Павел Дуров: ФБР просило меня создать «черный ход» в Telegram

14931
2

Основатель популярного мессенджера Telegram Павел Дуров рассказал в интервью The Baffler о своем опыте общения с американскими спецслужбами. По его словам, попытки надавить на него с целью получить доступ к пользовательским данным ФБР начало уже при пересечении американской границы. 

По словам Дурова, в 2014 году после давления, угроз и шантажа со стороны российских властей он вынужден был продать 20% акций «ВКонтакте» Алишеру Усманову и бежал из страны. Соглашаясь на интервью с The Baffler, Дуров поставил условием нераскрытие места его проведения, из-за своего конфликта с российским правительством.

Однако он столкнулся с давлением не только со стороны российских спецслужб. Уехав из РФ, Дуров основал мессенджер Telegram, у которого уже 100 млн пользователей по всему миру. Этот мессенджер нашел популярность не только у обычных пользователей, им пользуются террористические группировки вроде Аль Каиды или ИГИЛа. В связи с этим американские спецслужбы также пытались склонить Дурова к сотрудничеству, по его словам, и дошли даже до попытки подкупить и перевербовать одного из сотрудников Telegram.

По словам Дурова, давление со стороны ФБР началось в 2014 году, когда агенты бюро постоянно общались с ним при пересечении американской границы. Сначала его расспрашивали о процедурах, по которым «ВКонтакте» обрабатывала государственные запросы на данные. Позже его начали расспрашивать и о Telegram: где базируется компания, как работает. После этих разговоров Дуров получал «дружелюбные письма» с предложением выйти на связь в случае возникновения каких-либо проблем. 

Основатель Telegram рассказывает, что продолжал игнорировать эти попытки наладить контакт. В 2016 году он вылетел из Европы в Сан-Франциско, чтобы поучаствовать в ежегодной конференции Google I/O. В первое же утро его визита, в 8:00 два агента ФБР появились на пороге его жилья в Маунтин-Вью, которое он снимал через Airbnb. «Как они получили адрес? Может, отследили «симку»? Установили слежку из аэропорта или получили информацию от Uber — я не знаю», — говорит он. Вскоре стало ясно, что нужно агентам: что-то вроде «черного хода», канала доступа к пользовательским данным, которым они могли бы пользоваться в случае террористической угрозы. Они даже показали Дурову подготовленные официальные документы, включая судебное предписание. 

Telegram зарегистрирован в Великобритании как Telegram Messenger LLP, им владеют две другие компании — одна на Британских Виргинских островах, другая — в Белизе. Все данные также распределены по ряду юрисдикций — для того, чтобы усложнить доступ спецслужб к данным. У компании нет офиса в США, поэтому у ФБР не было реальной власти требовать что-то от самого Дурова. Он пообещал агентам, что свяжется с ними после того, как документ изучат его юристы. 

Все же, по его словам, его потрясла эта встреча.

«В России парни из ФСБ, с которыми я общался, вообще не впечатляли. Они были средних способностей, не особо квалифицированы. В США те, кто меня допрашивали, были компетентны, говорили на нескольких языках, проводили исследования и точно знали, какие вопросы нужно задавать. Они были высококлассными. Я осознал: у Америки столько ресурсов, посвященных безопасности, что это пугает. Правоохранители в США настолько эффективнее», — сказал он в интервью. 

ФБР не сдавалось, агенты отследили и одного из разработчиков Telegram, который прилетел на ту же конференцию. Они назначили встречу в одном из кафе в Сан-Франциско и засыпали его вопросами об архитектуре Telegram, об алгоритме его шифрования, превознося уровень его экспертизы. Разговор закончился предложением стать двойным агентом: за деньги обеспечить доступ к данным. По словам Дурова, сотрудник сам рассказал ему о встрече: речь шла о взятке в десятки тысяч долларов. После того, как сотрудник отказался от предложения, ФБР связалось с ним еще раз и попросило не рассказывать о разговоре никому, особенно — самому Павлу. 

Журналист, проводивший интервью, отмечает взвешенность Дурова в оценках действий американских спецслужб: вместо того, чтобы жаловаться на давление со стороны государства, он говорит о том, что понимает мотивы ФБР. «Они просто делают свою работу. Вот молодой парень, вот его приложение. Его используют террористы. Мы должны выяснить, кто он такой, что у него за команда. Ничего экстраординарного в этом нет», — говорит Дуров. 

С другой стороны, он говорит о том, что ему сложно было бы управлять компанией в США, которая имеет доступ к пользовательским данным. Если он подвергался давлению во время коротких деловых визитов, то какое же давление должно оказываться на компании, которые базируются в США. 

Напомним, ранее мы публиковали подборку из 30 полезных Telegram-ботов. 

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск