Электронное доверие: что даст украинцам новый закон об электронных услугах

11330
2

На прошлой неделе парламент во втором чтении принял закон «Об электронных доверительных услугах». Этому сильно обрадовались те, кого принято называть цифровыми евангелистами, кто «проповедует» важность для Украины современных IТ-решений. Что же скрывается на самом деле под этим «доверием»? Значение этого закона в колонке для AIN.UA описал один из его авторов, глава комитета Верховной рады по вопросам информатизации и связи Александр Данченко.

Украина взяла курс на развитие цифровой экономики. Принятый документ — самое яркое подтверждение этих намерений. И дело даже не в соответствии европейским директивам или введении в наше законодательство современных понятий. Соль в том, что цифровая экономика – это отсутствие коррупции и бюрократии, прозрачность и простота взаимоотношений между гражданином и государством, снижение затрат из госбюджета на обслуживание «монстров» в виде организаций по выдаче и приему всяких справок. Принятый закон дает возможность все это реализовать.

Приведу несколько примеров, как говорится, из жизни.

Популярный – это электронная цифровая подпись (ЭЦП) — не новое явление в Украине. Законодательно ЭЦП ввели еще лет 10 назад, но развивалась эта сфера хаотично: не было инфраструктуры для массового применения (в первую очередь в госорганах). Обычный гражданин также не совсем понимал, как на практике использовать это благо.

В сегодняшних реалиях ЭЦП полностью заменяет физическую подпись, чем открывает неограниченные возможности. Код ЭЦП теперь будет идентичен европейскому, что значит: оформить документы для обучения, купить/продать движимое/недвижимое имущество и провести иные процедуры, которые требовали физического присутствия в любой европейской стране, теперь можно сидя дома.

О преимуществах ЭЦП на внутреннем рынке для граждан можно рассказывать очень много. Сейчас частично административные услуги переведены в онлайн. В дальнейшем переоформить недвижимость, получить права, встать на учет в поликлинику и даже оформить договор с интернет-провайдером можно будет из дома, используя ЭЦП.

Бизнес также успел оценить преимущества цифровой подписи. Да, система не всегда работает идеально и ее логика построения в разных госорганах может отличаться. Задача закона заключается в создании единой платформы, под управлением одного «хозяина процесса».

Очень много говорили о том, что для дальнейшего развития Украине нужны системы BankID и MobileID — два новых способа электронной идентификации человека. Эра стояния с паспортом в окошечко, чтобы получить справочку и сдать ее в соседнее окошечко, закончилась. Схема работы цифровых идентификаторов проста. Чтобы получить государственную услугу дистанционно, необходимо ввести логин-пароль от системы интернет-банкинга. Все паспортные данные, ИНН будут «подтянуты» автоматически.

В случае с MobileID, необходимо получить у своего мобильного оператора SIM-карту (не меняя номера телефона), на которую при регистрации будут записаны все те же данные и ЭЦП. А дальше любая государственная услуга, запись к врачу, банковские услуги будут находиться в вашем смартфоне. Так же можно будет голосовать и на выборах. Проще говоря, идентификатором личности становится не паспорт, а телефон.

Об этих сервисах в Украине активно говорят последние два года. Есть даже активные и вполне успешные примеры работоспособности систем BankID.

Закон «Об электронных доверительных услугах», по сути, дал старт, заложил фундамент формированию единой государственной стратегии и IТ-платформы для работы цифровых сервисов. Если бы закон снова отложили в долгий ящик, то развитие BankID превратилось бы в отдельные социально-маркетинговые проекты банков.

Что касается MobileID, то этот сервис важен не только для потребителя, но и для многомиллиардного телекоммуникационного бизнеса. Возможность развивать сервисы на платформе MobileID привлечет в Украину дополнительные инвестиции, повысит капитализацию бизнесов, что в свою очередь непосредственно повлияет на налоговые поступления в бюджет.

Все описанное выше звучит слегка нереалистично и, я уверен, вызывает немалый скепсис, особенно в части борьбы с коррупцией и бюрократией. Но я хотел бы вернуться к цифровым евангелистам, которых в нашей стране становится все больше. К ним присоединяется крупный и средний бизнес, который готов быть «инвестором» в развитие цифровых технологий.

Да, цифровые трансформации не произойдут в один день и даже не за один год. Вопрос даже не в строительстве инфраструктуры, а в том, чтобы доверительные услуги стали объектом доверия среди граждан. А для этого нужна образовательная кампания, которая побудит не идти с «благодарностью» к чиновнику, а получить ЭЦП и сделать процесс получения справки быстрым и бесплатным, и т.д. Во внедрении инновационных благ чрезвычайно важно обоюдное участие общества и государства.

Автор: Александр Данченко, глава комитета ВРУ по вопросам информатизации и связи

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • В Великой России уже лет 6 госуслуги есть.

  • Из прочитанного возникло ощущение, что справки, которые по нормальному государственные структуры должны гонять между собой сами никто не отменит 🙂 Нам просто дадут «возможность» получить их онлайн и подать онлайн. А что изменится?
    Если не далеко ходить, есть такой реестр избирателей и у кого регистрация на оккупированной территории для идентификации в ДМСУ должны его подать для получения заграна потому что пару лет назад какой-то интеллектуал своими поправками запретил ДМСУ бесплатный доступ к реестру избирателей. Уверен, даже с ЭЦП наши руководители найдут чем нам занятся.

Поиск