прислать материал
AIN.UA » Вопросы, Мнения«Высокий сезон» онлайн-бизнеса: как «облако» помогает справляться с пиковыми нагрузками

«Высокий сезон» онлайн-бизнеса: как «облако» помогает справляться с пиковыми нагрузками

1046 5

Время от времени e-commerce сталкивается с одной проблемой – нагрузки, которых никто не сумел спрогнозировать или даже не ожидал. Порой они случаются из-за популярных акций, порой из-за резкого интереса пользователей к предложению. Отсутствие правильной подготовки приводит к тому, что владелец бизнеса не только недополучает прибыль, но и вовсе теряет деньги – сайт попросту падает. Руководитель компании GigaCloud Артем Коханевич рассказывает об одном из вариантов решения проблемы – облаке. 

Из года в год все стабильно: ритейл бросает силы, чтобы выжить в «Черную пятницу». Новый год, 8-е марта добавляют работы сервисам подарков и доставки. Порталы с онлайн-трансляциями пытаются устоять перед наплывом желающих посмотреть финал «Лиги чемпионов» или «Евровидения». Несмотря на прогнозируемую волну интереса, бизнес часто бывает к этому не готов. 

О чем говорит зарубежная практика? В прошлом году около 40% e-commerce компаний Великобритании не справились с пиковыми нагрузками в «Черную пятницу», на «День подарков» (Boxing day) и Пасху. В прошлом году в Украине фактически каждый второй бизнес этого сегмента зафиксировал временные сбои в работе и, в последствии, был вынужден искать дополнительные IT-решения. 

«Взлетает» ли онлайн-бизнес на «железе»? 

Сезонные пики умножают нагрузку на ресурс – стабильно – в 2-3 раза. Ситуативные успехи компании могут увеличить приток трафика в 5-10 раз. Казалось бы, очевидный выход – купить оборудование впрок, задействовать все мощности в пиковые периоды, а в остальное время использовать его под тестирование сервисов или разработку новых. У такого решения есть несколько минусов: 

1.  Теория и практика нагрузок – разные вещи

Запланировать внезапную загрузку ресурса, которая приходит вместе с результативными вирусными кампаниями или удачным запуском нового сервиса, сложно. Тем более, есть заметная разница между тестовыми нагрузками на сайт и нагрузками, которые происходят в результате действий реальных людей. 

2. Стареющее оборудование 

То, что мощности простаивают большую часть времени – не единственная проблема с «железом». Оборудование стареет. Можно заложить расходы на амортизацию, но так или иначе придется работать на стареющих технологиях. 

3. Физическая инфраструктура и быстрое масштабирование — несовместимы

На счету у онлайн-бизнеса – минуты. Покупка нового оборудования для наращивания мощности оперирует другими временными единицами. В итоге у тех, которые строит бизнес в онлайне, используя традиционную модель IT, при планомерном развитии чаще всего появляются одни и те же проблемы: 

  • оборудование дорогое, а значит нужно пользоваться им долго;
  • технологии идут вперед, но доступно только то ПО, которое поддерживает стареющая IT-система;
  • нужно быть готовым к риску, что внезапный прорыв компании на рынке принесет много клиентов, но еще больше – вопросов о готовности их принять.
Можно ли справляться с нагрузками лучше? 

С одной стороны, противостоять пиковым нагрузкам можно и собственной физической IT-инфраструктурой. Например, компания Bodo.ua хранит всю информацию на физических серверах, размещенных в дата-центрах. У них есть своя система мониторинга, которая умеет предсказывать проблемы, они обновляют оборудование, вкладывают средства в инфраструктуру.

С другой стороны, процент онлайн-бизнеса, который уходит в облака полностью или по крайней мере подключает облачные сервисы «на подхват» в периоды горячего сезона, праздников или запуска акционных предложений, растет: например, облачные мощности использует один из крупнейших e-commerce одежды и товаров в Украине modnaKasta, MOYO и другие. Благодаря использованию облачных ресурсов можно получить как минимум моментальный доступ к неограниченным мощностям, максимум – возможность полностью изменить способ ведения бизнеса. 

1. Неограниченные ресурсы

Простая аналогия из жизни. Есть традиция: на Новый год и Пасху к вам приезжают все ближайшие родственники. Но только два раза в году – в остальное время вы живете в квартире небольшой семьей из трех человек. Внезапно этим летом вы сорвали джек-пот в лотерее, и уже к вечеру вас пришли поздравить и родственники, и бывшие коллеги, и друзья, и… кто вообще эти люди? Выставить за дверь – неприлично, но куда усадить гостей? И тогда вы идете к соседям, чтобы на время одолжить у них стулья, а потом, после окончания «банкета», вернуть все на свои места. 

В упрощенном виде, облачные провайдеры – те же соседи со стульями, которые помогут вам в миг внезапного успеха. Только лучше. Потому что они предоставляют сервис (а не протягивают руку помощи), и их ресурсы на самом деле неограничены. У облачных операторов есть мощности «на складе», которые помогут покрыть любые сезонные и ситуативные всплески онлайн-бизнеса. Выгода и в том, что все происходит быстро и только по необходимости.  

2. Новые технологии

Купив оборудование и живя на нем 4-5 лет, вы используете технологии того года, в котором приобрели само оборудование. Облачные провайдеры должны быть в тренде, чтобы конкурировать друг с другом, и поэтому используют новые технологии. Каждый год добавляются возможности, которые клиенту было бы сложно реализовать у себя, так как их внедрение требует больших капитальных затрат. 

Использование облачных ресурсов – это повышение операционных, но сокращение капитальных расходов. В итоге вы получаете преимущество современных технологий, которые обновляются из года в год. Благодаря этому, в какой-то момент та же пиковая сезонная нагрузка на онлайн-ресурс будет стоить для компании меньше, чем раньше за счет того, что оператор будет использовать более мощные процессоры или, скажем, новую технологию сетевого доступа. 

3. Быстрое масштабирование

В продолжение разговора о новых технологиях – еще один «плюс» в пользу облачных сервисов. Почти все современные операционные системы поддерживают расширение ресурсов на лету – hot add, то есть вместо четкой привязки к параметрам (количество процессоров, объем памяти) системы под определенный проект, у вас есть возможность на живую добавлять необходимые ресурсы. 

Если все так хорошо, почему не весь онлайн-бизнес переходит на cloud-модель? 

В Украине для многих облако – все еще «белое пятно» на карте IT-знаний. «Топ» опасений выглядит так: 

  1. Сложность входа в облако и сложность перевода/переноса IT-инфраструктуры в принципе. Считается, что проще и надежнее оставить все, как есть, а не вносить изменения. Но, как правило, провайдеры помогают клиенту войти в облако и сопровождают весь процесс миграции.
  2. Информация в облаке – не конфиденциальна. Компании уверены, что облачный провайдер так и норовит посмотреть их данные. Во-первых, провайдер не станет рисковать своей репутацией. Во-вторых, можно использовать шифрование данных на уровне операционных систем и приложений.
  3. Сложно «опускать» резервные копии «на землю». Компании уверены, что нужны хорошие каналы связи, что забирать на всякий случай резервные копии к себе на внешний жесткий диск. В этом случае нужно использовать внешние источники для резервных копий. Тогда это задача провайдера – обеспечить хорошую скорость складывания бэкапов.
  4. У облачного провайдера может произойти серьезный сбой, и вся инфраструктура станет недоступна. Когда инфраструктура находится в соседней серверной, это успокаивает. Но от страха за ее работоспособность в облаке спасает построение кластерных решений и настройка резервного копирования.

Облако – сервис для каждого сезонного бизнеса. Независимо от масштабов. Все дело – в задачах, которые оно способно решить.

Автор: Артем Коханевич, CEO GigaCloud.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

5 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии

тарифы у вас в 2.5 раза дороже чем средние по рынку, не выгодно

Hanna Moruga

По сравнению с кем?)

почти со всеми. потрудитесь погуглить. мы вон облачную впс на гиг озу и 2 ядра на 30гб ssd берем за 100 грн/мес и бесплатное администрирование, уже 2 года бед не знаем, а у вас на пол ядра на 20 гиг вроде от 210 =/

дальше, вторая впс у нас на 4гб озу, 4 ядра, 60 гиг за 350 грн/мес
у вас же: 840 грн, 2 ядра и 20 гиг

да и на минуточку головой даже подумайте, аккаунт с сайтами реально требующий 4 гб оперативной памяти с кучей ядер и 20 гиг места? серьезно? нельзя ли как-то пропорционально увеличивать ресурсы? кто у вас руководит там вообще ппц...

может стоит начать хоть что-то уже для людей делать?

кому интересно что за хостинг - в почту мне пишите kabantejay@gmail.com
да и он не один, куча таких, но у вас цены пока первые в номинации "самые дикие" к сожалению =/

и сделайте нормальную мобильную версию, меню полезло все, чтобы нажать на нужный пункт приходится на о.5 см выше клацать чисто принципиально переклацал там все чтобы гребаные тарифы найти хотя раза 3 просто хотелось плюнуть и все бросить..

Artem Kohanevich

Kabantejay, так по сравнению с кем их облачных операторов у нас дикие тарифы? Просветите, плз...

зашел только что и сравнил с DigitalOcean — оказывается, у вас они еще и не дикие, а вполне нормальные. правда на сайте написано, что "выгода в любом случае от 11% до 2xx% — тут лучше рассказать, с кем вы сравнивали, насколько большой была выборка

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: