Представим, что школьники — это целевая аудитория, рекламное агентство — это учитель географии. Задача: рассказать про столицу Исландии.
Проблема: дети на уроках не слушают учителей. Их может отвлечь что угодно, начиная от соседа по парте и до облака в форме батона в окне. Худшее, что может в данном случае сделать учитель, это начать урок так:
Рейкьявик (исл. Reykjavík; в буквальном переводе означает «дымящаяся бухта») — столица и крупнейший город, а также община Исландии. Население — 118 814 жителей (2012), а включая города-спутники — около 202 000, что составляет около 63% всего населения страны (321 857). Это самая северная в мире столица государства.
Что учитель должен сделать — это как можно раньше заинтересовать детей, заполучить их внимание. Забыв про мир хрестоматий, оказавшись в мире детей и того, чем они живут.
Один мой хороший друг, Сергей (вот его фотография), неделю назад отправился в Исландию, в командировку. Его дочь Машу оставить было не с кем, и он взял ее с собой. И вот, они приземляются в Рейкьявике — столице и самом крупном городе Исландии. У Маши сразу же ветром срывает красный бабушкин шарф прямо на трапе, там очень ветренно и холодно. Представьте, что это самая северная из всех столиц на нашей планете. Маша выложила фотографию в Инстаграме (показывает детям фото) — вид из окна их отеля. Кстати, благодаря этой фотографии, у нее добавилось 12 подписчиков и теперь их ровно 1000. И это ровно в 120 раз меньше чем все население Рейкьявика — 120 тысяч человек…
Уверен, если бы учитель продолжал в таком духе, звонок на перемену не поднял бы ни одного ученика (ну, может быть, только Вову с самой последней парты).
Потому что для того, чтобы привлечь внимание, сперва нужно разбить шаблон. И учитель сделал это, начав урок со знакомства со своим другом Сергеем и его дочерью Машей.
Я считаю, что самое главное в журналистике — это заголовок. Именно над ним нужно думать ¾ времени, отведенного на статью. Потому что в основном от него зависит: прочитают ли ее вообще?
Как-то Нора Эфрон, вспоминая свою учебу в колледже, рассказала, почему она стала журналисткой. Из-за преподавателя, который задал им одно задание прямо на лекции. Нужно было написать заголовок к статье, суть которой была в том, что в следующий четверг все ученики колледжа отправляются на встречу с мэром — мистером Джоном Джексоном. Встреча продлится до конца дня, будут присутствовать директор колледжа, мистер Браун, весь учительский состав, а также некоторые родители учеников. Тема встречи — обсуждение нововведений в самом престижном колледже Северной Калифорнии.
Итак, спустя 30 минут, преподаватель собрал варианты заголовка статьи. В основном все они были такими: «Мэр приглашает учеников», «Правительство решило прислушаться к образованию» и все в таком духе.
Ученики спросили, у кого получилось лучше всех?
«Ни у кого», — ответил преподаватель. — «И вот почему: в погоне за красотой заголовка, вы упустили самое главное: он должен быть таким, чтобы хотелось прочитать статью, узнать ответ, на вопрос, которого он коснулся. Лучший заголовок для этой статьи был бы таким:
«В следующий четверг не будет занятий».