прислать материал
AIN.UA » СообществоПочему в мире нет хороших ботов?

Почему в мире нет хороших ботов?

6753 6

С тех пор, как в Telegram появились боты, они завоевали многие мессенджеры и социальные сети, превратившись из инновации в модный тренд. Андрей Хорсев, один из создателей бота, собирающего открытые данные в украинских реестрах Opendatabot, в своей статье рассуждает о том, почему среди множества ботов так мало попадается хороших и полезных. Текст изначально появился в Facebook, редакция публикует его с разрешения автора. 

Почему в мире нет хороших ботов?

Полтора года назад в передаче California Today Show мы объявили о начале Ботагедона — всемирного тренда в создании ботов. Нужно признать, что массового появления полезных ботов так и не началось.

Конечно, в нашей лаборатории есть Opendatabot, который растет со скоростью 10% в месяц и имеет 52 000 пользователей, 15 600 из которых подписаны на различные сервисы. Но это исключение из правил.

Давайте посмотрим на правила, по которым работают боты.

1. ИИ-боты

ИИ-боты, первый футуристичный тренд рожденный на хайпе “боты + ИИ» (искусственный интеллект). Гипотеза заключалась в том, что ИИ-боты будут говорить с нами человеческим языком, и первое что захотелось сделать — поговорить с мертвыми родственниками и создать продавца, который продаст все что угодно, уболтав покупателя.

В реальности ИИ настолько слаб, что путался в трех соснах, не в состоянии поддержать контекст разговора по самой узкой теме. Это означает, что ИИ-бот не может на данный момент продать даже одну модель телефона, сколько бы не тренировали его нейронную сеть, не говоря уже о целом магазине товаров.

2. Кнопочные боты

Как реакция на сложность создания ИИ возникла парадигма кнопочных ботов, где все ответы прописаны сценаристами и пользователь блуждает по некоторому графу решений. Хорошим примером является Christian Grey Chatbot с качественно прописанным сценарием, создающим ощущение диалога с ИИ.

Проблема этого подхода в отсутствии хороших сценаристов и пока неясной бизнес-модели.

3. Боты-формы

В среде юристов боты вызвали справедливый интерес, и первое, что они начали делать — сокращать свою рутинную работу, в частности заполнение различных форм, например, заявление о возврате товара в магазин.

Но даже в виде бота людям не нравится заполнять формы, а веселым этот разговор сделать никак не получается, в том числе из-за отсутствия хороших сценариев.

4. Боты-витрины

Розовая мечта Цукерберга, бот показывающий карточки товара с кнопками «Купить за $19,99». Фактически на этом функционале построена все первая версия платформы месенджера.

Эти боты не дают никакого нового опыта и похожи на навязчивых продавцов. В Фейсбуке за год поняли тоскливость этого направление и начали поворачивать платформу в сторону развлечений. Потому как прежде, чем продать, нужно покупателя развлечь.

5. Боты-поисковые системы

Интерфейс к базе данных в виде бота — задал вопрос, получил ответ. Фактически повторение парадигмы Google, но в виде окошка месенджера.

Сомнительная идея переизобрести поисковую строку, сама по себе бессмысленна, так как парадигма поисковой строки устоявшаяся модель доступа к информации.

6. Боты-платежные системы

Бот, который переводит деньги с вашей карты другому пользователю.

Особый вид извращения. При всем разнообразии средств оплаты, абсолютно непонятно, зачем платить ботом. Порог входа в этот процесс достаточно высок — вам придется привязывать карту.

Большинство месенджеров введут услугу перевода денег в ядро своей системы и скорее всего просто уничтожат другие виды переводов между пользователями. А самый главный вопрос — где тут добавочная стоимость? В самом деле вы же не готовы платить за транзакцию в боте, ну разве что за анонимную покупку кокаина за биткоины. Но это же месенджер, вы в нем авторизованы, какая уж тут анонимность?

Как же вырастить хорошего бота?

Ответ на этот вопрос лежит в ограничениях, накладываемых парадигмой ботов.

Что нам дает бот из коробки?

Это авторизованный пользователь и его оповещения с высокой степенью открываемости.

Сценарий хорошего бота — это оповещение, которое настраивает под себя конкретный пользователь.

Чтобы вырастить хорошего бота, нужно иметь информацию, необходимую пользователю, и предоставить ему возможность настроить получение этой информации.

Что это значит в практическом плане?

1. Боты для стояния в электронных очередях (на получение паспорта, визы, покупки билета в случае снятия брони и др).

Для владельца продукта это возможность обеспечить полную заполняемость системы заказов. Например, если у вас все кресла в барбершопе заняты и вдруг кто-то не пришел на резерв, ваш бот может сразу написать тем ребятам, которые пробовали забронировать стрижку, но мест не было.

2. Боты персональных оповещений.

Например вы владеете компанией А. Каждый раз когда о вас пишут в Twitter, новостях или, не дай Бог, в судебном реестре — бот сообщит вам об этом.

По такому принципу работает и Opendatabot, отслеживая десятки источников на предмет изменения регистрационных данных ваших компаний, образования налогового долга, санкций и т.п.

Для отслеживания железнодорожных билетов существует railwaybot, для стояния в очереди на биометрический паспорт igov_bot. Есть боты отслеживания посылок “Новой почты”. Технически можно создать и бота для “Укрпочты”, InTime и «Диливери», у них всех есть API.

Автор: Андрей Хорсев, сооснователь 908 и Opendatabot

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

6 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
dmitriy chebanenko

"Технически можно создать и бота для «Укрпочты», InTime и «Диливери», у них всех есть API."

есть бот, который может отслеживать посылки всех этих почтовых сервисов - @QTrackerBot

Andrey Horsev

Можно улучшить UX спрашивая сразу номер накладной, а не оператора. Оператора можно узнать самостоятельно.

Этот бот вообще работает? У меня на 2х ТТН НП выдал пустые ответы.

dmitriy chebanenko

Укрпочту мне показывал. по НП запрашивал номер отправителя, но так как я его не знал, бот не смог мне выдать информацию

Andrey Horsev

На сколько я знаю НП отдает инфу по ТТН и без подтверждеиня номера, ну вобщем допилить его можно, но к сожалению UX печальый.

Я встречал как то бота для укрпочты, только не припомню название. Но такое уже было примерно 1-2 года назад..

Sergey Danilyuk

По поводу ботов для перевода денег не согласен: бот приват банка это самый юзабельный мною бот. Намного быстрее зайти в телеграм и отправить другу денег, чем заходить в приват и вводить номер карты.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: