В Киеве запустили полностью автоматизированную станцию метро. Как это работает

12550
14

Начиная со 2 августа станция киевского метро «Кловская» перешла на полностью автоматический режим работы: там отказалась от касс и жетонов, а пройти турникеты можно только с помощью банковской бесконтактной карты, пластиковой карты метро или с помощью одноразового бумажного QR-кода. Сейчас на нескольких турникетах «Кловской» еще можно воспользоваться жетоном, но купить его на этой станции нельзя, а в дальнейшем станция откажется и от жетонов. Корреспондент AIN.UA побывал на обновленной станции и поделился своими впечатлениями. 

Кассы на станции действительно закрыты, вместо этого рядом установлены пять терминалов с сенсорным экраном. Два из пяти терминалов могут продавать пластиковые карты метро (стандартная стоимость 12 грн). Терминалы принимают для оплаты как бесконтактные банковские карты, так и обычные карты с магнитной полосой или чипом.

В терминалах можно:

  • приобрести разовый QR-билет;
  • приобрести и пополнить карту метро;
  • продлить существующие проездные;
  • подключить MetroPass.

Большую часть этих функций (оплатить проезд по QR-коду, приобрести и пополнить карту метро и продлить существующие проездные) можно наличными или с помощью любой банковской карты. Подключить MetroPass можно только на карты MasterCard.

За время моего нахождения в вестибюле станции немалое количество пассажиров высказывали недовольство или непонимание нововведения. Им на помощь приходили девушки в футболках и бейджах с надписью «Київський метрополітен», которые постоянно помогали другим пассажирам метро. 

Как оказалось в процессе наблюдения, даже молодые люди не сразу понимали, как пользоваться терминалом, и куда именно вставлять наличные: проблема коснулась не только старшего поколения. Возле терминалов, из-за непонимания, как с ними работать, также скапливались очереди. 

Были и проблемы другого характера. Терминал при покупке билета за 5 грн принимает только купюры в 1, 2 и 5 грн, и те, у кого в наличии купюры номиналом 10 грн, 20 грн и более, не могли их нигде разменять, а в терминале не предусмотрено какой-либо сдачи, в отличии от полноценных платежных терминалов. Те же, кто смог с помощью сотрудниц или без них купить одноразовый билет с QR-кодом, не сразу понимали, куда его прикладывать на турникете. 

После его получения им нужно воспользоваться в течение 30 минут, действует он только на данной станции метро (что логично, учитывая что специальные турникеты размещены пока только здесь).

По данным, размещенным на билете, можно получить информацию, что в день запуска было куплено около 2600 одноразовых билетов, всего же было проведено около 5000 операций, по состоянию на 20:00.

На данный момент можно отметить несколько проблем: билеты слишком большие, сложный процесс покупки с купюрами большого номинала, невозможность приобретения билетов или проездных онлайн. Также обещали мобильное приложение — высока вероятность, что сканеры, установленные внутри турникетов, поддерживают считывание информации с экранов смартфонов.

После завершения пилота следующими автоматизированными станциями метрополитена, по словам КП «Київський метрополітен», станут «Университет», «Дружбы народов», «Лыбидская» и «Политехнический институт». В разработке принимала участие организация «Агенти змін», которая будет внимательно следить за проектом автоматизации и, в случае необходимости, вносить в процессы и интерфейсы необходимые изменения.

Напомним, ранее мы писали про то, что с 10 августа Киев переходит на безналичную оплату парковки.

Оставить комментарий

Комментарии | 14

  • В Харькове уже года три так автоматизированы станции метро (причем, все): и одноразовые бумажные билеты есть, и электронные карты. Касс и жетонов уже давным-давно нету. Киев отстает в этом плане и это не является инновацией.

    • Гепа у вас кстати это и реализовал.
      Честно говоря в 2017-ом году эти терминалы выглядят какие-то нереальным атавизмом. Всё уже должно происходить с телефона!
      Например через android pay или apple pay.
      Или тот же пиратбанк.
      Или можно поставить приложение на телефон, нажимая на кнопочку оно тебе будет билет генерировать и можно на турникете разные варианты входа сделать — по трехзначному пин коду. Или прикладывая смартфон (что не быстрее). ИЛи вообще через nfc поцелуй с турникетом. Вариантов короче много, но почему-то поставили монстров с принтерами и с купюроприемниками. Какие блин нафиг купюры в 2017-ом году?!

      • А если человек не пользуется телефоном с приложениями?

      • все еще большое кол-во людей получают зп наличкой и им, я думаю, не особо будет удобно, когда повсюду оплата будет требоваться через смартфоны/банковские карты 🙂

        все переводить на электронную оплату (и отменять прием купюр) следует только тогда, когда купюр вообще не останется в государстве)) или хотя бы упростят оформление карточек до такой степени, что любой человек сможет ее получить без чужой помощи и без километровой очереди) а затем обязывать всех работодателей выдавать зп на карту…

        • И в мире в принципе уже всё придумано. Например, в США в некоторых городах ты покупешь карточку. Ничем от кредитной она не отличается. Карта с NFC, бесконтактная вообщем. МОжно её пополнить на станции (но даже с пятью автоматами всё равно бывают очереди), а можно поставить автопополнение. Например, когда баланс на карте меньше 10 долларов, карта автоматически пополняется с кредитной карты на 20 долларов. И ты ездишь таким образом вообще не паришься. Главное не потерять. Потерял? Звонишь блокируют и на станции новую в автомате покупаешь.

  • Я представляю команду «Агенти змін», мы разрабатывали интерфейс. Каждый день мы получаем отчеты от тех людей, которые помогают людям возле автоматов. Есть разные замечания, но

    даже молодые люди не сразу понимали, как пользоваться терминалом, и куда именно вставлять наличные

    — такого они не сообщали. На экране есть довольно крупный указатель, куда вставлять купюры, а сам купюроприемник довольно ярко мигает красными светодиодами.
    В любом случае, раз вы такое заметили, значит, проблема есть.

    Попробуем сделать указатель купюр тоже пульсирующим, а стрелку «вниз» заменить на «вниз вправо» и сделать ее более внятной, чтобы она прямо указывала на купюроприемник.

    • Не партесь, в США в bank of america я часто тоже не понимаю куда деньги вставлять, пока купюроприемник не начинает мигать.

    • А почему с приемом купюр такие проблемы? Впечатление что сделали лижбы-как.. может и есть какая причина, но это безответственно, я бы пожаловался. Надеюсь вы исправите это.
      Кстати у некоторых людей странные шаблоны, что мол даже молодежь тормозит… Молодые быстрее схватывают все новое, но при столкновении с чем-то новым, всем приходится учиться, так что не нужно создавать из этого устойчивый шаблон.

      • Мы дизайнеры, которые давно сотрудничают с метро — сделали схему линий в вагонах и бесплатные карманные схемы, инфографику на экранах в вагонах, информационные плакаты, работаем над новыми навигационными указателями, теперь вот сделали интерфейсы автоматов. Все это без копейки бюджетных денег, кстати, мы существуем на добровольные пожертвования.
        Это я все к тому, что мы работаем с железом, которое закупает метрополитен — мы не можем повлиять, какого качества купюроприемники, будут ли в этих автоматах ресайклеры, чтоб выдавать сдачу, не можем повлиять на то, будут ли это бумажные разовые билеты или нет, и если да, будут ли они на турникетах приниматься через сканирование сверху или будет щель, которая будет их проглатывать, не можем повлиять, будут ли на станциях разменные пункты. Мы хотели бы повлиять, но у нас нет такой власти, наши возможности ограничены интерфейсом, он лишь обслуживает ту функциональность, которую заказал метрополитен, исходя из своих финансовых возможностей и других факторов.

        Что вы имели ввиду под шаблонами, я не понял.

        • Молодцы что делаете это добровольно. Под шаблоном я имел ввиду стереотип, что складывается у большинства о том что молодежь все должна понимать на лету, видимо выразился не совсем внятно.
          По поводу вашей работы — интересно как вы общаетесь с заказчиком, интересуетесь ли опытом других стран? Делаете ли запросы о том как происходит внедрение таких систем в Сингапуре или в Дубае? Напишите статью об этом — будет интересно прочитать о вашем опыте.

  • На «Кловской» не «отказывались от жетонов», а прекратили их продажу. Два турникета по-прежнему принимают жетоны.

Поиск