Как реагировать на кризис и остаться лидером отрасли. Кейс ТМ «КОМО» и «АЙПИЛЭНД»

8718
2

За последний год рынок молокопродуктов просел на 20%: производство молока сократилось на 6%, сыров на 8%, сухого молока и сливок на 3%, кисломолочных продуктов на 1%. Подорожание молока привело к увеличению себестоимости продукции и стоимости конечного продукта на полке. Несмотря на молочный кризис, ТМ «КОМО» уже третий год подряд удерживает позицию лидера украинского рынка натуральных сыров, запуская новые разработки как в производстве, так и в дистрибуции.

Для удержания позиций компания экспериментирует со стандартами мерчендайзинга, расширяет штат сотрудников компании, меняет типы активностей и тестирует IT-новинки для отслеживания эффективности нововведений. Например, для мониторинга и управления работы мерчендайзеров в «КОМО» используют сервис effie>, разработанный компанией «АЙПИЛЭНД». О том, какие процессы удалось оптимизировать, далее в статье.

Планирование и управление рабочим днем мобильных сотрудников

Именно от пунктуальности и исполнительности мерчандайзеров зачастую зависит, будет ли продан товар, отгруженный в магазины, и будут ли выполнены планы продаж и KPI всей цепочки поставок FMCG сектора. Сервис effie> помогает легко организовать эффективную работу множества мобильных сотрудников, распределенных по всей Украине, и проконтролировать не только выход и следование по маршруту, но и каждый шаг мерчандайзера в торговой точке. Только в Киеве были перепланированы 16 из 17 маршрутов из-за их неэффективности.

Бывает, что мерчендайзер не выходит на работу, что может негативно отразиться на продажах, но не в случае с effie>. Отсутствие сотрудника на маршруте моментально отображается в effie> на рабочем месте руководителя группы. Это позволяет оперативно выяснить обстоятельства, переместить другого сотрудника на место отсутствующего, поставить ему дополнительную задачу или же покрыть маршрут несколькими сотрудниками. Раньше подобная мобильность была невозможна, меры предпринимались только на следующий день.

Мониторинг в режиме реального времени

Панель мониторинга, реализованная в сервисе, дает уверенность в реальности положения дел в бизнесе и возможность осознанно корректировать стратегию. Руководителям легко отследить любую крупную проблему и опускаясь на нужный уровень выяснить проблемный сектор получить отчеты по конкретным каналам продаж, торговым сетям и даже по отдельным магазинам. Программа предоставляет возможность изменять интересующие показатели. Например, если посмотреть показатель «Активная Клиентская База» (АКБ), сразу будут доступными данные как по modern trade (магазины современных форматов —гипермаркеты, супермаркеты и т.д.), так и по traditional trade («традиционные» магазины, ларьки и другие торговые точки, реализующие товары через прилавок). В один клик можно изменить временной период и увидеть данные за прошлую неделю, месяц или год чтобы понять, упали ли продажи в этом канале или наоборот увеличились. Выбрав modern trade, можно кликнуть на графике и «провалиться» в конкретную розничную сеть, увидеть количество магазинов в ней, продажи продукции бренда.


Владимир Филоненко, руководитель отдела трейд-маркетинга «КОМО Украина», рассказал о борьбе с аут-оф-стоками и подвел итоги пилотного использования effie>.

«На дисплее гаджета высвечиваются, например, 34 ячейки, в которые он должен внести галочки, или указать остатки. Перед мерчендайзером не ставится задача отметить все 34 позиции – только те, которые потом появятся на его фотографии. И если раньше мне нужно было заходить в каждую торговую точку и смотреть фотографии, то сейчас я вижу статистику мерчендайзеров. К примеру, человек должен был отметить 34 позиции, а указал только 27. Куда исчезли 7 SKU? В общем отчете я вижу, что из 60 тыс. SKU во всех сетях присутствует только 59 тысяч. Я захожу в различные сети, и вижу, что в одной сети стало на 300 SKU меньше, в другой — на 700, а в третьей — на 20. Первым делом, конечно, выясняю, куда исчезли 700 SKU.

Для этого можно сравнить количество посещений магазинов мерчендайзерами на текущей и предыдущей неделе. Если оно осталось неизменным, то, следовательно, товар физически отсутствует в магазинах. Проверяю аут-оф-стоки по магазинам и направляю КАМу соответствующий документ. Получив его, он, в свою очередь, начинает связываться с розничной сетью, указывая на то, что ее РЦ плохо функционирует, из-за чего мы не допродаем какой-то товар. И делает это КАМ не через 2 недели или месяц, как раньше, а практически в режиме реального времени, когда ситуация еще не успела приобрести угрожающий характер. Именно такой оперативностью и простотой управления — «окно в окне» — effie> нам и интересна.

Откровенно говоря, я не видел другой системы, кроме effie>, которая позволяла бы добраться до конкретного магазина и задать конкретный вопрос конкретному мерчендайзеру или конкретному КАМу, или же отправить запрос на сеть для выяснения причины недовозов с РЦ. А такие явления наблюдаются в практике очень часто. Потому что идеальных РЦ нет ни у кого, более-менее хорошо в Украине работают несколько распредцентров из примерно 20. А когда у компании (такой, как наша), около 30 тысяч клиентов, то отсутствие 15% SKU на полках грозит огромными убытками. К тому же, недополученные сегодня продажи невозможно перекрыть продажами следующего дня – их уже не вернешь, даже если и подвезешь товар.

Первые результаты показали, что в перспективе с помощью effie> можно оптимизировать не только работу мерчендайзеров, но и всю зону мерчендайзинга нашей продукции. Ряд модулей мы пока что не изучали углубленно: «Модуль принятия заказа», «Модуль внесения остатков» и т.д.

«Слона нужно есть по частям»: полагаю, мы к этому придем в ближайшее время и effie> также будет установлена на смартфонах торговых представителей и мерчендайзеров дистрибуторов».

Подробнее о сервисе effie> можно узнать на официальном сайте компании «АЙПИЛЭНД».

Контакты для дополнительной информации: [email protected]; +38 (044) 364-88-28, +38 (050) 593-39-18

перейти на сайт

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск