практики указанных производителей при перепродаже брендированных товаров, в том числе онлайн в рамках Единого рынка ЕС.      

Учитывая, что на сегодняшний день АМКУ не только отслеживает общеевропейские тренды антимонопольного регулирования, но как отмечено выше, активно участвует в профессиональных дискуссиях со своими западными коллегами, украинский сегмент e-commerce ожидаемо попал на радары украинского регулятора.

Так, в июне в Комитете состоялась рабочая встреча с участниками рынка поставок и реализации электроники, в частности мобильных телефонов. Со стороны Комитета были высказаны опасения касательно одинаковых цен на отдельные мобильные телефоны в ряде крупных розничных онлайн магазинах. Как отметили в АМКУ, конкуренция на рынке оптовых поставок мобильных телефонов самых известных мировых брендов ограничена и при определенных обстоятельствах может привести к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции.

Практика антимонопольного процесса свидетельствует, что первое, на что вероятнее всего обратит внимание Комитет – контрактные ограничениями между поставщиками и онлайн-розницей на предмет возможных вертикальных антиконкурентных согласованных действий, как-то фиксирование цен (минимальные, рекомендованные цены) и других условий перепродажи товаров. Не исключено исследование и других элементов инфраструктуры функционирования рынка e-commerce и их влияния на конкуренцию, включая уже упомянутые прайс-агрегаторы.

Позиция АМКУ усиливается еще и фактом отсутствия у нас до сих пор принятых разъяснений (по аналогии с европейскими правилами) касательно дозволенных ограничений в дистрибуции и торговле, в том числе касательно фиксирования цен (тем не менее, проект таких правил, по нашей информации, утвержден Комитетом 29 июня, и их текст вскоре будет доступен на сайте АМКУ для обсуждения).

При этом важно помнить, что штрафы за антиконкурентные согласованные действия и соглашения у нас вполне европейские – до 10% годового оборота компании-нарушителя.

Следует отдать должное и Комитету – как показывает опыт нескольких последних дел, АМКУ старается комплексно исследовать проблему и возможные искривления конкуренции на рынке, не делая крайними только лишь ключевых участников рынка, которые стараются играть по правилам.

Будет ли сохранен такой же проевропейский подход при расследовании Комитетом потенциальных антимонопольных дел в украинском сегменте e-commerce? Все предпосылки для этого, на наш взгляд, усматриваются – при условии, что участники рынка займут проактивную позицию в предстоящем диалоге с АМКУ и максимально четко артикулируют свое виденье дальнейшего развития конкуренции на рынке e-commerce.                

Авторы:

Тимур Бондарев, управляющий партнер, глава практики антимонопольного права Arzinger

Александр Дякулич, старший юрист практики антимонопольного права Arzinger

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск