Хосроушахи родом из Ирана, откуда его семья перебралась в США в 1978 году. Он получил хорошее образование, так как родители не были бедными и могли ему его позволить. Он получил диплом университета Браун, который входит в Лигу Плюща. В 1991 году Хосроушахи пошел работать в инвестиционный банк Allen & Company, оставив ее через семь лет ради одного из своих клиентов – Барри Диллера. Тот владел компанией IAC, которая в 2001 году приобрела туристический сервис Expedia. В 2005 году Хосроушахи назначили руководителем компании. На этом месте он проработал следующие 12 лет.
Как отмечает Bloomberg, до последнего никто даже не знал, что Хосроушахи рассматривали на роль руководителя Uber. Его знакомые говорят, что для него самого это стало сюрпризом. Официально основными кандидатурами были CEO General Electric Джеффри Иммелт и руководитель HP Enterprise Мег Уитман. Из-за противоречий внутри совета директором, обе кандидатуры были отвергнуты. В то же время, за Хосроушахи все проголосовали единогласно.
Какие вызовы ждут нового CEO, если его переход свершится?
Феминизм. Зимой одна из сотрудниц Uber написала в личном блоге о том, что к ней приставил ее непосредственный начальник. Запись стала виральной, за несколько дней историю растиражировали СМИ по всему миру. Трэвису Каланику пришлось извиняться, хотя это особо не помогло: в компании действительно работало значительно больше мужчин, нежели женщин.
Кандидатура Хосроушахи для решения этой проблемы неплохо подходит. Во-первых, за все время работы он не был замечен ни в одном громком скандале, связанным с сотрудниками компании. Во-вторых, в Expedia почти половина сотрудников – женского пола. И в отличие от Google, никто не пишет десятистраничных отчетов, почему это не правильно. Хосроушахи нельзя назвать идеальным CEO, так как в списке Glassdoor самых популярных директоров, он обычно занимает места далеко не в первой десятке. Но, как говорилось выше, ни одного скандала за 12 лет, тогда как Каланик только и успевал, что оправдываться.
Суды. Еще в феврале 2017 года компания Alphabet подала в суд на Uber за кражу технологий для разработки беспилотного автомобиля. Оказалось, что Каланик взял на работу бывших сотрудников компании Waymo (принадлежит Alphabet, разрабатывает беспилотные авто), которые и “позаимствовали” технологию для работы над ней на новом месте работы. С тех пор суд не прекращается и пока дело развивается не в пользу Uber.
У Хосроушахи уже есть положительный опыт борьбы с Google. Дело в том, что именно его компания Expedia была среди инициаторов суда над поисковиком в Европе. Напомним, он закончился для Google приговором о выплате рекордного штрафа в $2,7 млрд.
Финансовые проблемы. Несмотря на отказ компании от экспансии в Китае, где Uber терял по $1 млрд в год, финансовое положение сервиса все еще остается сложным. Так, 2016 год компания закончила с убытком в $2,6 млрд. За первые два квартала 2017 года Uber уже потерял более $1,3 млрд, несмотря на постоянно растущие показатели выручки. В добавок, сократился и объем доступных средств – около $6,6 млрд. Эксперты полагают, что из-за плохого имиджа компания вынуждено откладывает IPO, которое и так не обещает стать успешным: по некоторым данным оценка Uber уже давно упала с $62,5 млрд до $40-50 млрд. Исправить ситуацию может помочь сделка с SoftBank – фонд намерен инвестировать от $1 до $1,5 млрд при оценке в $69 млрд. Осталось только заключить сделку и выторговать лучшие условия.
Развитием Expedia под руководством Хосроушахи – своеобразная история успеха, из-за чего сотрудники компании и друзья называют его «рок-звездой». В 2005 году, когда Хосроушахи только взял руководство над компанией, акции стоили чуть более $20 за штуку. На момент подготовки материала их стоимость превышала $140 за штуку, а на пике они оценивались в $160. Expedia – публичная компания, ее капитализация компании оценивается в более чем $21,6 млрд. Общая выручка компании в 2016 году превысила $70 млрд.
Конкуренты. За чередой скандалов вокруг Каланика без внимания остался другой важный момент – конкуренты Uber. Только за последние несколько месяцев число установок Lyft выросло на 60%, в то время как приложение Uber удаляли в рамках акции #deleteUber. А сам сервис Lyft еще и привлек дополнительные $600 млн. Активно развивается и бывший китайский конкурент – компания Didi. За последние два года они инвестировали в сервисы такси по всему миру: Taxify в Восточной Европе, Careem на Востоке и в Африке, 99 в Бразилии, Ola в Индии, Lyft в США и т.д.
У Хосроушахи есть опыт работы на международном рынке. За время работы компания поглотила более десятки конкурирующих проектов, увеличив свой портфель брендов до 20. Он не жалел для этого никаких сумм: например, за сервис HomeAway компания в ноябре 2015 отдала $3,9 млрд. В его подчинении более 20 000 сотрудников, при этом сам Хосроушахи не занимается микроменеджментом: как пишет The New York Times, он умеет создавать сильные команды на местах, занимаясь развитием и стратегическим управлением. Благодаря этому его уход из Expedia сейчас не должен стать критическим для компании: все работает и без него.
Главный вызов – Трэвис Каланик. Ни для кого уже не секрет, что основатель Uber не по собственной воле оставил пост руководителя компании. Практически сразу же он заявил, что планирует вернуть себе место CEO, пусть это и займет некоторое время. Этим он спровоцировал конфликт с фондом Benchmark, который грозится ему судом. Но Каланика это не пугает. А Хосроушахи должно насторожить. Особенно с учетом того, что в Кремниевой долине он – не известная личность: главный офис Expedia в Вашингтоне, о нем никто не знает на Западном побережье, тогда как Каланик там – культовый персонаж.
По словам Мег Уитман, одной из причин отказа перехода на должность CEO Uber как раз и стал Каланик. По ее словам, он проявлял слишком большую активность в управлении компанией (у Каланика 16% голосующих акций), хотя и не является ее непосредственным руководителем, а лишь занимает место в совете директоров. Чтобы избежать потенциального конфликта, она пожелала отстраниться. Как будет справляться Хосроушахи – не совсем понятно, так как никаких видимых уступок Каланик ему делать не собирается. «Здесь все просто: это ситуация, в которой новый CEO либо приведет компанию к успеху, либо разрушит ее», – заключает Bloomberg.