Как не стать жертвой мошенников при инвестировании в ICO

8557

В последние несколько месяцев появилось большое число проектов, привлекающее средства через ICO: для стартапов это удобный механизм получения средств на развитие. Но и как в любой другой сфере, здесь есть мошенники, которые получив средства - исчезают. Основатель бизнес-акселератора GrowthUP Денис Довгополый составил подробную инструкцию о том, как не стать жертвой мошенников при инвестировании в ICO-проекты. Редакция AIN.UA публикует краткую выжимку из презентации.

Фреймворк Дениса Довгополого подразумевает проведение due diligence проекта, выпускающего криптовалюту под собственные нужды (обслуживание самого проекта). Изначально речь идет о том, что валюта не имеет ценности без предоставляемого проектом сервиса, а ценность сервиса обеспечивает привлекательность инвестиций в криптовалюту. Поэтому существуют две категории инвесторов, которым пригодится фреймворк:

  • инвесторы, которые вкладывают деньги ради большего количества денег в будущем;
  • инвесторы, которые вкладывают деньги, чтобы получить сервисы (услуги) на начальном этапе и еще больше сервисов (услуг) в будущем.

Важно понимать, что около 80% всех проектов, которые проводят ICO на сегодняшний день, имеют все признаки мошенничества. Поэтому инвестиции в подобные проекты должны быть осознанными, особенно если речь идет о крупных суммах. Чтобы обнаружить признаки «скама», оценить все риски и понять потенциал проекта, нужно провести детальное исследование и анализ проекта. Вот что нужно узнать:

Команда проекта: основатели, адвайзеры, топ-менеджеры

Насколько публичны члены команды? Как давно они знают друг друга и что у них общего? Были ли у них за спиной другие проекты? В какой нише? Успешные или нет? Проанализируйте соцсети каждого из основателей проекта (Facebook + LinkedIn + Instagram + CrunchBase), посмотрите на количество друзей и публикаций, регулярность постинга и общую активность аккаунтов.

Сам проект: продукт, пользователи, партнеры

Когда была основана компания? Есть ли у проекта конкретный продукт и пользователи? Есть ли подтверждения отношений с другими технологическими партнерами? Привлекал ли проект инвестиции раньше? Есть два типа проектов: те, в которых блокчейн используется исключительно в качестве платежного инструмента, и те, которые не могут существовать без технологии в принципе. В первом случае риски можно принять, понимая, что вместо такого платежного инструмента можно использовать любую другую валюту. А вот во втором случае стоит детальнее углубиться в тему и проанализировать, не усложняет ли техническую реализацию проекта использование блокчейна и можно ли запустить проект без использования технологии.

PR, маркетинг и сообщество

Возможности привлечь деньги в ходе ICO обеспечивают два вида аудитории. Первая — люди, у которых уже есть криптовалюта и которых нужно заставить обменять ее на токены проекта. Для таких людей ликвидность традиционных криптовалют невелика, поэтому они легко расстаются со своими монетами в обмен на другие монеты. Вторая аудитория: потенциальные пользователи сервиса, которые участвуют в ICO, чтобы получить больше сервисов за свои деньги в будущем. Оценка этих двух аудиторий, а также зоны их пересечения, сможет приблизительно показать потенциал роста курса монет в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Аудитория проекта в основном состоит из людей, подписанных на основателей в соцсетях и интересующихся другими проектами, к которым основатели имеют доступ. Но также немаловажными показателями является уровень работы со СМИ, блогерами и лидерами мнений, трафик на ресурсах проекта, количество подписчиков в соцсетях и на форумах, профили команды в блокчейн-комьюнити.

Рынок

Ищите информацию о рынке, проверяйте источники и сверяйте все данные, проанализируйте конкурентов и их маркетинговые стратегии.

Whitepaper

При анализе Whitepaper нужно в первую очередь смотреть на его полноту — документ без конкретики и всех нужных данных это плохой признак. Он должен быть хорошо сверстан, вычитан и не должен содержать ошибок или неточностей. Нужно также понимать, что мошенники делают большие ставки именно на Whitepaper, доверяя его написание опытной команде. На создание документа они могут потратить десятки тысяч долларов, доведя «бумагу» до идеала, поэтому даже если все выглядит слишком хорошо — перепроверьте информацию тщательнее.

Блокчейн

Провести аудит технологии у вас врядли получится, однако можно довериться сообществу и оценить спроектированную эмиссию по таким факторам:

  • наличии информации в открытом доступе с оценками и комментариями (GitHub, BitBucket, CoinGecko), наличии подробных инструкций к самому коду, а также совпадении работы смарт-контракта с описанием в Whitepaper и на сайтах компании;
  • обсуждении деталей технологической стороны проекта на профильных форумах.

ICO

Избегайте любых ICO, где токен передает право собственности или долю участия в компании, на долю прибыли или долю в активах, а также обеспечивает держателю статус кредитора.

Инвесторы

Проверьте, достоверна ли информация о привлечении знаковых инвесторов к ICO, если компании это удалось. В ходе самого ICO посмотрите на суммы, которые приходят на кошелек проекта и их источники, проверьте их аффилированность — иногда компании могут разместить на сайте лого криптохеджфонда, который не имеет никакого отношения к проекту. И главное, отслеживайте все суммы более 1000 ETH и 20 BTC.

Описанные выше процедуры помогут вам понять , стоит ли вообще инвестировать в конкретный проект или нет. На ICO можно быстро заработать легкие деньги, однако стоит помнить, что гораздо больше половины проектов попросту являются мошенническими — вы рискуете потерять деньги и нервы.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск