EN

Экспертные мнения: легко ли быть бизнес-вумен в украинском IT

2929
3

Накануне конференции Outsource People решили поддержать тренд специального участия для женщин из IT.

Outsource People решили узнать, как это вести бизнес именно в IT у украинских девушек-предпринимателей. Практически все они уже или выступали на конференции или активно участвуют.

Участникам задали несколько вопросов:

  1. Какие преимущества и недостатки ты видишь для себя в IT-бизнесе, будучи женщиной. На сколько это помогает или мешает в работе, особенно с клиентами и партнерами мужчинами?
  2. Как думаешь, как женщины руководители в IT относятся в бизнесе/работе к другим женщинам. Есть ли здесь какие-то предубеждения или представители прекрасного пола наоборот поддерживают друг друга?
  3. Как ты относишься к использованию женского шарма и различных женских «уловок» в переговорах с мужчинам? Приемлимо ли это? Используешь ли сама?
  4. Что бы ты порекомендовала девушкам, которые планируют начать свой IT бизнес или стать руководителями?


Женя Лень, Founder Dinarys, Днепр

 

«Я не вижу разницы между IT-бизнесом и построением структуры в классическом (промышленном) бизнесе: такой же уровень ответственности, объем работы с командой, клиентами и т.д. Я имела долгий опыт в построении промышленной компании и могу сказать, что правила там даже жестче. Как в первом так и во втором случае моими партнерами по компаниям являются мужчины. Я просто перенесла модель работы.

IT это сфера для молодых и амбициозных, которые умеют коммуницировать, договариваться и самое главное — делиться опытом. Из преимуществ — в силу природной направленности, женщинам проще коммуницировать, этого у нас не отнять. Но так же ничто не мешает нам разбираться в технологиях.

Никаких предубеждений между девушками не может быть, потому что взаимодействие строится в первую очередь с профессионалом. Вижу поддержку со стороны коллег-женщин во многих случаях. Кстати отвечая на вопрос, поймала себя на мысли, что в моем прямом подчинении находятся в основном девушки. Но никакой предвзятости по отношению к мужчинам, просто я люблю находиться в курсе дел отделов по продажам, HR и маркетингу.

Если вы видите в себе силы быть руководителем IT-направления/компании, важно помнить, что тут нет никаких гендерных предубеждений. Все достаточно прозаично — не бойтесь брать на себя ответственность».

                                                                                                                                                        Олена Занічковська, Founding Partner, Director of Product в The Gradient, Львів

 

«Чесно кажучи, я на бачу вже жодних переваг в бізнесі у тому, що я жінка. На початкових етапах, звичайно, було багато «ти ж дівчинка», але останні декілька років у першу чергу, як мені здається, сприймаюсь як професіонал. А у роботі допомагають мозок, знання і впахування.

Якщо під жіночим шармом разуміти вміння гарно себе подати, виглядати доглянути, слідкувати за тим, що і як говориш — то так. Якщо це про «включати дівчинку» — ні. Про те, наскільки це доречно і має сенс — кожна людина робить свій вибір щодо поведінки і методів.

Жінкам-початківцім у бизнесі рекомендую вчитись, читати, розвиватись. Не боятись висловлювати свою думку. Чітко розуміти свої цілі і йти до них. І не маніпулювати, особливо своєю статтю.

Додам від себе ще одну думку: давайте будемо більше увагу приділяти не гендеру, а особистим і професійним якостям людей. Мені в ІТ хочеться бачити не більше чи менше жінок або чоловіків, а більше спеціалістів екстра-класу».

                                                                                                                                                  Аня Стеценко, Founder Indigo, Киев

 

«Для меня бизнес — это интереснейший замес креатива и соревнования. Тут важно кто быстрее, кто лучшее, кто полезней и кто по-другому. Здоровая конкуренция. А кто вы — 56-летний армянин-иудей, мать-одиночка 4 детей из Полтавы или ко-фаундеры лесбиянки — какая разница.

Если на пути к целе вам мешает дискриминация, значит это один из пунктов в SWOT-планировании. Возможно, это действительно серьезная угроза. А может чудесная возможность? Выбор за вами.

Приемлемо ли использование мужских «уловок» типа агрессии, повышенного тона или морального давления в переговорах? Приемлема ли любая манипуляция? Например, мне недавно звонил собственник одной IT-компании и угрожал службой безопасности из-за того, что он посчитал, что рекрутеры Indigo предложили вакансию его разработчику. Это приемлемо? Мой ответ — каждый решает сам для себя исходя из собственной системы ценностей. Лично я категорически против всего того, что не экологично как для меня, так и для тех, кто по другую сторону переговорного стола.

Если говорить про отношение, то я до сих пор огорчаюсь, когда вижу, что девушки IT-рекрутеры используют кокетство и привлекательную внешность как единственное или главное конкурентное преимущество в своей работе. И меня очень возмущает (сама попадала под такую оценку), когда люди обесценивают достижения женщин и убеждены, что они приходят к нам только через «постель» или богатенького спонсора. Увы, такого в Украине тоже достаточно.

Использую ли я свой женский шарм в переговорах. О да! Я активно использую свой женский шарм. А еще женскую харизму, женскую логику и эмоции, женский тембр голоса, женскую улыбку и женскую силу убеждения в переговорах с любым полом. Поскольку я родилась женщиной и у меня все женское. Ну и годами отточенные навыки эффективных переговоров я тоже активно использую. Куда же без этого?

Девочки, мои хорошие, у вас все-все-все получится!

  • Верьте в себя и свои силы. Меньше рефлексии и больше настроя на победу. На пути к успеху вам предстоит решать кучу сложных задач и гендерный всего лишь один из них.
  • Уважайте себя и свой выбор. Не важно, будет это фокус на семье и воспитании детей или на карьере и собственном деле. И ни в коем случае не надо выбирать. Если хочется добиться успеха и в первом и во втором и при этом еще заказать компот — легко.
  • Ну и сохраняйте справедливость в соблюдении женских прав. Не соглашайтесь на работу, если вас недооценивают. Помогайте и поддерживайте других женщин, вы же знаете, как нам сложно бывает успевать на всех фронтах. Не молчите и не оставайтесь равнодушными, если сталкиваетесь с дискриминацией в любом ее проявлении. Ну и пусть все живые существа будут счастливы!».


Наталья Веремеева, Director в Cossacks Information Technologies, Киев

 

«В IТ, в отличие от других сфер, я совершенно не замечаю разницы между отношением к мужчине и к женщине. Побывав немного в других сферах и отраслях, я поразилась отношению к женщинам. Особенно меня задевало, что на бизнес встречах женщине не жмут руку. А если женщина сама ее подает, то не воспринимают это всерьез. Некоторые так терялись, что целовали протянутую для рукопожатия руку.

Но IТ сфера — это наиболее международная в том числе по нравам. Мы много взаимодействуем с другими странами и это сказывается на взглядах на многие вещи. Тут я совершенно не вижу удивления тому, что я протягиваю руку для рукопожатия. Я считаю это важным, так как это признание равного и уважительного отношения собеседников друг к другу.

Касательно отношения женщины к другим женщинам, как и везде, важно, какой ты специалист, какой ты человек. Если человек профессионал и отлично справляется с работой, то все равно, какой у него пол. Если же не справляется, то, соответственно, ни поблажек, ни особо суровых условий тоже быть не должно.

Я вообще считаю, что наличие в голове самого вот этого фильтра пола говорит о проблеме, вне зависимости от того, хорошо человек относится к другому человеку, которого отфильтровали по принципу пола, или нет. Намеренно хорошее отношение и особые условия является таким же признаком проблемы, как и дискриминация. С моей точки зрения, надо относиться как к личности, по факту результатов. И ни дискриминации, ни поблажек не делать.

Использовать женскую силу можно в меру и смотря что. Женщина не мужчина, нам не нужно затягивать себя в мужские стили и стандарты поведения. У нас есть своя сила, и, конечно, ею стоит пользоваться. Это — интуиция, иррациональное мышление, высокая степень эмпатии и умения чувствовать собеседника и многое другое.

В то же время я сильно огорчаюсь, когда вижу, как девушки выставляют напоказ свою сексуальность для решения деловых вопросов. Во-первых, потому, что IТ — это 90% экспорта, а на западе отношение к такому поведению совершенно однозначное. В постели покувыркаться — запросто. Контракт подписывать на миллионы долларов? Простите, но нет. Девушки теряют в статусе, когда приторговывают своими женскими штучками. Уж лучше использовать другие аргументы, или сделать эти штучки максимально естественными, чтобы у клиентов не включился сигнал «девушка легкого поведения».

Сама я раньше тоже таким грешила, но потом опомнилась, а когда слушаю комментарии моего мужа-иностранца (голландец) на наши такие проявления, то вообще хватаюсь за голову, так по-другому это «там» воспринимается. В то же время, если это не искусственно и не для выигрыша переговоров, а просто женщине хорошо самой с собой, и это из нее струится — то это да, такая женщина источает свет и от этого хорошо и проекту, и всем вокруг. Но и восприятие тогда будет другим, и сама подача.

Начинающим предпринимателям-девушкам я бы посоветовала перестать играть в хорошую девочку и стараться быть удобной, комфортной для кого бы то ни было. Руководитель — это, прежде всего, о самостоятельности мышления. Посоветовала бы взять ответственность за свою жизнь — на себя. Перестать надеяться на маму, папу, удачное замужество, мужа, понедельник. Осознать свою ценность, осознать, что они хотят дать миру — и идти. Посоветовала бы выбирать команду в том числе интуитивно, на основании внутреннего ощущения, как человек впишется в команду. Использовать женскую мудрость при решении конфликтов. Помогать членам команды развиваться. И не бодаться с мужчинами. Использовать силу воды и мудрости против силы клинка».

                                                                                                                                                  Виктория Глуховецкая, СEO Vialex Motion Lab, Харьков

 

«Наши преимущества и недостатки — это личное восприятие каждого. Кто-то видит недостатки, а кто-то преимущества. Однозначно могу сказать, что гендерная часть в аспекте IT играет свою роль.

Поэтому, при работе с мужчинами в IT сфере — я сталкиваюсь чаще всего с «pushing» в теме продаж, а также с украинской ментальностью «качественно и бесплатно».

Моя деятельность больше связана с искусством и построением креативных концептов, где больше важна глубина, легкость и мягкость.

Касательно взаимоотношений женщин в IT на разных ролях — это поддержка и солидарность, а дальше — это зависит от опыта человека, качеств,черт характера и развития. Именно, насколько человек развит и открыт к новому опыту и развивает ли он в себе гибкость — это те, факторы, что влияют на отношение и восприятие окружающего мира.

Деловые переговоры — это найти правильное решение, по схеме «win-win». Можно, конечно, говорить о том, что «шарм» при переговорах не используют женщины, но пока существует гендерное различие, косвенно и неосознанно, женщина своим присутствием влияет на исход переговоров.

Ищите, девушки то, что вы любите и то, от чего вы сможете ловить «кайф» и видите развитие на будущее. Пробуйте и развивайтесь!».

                                                                                                                                              Ольга Кривченко, Owner Qualium Systems, Харьков

 

«Пока быть женщиной никак не мешает. В некоторых случаях даже помогает — например, клиенты из Северной Европы радуются, что в компании CEO женщина.

Я использую женские уловки абсолютно в той же мере, в какой мужчины используют мужские уловки. Специально ничего не применяю, пользуюсь своими профессиональными качествами и знаниями.

Из рекомендаций начинающим женщинам-предпринимателям — купите мультиварку, времени на готовку у вас не будет. Если серьезно, то готовьтесь много работать, рассчитывать только на свои силы. И не надейтесь на поблажки — их не будет».

                                                                                                                                      Анастасия Новикова, Managing Partner в NexGenDesign, Харьков

 

«Когда я начинала работать в IT в преимущественно мужских коллективах, я читала и старалась разобраться в психологических гендерных различиях. Девушкам и женщинам в IT сходу нужно привыкнуть к работе без «надумываний» несуществующих проблем или причин тех или иных событий. Это мешает и раздражает. Из преимуществ в первую очередь это то, что возможностей для роста и развития в IT масса, причем пол совершенно не важен. Если тебе что-то интересно, ты учишься и становишься специалистом, это будет ценится.

Скажу по себе — в IT я знакома с прекрасными руководителями как женщинами, так и мужчинами. Я не встречала в этом кругу предубеждений, разве что руководителей женского пола меньше среди тех, кого я знаю. В нашей команде работает много девушек и на некоторых позициях их больше именно потому, что они проявляют там свои лучшие качества — внимание к деталям и усидчивость. Конечно есть и мужчины, которые обладают этими качествами, скорее у девушек я их встречала чаще.

Про использованию мною женского шарма лучше спрашивать у тех, с кем я вела переговоры. Есть совершенно не привязанные к гендеру вещи, такие как улыбка или жесты, с этим я стараюсь работать. В то время, когда я начинала работать, я была еще студенткой и многие клиенты сразу не воспринимали меня всерьез — до тех пор, пока мы не начинали говорить о сути проекта. Именно поэтому мне комфортно работать в IT — в сфере, где можно добиться чего-то своими мозгами и упорством.

Я всегда за то, чтобы люди работали в той сфере, где им интересно. Если девушкам интересна IT-специальность — это прекрасно и я не вижу препятствий для их развития. Руководителями хотят быть не все и к этому тоже должно приложиться желание и стремление. Главное — верить в себя и развивать свои навыки».

                                                                                                                                                Катерина Абросимова, CEO and co-founder в Kaiiax, Днепр

 

«Когда я только начинала работать в IT, мне было довольно сложно, но не потому что, я женщина. Сложным было то, что приходилось многому учиться. У меня совершенно «не айтишный» бекграунд, поэтому пришлось осваивать эту сферу с нуля. Я очень много общалась с программистами, чтобы разобраться с разными техническими вопросами, которые затрагивались в моих статьях. Но из-за недостатка опыта и знаний, мне иногда, было довольно сложно находить с ними общий язык.

Ведь программисты не очень любят, когда их отвлекают глупыми вопросами. Эти сложности, которые были в начале моей карьеры, вряд ли имеют отношение к моему полу. Я не могу сказать, что в IT бизнесе есть какое то особое отношение к женщинам. Отношение к людям, как к мужчинам, так и к женщинам, строится исходя из других критериев, личностных и профессиональных, и вряд ли пол имеет здесь важное значение.

Мой профессиональный круг не соответствует стереотипам про «женский коллектив». У меня в команде есть как парни, так и девушки, и у нас хорошие отношения и team work. Ну разве что есть чат girls only.

Я считаю, что в женском шарме нет ничего плохого, если это работает. Лично я не большой специалист по женским «уловкам». К сожалению.

Стать руководителем — это ложная цель. Я бы посоветовала стремиться стать хорошим специалистом, а не руководителем. Иметь амбиции руководителя — это прошлый век. Задумайтесь, как стать тем, кого невозможно заменить, и как уметь делать то, без чего невозможно обойтись. Главное — иметь большое желание, и работать над тем, чтобы оно сбылось. Если вы готовы тратить большую часть своего времени на достижение цели, то у вас все получится!».

                                                                                                                                        Виктория Герух, CEO в Galanix IT, Киев

 

«Для меня лично, как для «человека мира» по своей ментальности, мужчина или женщина в бизнесе — это лишь стереотипы, паттерны поведения, которым мы следуем обычно, если не развиваем себя как бизнес-личность.

Среди бизнес-бегунов можно выделить два типа: спринтеры и марафонцы.

  • Мужчины — чаще бывают спринтерами с лозунгом: «завоевать быстро, здесь и сейчас». Умеют проявить и зажечь, особенно на коротких дистанциях (т.е. увидеть, оценить, предложить решение задач).
  • А женщины — чаще марафонцы. Их кредо — взвешено, продолжительно и масштабно строить свои бизнес-процессы, отладить партнерские связи и достичь грандиозных результатов.

Это не абсолютная истина и не означает, что не бывает наоборот. Просто есть банальные ожидания социума от мужчины, который «пришёл-увидел-победил» и от женщины, которая «хранит очаг». Сложившийся в обществе стереотип «хранителя» и подтолкнул меня к воспитанию «добытчика» в себе.

Среди коллег женщин я крайне часто подмечаю следующие характеристики, которые можно отнести к недостаткам:
  • Разный подход к принятию решений. Мужчина — добытчик, а женщина — хранительница. Женщины переживают за сохранение текущих показателей, стремятся создать и поддержать комфортную атмосферу, удержать и успокоить. Поэтому часть аспектов по наращиванию оборотов могут просто быть упущенными.
  • Эмоциональность, иногда излишняя. Об этом я могу крайне долго рассказывать. Это стереотип, который увы в 95% срабатывает в критических ситуациях у большинства людей с женской психологией (мужчин это тоже касается). И здесь для бизнес-профессионала важным навыком, который приходит с многолетней практикой, будет умение отфильтровать эмоции, преобразовать эмоции в факты (причём, именно преобразовать, а не отбросить вовсе), оставить сами аргументы и трансформировать в короткий месседж в голове и на письме.

А теперь о плюсах:
  •  Куда ж без женской многозадачности, способности выполнять тысячи миллионов всяких задач, которые в течение дня протекают, как песок сквозь пальцы.
    Я считаю, что для женщины-бизнмена это большое конкурентное преимущество, поскольку, это абсолютно нормально, когда ты одновременно проводишь переговоры, отправляешь очередной имейл, а в голове обдумываешь план следующей встречи, которая будет через 20 минут. Для многих мужчин, которые более склонны глубоко погружаться в одну задачу, такой ритм будет весьма некомфортным, а вот для женщины — вполне нормально.
  • Сильная эмпатия. Главное включить внутри некий тумблер, которые преобразует эмоции в две сущности: факты и эмпатию. Таким образом, женщина и сможет использовать свои прирожденные навыки (эмоции) и здорово помочь команде по внешней и внутренней коммуникацией. Эмпатия сможет почувствовать, понять, донести и принять командой точку зрения оппонента. Крайне полезная вещь как во время переговоров, так и в целом для развития компании.
Девушкам, которые начинают свой бизнес, я бы порекомендовала:
  • Важно внимательно слушать, фильтровать эмоции, анализировать и задавать вопросы по сути.
  • Много сталкиваюсь в своей практике при переговорах, что важно доносить свою экспертизу и рекомендации на примерах.
  • Чем персонализированней, тем точнее вы попадете в цель понимания вашим партнером/клиентов. И тем больше внимания вы получите, а значит больше ценности принесёте.
  • Вас запомнят и вспомнят о вас в период потребности в настоящем эксперте.
  • Перестать быть «Ах, ну я же женщина», а стать «Смотри! Даже я смогла это сделать».
  • Даже подскажу, как это сделать еще до того, как вы стали руководителем.
  • Освойте несколько традиционно чисто мужских увлечений — вождение (только механика в почете), стройка и ремонт (хотя бы полку прибить для начала) и другие ваши варианты, которые придут вам в голову.

Вы удивитесь, как это в последствии вам пригодится в переговорах с мужчинами, да и с женщинами тоже. И вам сразу станет чуток понятнее фраза — «я не женщина, я ______» (подставьте любое слово — профессор, водитель, дипломат, врач и т.д.).

И в завершение могу сказать, что чем больше женщин будут приходить в бизнес, тем больше из них смогут проявить себя, показать наши сильные стороны, и тем менше будет оставаться стереотипов о женщинах в бизнесе. Успехов вам в покорении себя!».

Специальное предложение для девушек в IT-бизнесе

Организаторы Outsource People обеспокоены тем, что 70% участников будущей конференции — мужчины.

Мы знаем много замечательных примеров женщин-руководителей в IT и с удовольствием приглашаем их поделиться своей экспертизой и подходами к построению сервисного IT-бизнеса. За 6 предыдущих конференций мы с познакомились с более чем 40 спикеров-женщин. Однако их, как и участниц, всегда значительно меньше. Сообщество топ-менеджеров аутсорсинговой отрасли многое теряет от этого: и уникальный опыт решения бизнес-задач вопреки гендерным стереотипам, и сеть их полезных контактов.

Чтобы привлечь внимание к вопросу и увеличить «женскую» долю в IT-бизнесе, мы объявляем специальное предложение:

Для всех женщин-собственников, директоров, менеджеров по продажам, маркетологов, биздевов, PM-ов, HR-ов всю следующую неделю билеты на Outsource People 2017 Kyiv будут доступны с дискаунтом 70%! Регистрация на сайте. Промокод: WOMANINIT. Код действует с 2-го по 8-ое октября, акция распространяется только на незарегистрированных участниц.

До встречи в Киеве 13-14 октября, уважаемые девушки!

Зарегистрироваться

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Эмпатия не связана с полом. Она больше связана с отсутствием короны на голове

    • В принципе, стереотипы — это грубое приближение, но они работают.

      Про эмпатию — это один из стереотипов.
      Среди моих знакомых и подруг — женщины прекрасно владеют этим навыком.
      Ведь это об эмоциях. Которые сами по себе, да еще и в чистом виде — это женское наказание.
      А вот для понимания собеседника на невербальном уровне — эмпатия самое оно.

      Однако допускаю, что вам, возможно, посчастливилось быть в числе мужчин, которые развили в себе этот навык, равно как и вашему

      окружению эмпания не чужда.
      Что ж, тогда вы везунчик.
      Однако я больше о стереотипах писала 😉

      А про «корону на голове» отдельно прокоментирую — это совершенно отдельное отношение к собеседнику.
      Человек без короны может просто слУшать, потому что у него позиционирование: «я же нормальный».
      Но при этом слЫшать он никому не обязан.

      А вот эмпат, он и услышит, и поменяет формулировку, и подстроится под ценности оппонента.
      И поменяет аргументацию НЕ для себя, а для комфорта и понимания собеседником.

      • Эмпатия, например, обычно есть у хорошего продажника. Не того, который впаривает, а у того, который догадается сначала спросить, нужно ли это вообще. И я бы не сказал, что встретить хорошего мужчину-продажника такая уж редкость и везение 🙂
        Кстати, видел много девушек, уверенных в том, что разбираются в людях, но при этом совершенно в них не разбирающихся. По иронии, это часто бывает у людей с дипломом психолога.

  • Консоли некстген
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск