Что такое интернет вещей?
Даже ваша бабушка это поймет

Автор:
Нина Глущенко
В 2017 году количество устройств, подключенных к интернету, по данным Statista, превысило 20 млрд штук. К 2020 их будет уже около 50 млрд, предполагает Cisco. Интернет вещей — это не только исполнительный холодильник, который сам заказывает любимую пищу хозяина, или услужливый чайник, который кипятит воду по первому требованию со смартфона. Это умные датчики на полях, дроны с камерами, благодаря которым можно удаленно мониторить состояние почв, это датчики в общественном транспорте и единые системы для мониторинга жизни города. Другими словами, уже через несколько лет интернетом вещей станет мир вокруг нас. Если вы вдруг не до конца понимаете, что это такое и как работает — редакция AIN.UA объясняет все простыми словами. И с гифками.

Материал подготовлен при поддержке Private Data Centers DEAC
Что это значит?

Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Итак, что такое интернет вещей?
Интернет вещей (Internet of Things — IoT) включает в себя сразу несколько явлений. Это сами устройства, которые вышли в сеть и взаимодействуют между собой. Это и способ подключения – M2M – то есть машины-к-машине, без участия человека. Это и большие данные, которые теперь генерируют устройства. Данные, которые можно (и нужно) собирать, анализировать и в дальнейшем использовать для повышения комфорта или принятия бизнес-решений.
Где это используется
Да везде. В любой отрасли, где что-то можно автоматизировать. Особенно активно IoT развивается в аграрном секторе, логистике, Smart City. То есть там, где есть потребность в удаленном мониторинге состояния объектов или сборе больших данных с целью последующего анализа. IoT дает возможность экономить на обслуживании оборудования: датчики собирают информацию о его состоянии, поэтому техобслуживание и ремонт производятся именно тогда, когда это нужно. Профилактика — всегда дешевле ремонта.
Интернет вещей помогает спасать жизни: например, новые Apple Watch, мониторя сердечный ритм постоянно, помогут вычислить аритмию и другие заболевания.

Украина не стоит в сторонке от мировых трендов. Крупные города постепенно становятся «умными», флагманы движения – Киев и Львов. Хотя о комплексном подходе и масштабном развертывании технологий Smart City пока рано. Аграрный сектор, логистика также используют решения для IoT. Хотя в целом в Украине развитие происходит медленно. По словам Андриса Гайлитиса, CEO оператора дата-центров DEAC — рынок интернета вещей и облачных технологий в Украине напоминает страны Балтии несколько лет назад. То есть зачатки есть, но еще есть куда расти.

Вот некоторые примеры сферы применения интернета вещей в мире.
Города
Городской транспорт с датчиками перемещения, мусорные баки с датчиками наполнения, планирование маршрутов транспорта на основании данных о перемещении людей по городу, видеонаблюдение, контроль за уровнем воды в водоемах, датчики шума и загрязнения делают города удобнее и безопаснее. А большие данные, которые собираются в результате работы датчиков, дают возможность властям города лучше понимать потребности жителей.
Аграрный сектор
В аграрном секторе интернет вещей снимает головную боль у агрономов относительно состояния почв. Датчики в земле фиксируют показатели: достаточно ли влаги, не нуждаются ли растения в питании. Дроны ведут запись с неба и передают их инженерам. В оценке состояния почв инженерам могут помогать нейросети. Больше не нужно обходить все собственнолично, чтобы контролировать урожай и следить за каждой букашкой. Нидерланды, будучи небольшой страной с высокой плотностью населения, являются одним из мировых лидеров по выращиванию продуктов питания — это стало возможным благодаря IoT.
Логистика
Благодаря интернету вещей доставка любых товаров с производства или со складов в магазины гораздо более предсказуемой — что важно как для конечного потребителя, так и для бизнеса. Логистические компании могут отследить, где находится автомобиль или в какой момент ему пора подъезжать на загрузку. Помимо грузовых автомобилей система применяется также в водном транспорте — в грузовых судах, например. Датчики мониторят состояние и положение автомобиля — это избавляет владельцев логистических компаний от лишних звонков и расходов на ремонт.
Строительство и дома
«Умные» счетчики сами фиксируют, сколько энергии было потрачено в этом месяце – не нужно бегать и снимать показания. Некоторые решения для «умного» дома даже показывают, сколько расходует конкретная лампочка или бытовое устройство, подключенное к сети. «Умные» лифты сами оповещают о поломках, системы управления теплом в доме удаленно показывают температуру в помещении и могут включаться через смартфон. Например, если установить такую систему на даче, то нагреть помещение можно загодя, нажав пару кнопок в мобильном приложении — и приехать сразу в теплый дом. Это уже есть в Украине, хотя технологии еще не стали массовыми.
Медицина
Медицинские приборы, подключенные к интернету, позволяют не только экономить на лечении, предотвращая серьезные осложнения (так как данные собираются и поступают к врачу практически в автоматическом режиме, и по ним можно выявить причины осложнений), но и спасать жизни, так как система оповещает врачей, если анализы пациента слишком плохи или он не сделал их вовремя. Медицинский интернет вещей в некоторых странах поддерживается на государственном уровне. Например, власти Кореи стараются сделать доступными устройства для пожилых людей, а в Турции внедрялись программы партнерства между государством и бизнесом для борьбы с диабетом и его осложнениями.
Системы безопасности
Системы видеонаблюдения и охраны становятся частью жизни как отдельных бизнесов, так и целых городов, в том числе и Киева. Да, камеры видеонаблюдения с распознаванием лиц в метро – это тоже интернет вещей.
Транспорт
Если умные беспилотные автомобили — это все еще технология будущего, которая только готовится к массовому штурму городов, то современный управляемый автомобиль с датчиками для анализа состояния системы и быстрой диагностики уже стал реальностью. Как мы уже писали, Gartner предполагает, что к 2020 году на дорогах будет 250 млн подключенных к интернету автомобилей, то есть примерно каждая пятая.
Ритейл
Универмаги без кассиров, камеры, распознающие эмоции покупателей, виртуальная и дополненная реальность, которая позволяет рассказать о продукте больше — эти технологии уже существуют, и рано или поздно они доберутся и до украинского ритейла.
Ура, пойду куплю умный холодильник, телевизор, огород и систему мониторинга котов
Эээ, нет, все не так просто. Дело в том, что нельзя просто так пойти и купить «умные» устройства. Сейчас отрасли сильно не хватает стандартизации, и для подключения одного «умного» устройства может использоваться одна технология, для другого — другая. Это как будто покупаешь технику, предназначенную для США или Китая, к себе домой в Украину. Вроде все хорошо, но в розетку ее подключить не сможешь — вилки разные. Или как старые мобильные телефоны, где были совершенно разные разъемы для зарядки и наушников. До эры microUSB при смене бренда телефона приходилось менять всю периферию, например, покупать еще одну зарядку, чтобы она была в офисе.

Производители устройств для интернета вещей используют различные стандарты подключения, что может стать проблемой, если покупать их несистемно. Для одних только устройств «умного дома» есть свой стандарт в Европе (Z-wave) и США (Zigbee). Нидерланды и Сингапур построили национальные сети для интернета вещей в стандарте LoRa, который работает на низкой частоте и требует минимума базовых станций для покрытия больших территорий.

Предполагается, что идеальным стандартом связи для интернета вещей станет 5G, но о реальных коммерческих продуктах на базе этой технологии можно будет говорить только через несколько лет. Пока что устройства плохо совместимы между собой, и к внедрению решений нужно подходить комплексно, чтобы не получилось, что были выброшены огромные деньги, а результатом стала только головная боль и никакой оптимизации.
Восстания машин уже пора бояться?
Действительно, вопрос безопасности в сфере интернета вещей стоит остро. Разрозненность и отсутствие стандартов играет на руку и киберпреступникам. Около года назад ботнет Mirai показал, на что способны роутеры, камеры видеонаблюдения и даже «умные» няньки, объединенные для проведения DDoS-атак. Устройства IoT уязвимы, к их защите нужно подходить с той же серьезностью, как и обычному компьютерному оборудованию.
Как отмечают IT-эксперты в DEAC, при любой работе с большими данными возникает вопрос их безопасности и сохранности, поэтому DDoS и прочие намеренные вирусные атаки не являются единственным риском. Размещение, хранение и последующая обработка данных с умных устройств требует больших вычислительных ресурсов и подстраиваемых мощностей «железа».

Именно поэтому интернет вещей и облако неразделимы, воссоздание технической базы решения и выявление данных для анализа в большинстве случаев осуществляется на облачной платформе выбранного провайдера. Облако оснащено полным комплексом защитных инструментов от намеренной кражи данных, случайной потери в случае отказа IT-систем или человеческих ошибок. Дорогостоящие безотказные системы хранения облака способны обеспечить работу решения без простоев, в свою очередь программное обеспечение и доступность IT-экспертов 24/7 позволяют отложить ряд технических вопросов в сторону, уделив больше времени усовершенствованию самих умных технологий и анализу полученных данных.
Хорошо, ну хоть какие-то проблемы есть? Потому что если не было бы, так уже из каждого утюга выглядывало бы по интернету вещей
Вот тут, конечно, простыми словами уже не объяснить. Но основная проблема для интернета вещей, если говорить не о домашнем применении, а о бизнесе или государстве, это ресурсы для хранения и обработки информации. Собственная инфраструктура требует больших инвестиций сразу же, причем строить ее придется «про запас», часть оборудования будет просто простаивать. Кроме того, на строительство нужно время, и речь идет о месяцах — на тендеры, закупку, установку и настройку оборудования. Также нужна команда — а это и время на поиск, и расходы на зарплату.

Поэтому в эру интернета вещей многие компании обратили свое внимание на облачные технологии. Они требуют минимум времени на развертывание, позволяют покупать ровно столько ресурсов, сколько необходимо компании на данный момент. Облака – это практически неограниченный ресурс для сбора и анализа больших данных. Анализ позволяет находить скрытые закономерности и является источником инсайтов, которые помогают бизнесу (или государству, если речь идет, например, о данных городов) развиваться, оптимизировать расходы, находить потенциальные угрозы и слабые места, решать проблемы неожиданным образом.
Если говорить об облачных решениях, то их предоставляют как глобальные игроки вроде Microsoft, Google, Amazon, так и региональные, которые работают в нескольких странах. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Если говорить о первых, то в числе преимуществ — известный и популярный бренд, отсутствие рисков, связанных с украинской спецификой, уже достаточно большое количество специалистов, которые имели опыт работы с такими облаками. В числе недостатков — меньшая гибкость в поддержке. Кроме того, владелец данных зачастую не имеет представления, где именно они хранятся — в какой юрисдикции и кто имеет к ним доступ. Если говорить о региональных игроках, то их сильные стороны — это как раз поддержка с пониманием специфики региона, индивидуальный подход и лучшее погружение в бизнес клиента.

«Определяя, какой дата-центр все-таки лучше, следует учесть несколько важных показателей его работы, таких как географическое расположение дата-центра, телекоммуникационная сеть, уровень надежности данных, возможности развертывания индивидуальных решений, опыт работы на рынке и с похожими IT-решениями, сервисные возможности и способность работать в рамках различной юрисдикции», — советует Андрис Гайлитис, CEO оператора дата-центров DEAC.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda