Как я создал Telegram-канал на 10 000 читателей и чему научился

11641
16

Михаил Сапитон создал свой Telegram-канал о книгах "Букер" около двух лет назад. Сейчас там 10 000 подписчиков и это один из самых популярных каналов, созданных украинцами. В своей колонке для AIN.UA Сапитон не пытается рассказать об универсальных правилах работы с Telegram-каналом. Наоборот, его пример показывает, что никаких секретов нет. 

17 января 2016 года я создал «Букер» — Telegram-канал про книги. Спустя полтора года и 460 постов на него подписался десятитысячный читатель.

Небольшой дисклеймер. Этот материал, как и любой другой, не расскажет вам о секретах успешности в Telegram, и не ответит на вселенский вопрос «заводить ли свой канал?». Хотите — заводите, а сомневаетесь — держитесь от этого дела подальше, сэкономите время, нервы и деньги. Никакие правила, рекомендации и колонки с непреложными советами не превзойдут в полезности здравый смысл и хороший контент. Проще говоря, если хочется писать — надо выписаться.

Более того, я сам нарушил все возможные советы, которые так старательно описывают в статьях «20 шагов до успешного Telegram-канала». Я публиковал сообщения поздно ночью и по выходным, замолкал на месяц и строчил по десятку месседжей, продавал плохую рекламу и делал это часто, обменивался упоминаниями с ужасными каналами, срывал договоренности, делал идиотские опечатки, забивал на авторские права, завел полумертвый чат и безжалостно удалял оттуда подписчиков. Неплохой послужной список для канала о литературе.

На всякий случай — так делать не нужно. Помешало ли это набрать 10 000 читателей? Нет. Влияет ли на активность? Да, и в худшую сторону.

А ещё смиритесь с очевидными истинами. Чем раньше вы бы завели канал — тем сильнее подняли его узнаваемость. В январе 2016 года в Telegram были только самые отчаянные и заинтересованные авторы, которых не пугала скромная аудитория и непривычные реалии площадки. Я оказался там по случайности. И мне повезло — вскоре мессенджер буквально наводнили каналы про литературу и книги. Волна общего интереса к теме и публикации подборок в СМИ помогли набрать аудиторию.

Рассчитывать на те же обстоятельства сегодня — наивно. Издания и люди устали от бесконечного списка каналов, авторские блоги потеснили креативщики, перекочевавшие из других социальных сетей и желающие заработать. Если бы история «Букера» началась месяц назад, без рекламных вложений празднование десятитысячной подписки перенеслось бы на неопределенный срок.

Среди миллиона собственных ошибок мне остается констатировать только одну победу — я не потратился на рекламу. Помогли подборки, знакомство с другими авторами, взаимные упоминания и безденежье. Для достижения аналогичного результата можно обойтись последним пунктом.

Есть и более простой путь — определиться со своими ожиданиями. Бизнес-проект предполагает возврат инвестиций, а площадка для самовыражения ни к чему не обязывает.

Впрочем, затраты на продвижение не стоит считать пустой тратой. Потому что универсальных правил не существует: точная и хорошо оформленная рекламная публикация может здорово повлиять на количество читателей, а неопрятный пост в полумертвом канале — просто опустошить кошелек без видимого результата.

Еще один извлеченный урок за полтора года в статусе автора Telegram-канала — нужно стараться. Его я тоже с успехом проваливал. «Букер» был создан ради субъективных рассказов про актуальную и качественную литературу, без мыслей о возможной популярности. В один момент из-за работы и занятости пропало время и страсть к чтению. Пришлось листать страницы по диагонали, а порой и вовсе писать, не добравшись до середины произведения. Это чистой воды обман — и подписчики мгновенно его распознают. Да и признавать за собой подобное поведение горько и неприятно. Кроме того, благодаря специфике канала пофигизм отразился и на отношениях с издательствами — мне бесплатно отправляли книги, но нарядные обложки просто пылились на полках.

Не буду драматизировать и говорить про «обратную сторону славы» или «тяжелое бремя блогера». Хотя тащить посылки с бесплатными книжками та еще работенка, поберегите здоровье! Просто намекну — убедитесь, что ваше увлечение вызывает достаточно энтузиазма. Мне пришлось брать немалые перерывы, чтобы вновь осознать это, причём смирившись с неизбежными компромиссами.

К примеру, могу ли я компетентно писать про литературу для 10 000 подписчиков? Простой ответ — нет. Я не литературный критик и ни компетенции ни наглости им называться у меня нет. Долгое время результатами этих размышлений были напыщенные и псевдо-сложные тексты. Не поступайте так — продолжайте использовать присущий вам язык и по мере возможностей расширять знания. Вспомните про энтузиазм! А потом снова про бесполезность советов.

Любая точка зрения на ситуацию верна. С одной стороны, все известные человечеству темы уже заняты популярными каналами, а также их менее остроумными клонами. И у канала с цитатами Джейсона Стейтема на узбекском языке всегда будет больше подписчиков. Иногда кратно больше. С другой стороны, Telegram на слуху, а минимальные вложения/знакомства и поставленный слог обеспечат вам популярность, заказы рекламодателей и возможность писать такие вот поучающие тексты.

Нельзя сказать, что 10 000 читателей на канале про литературу — универсальный кейс успеха. В Telegram существуют более регулярные и качественные блоги по теме. Для меня это оказалось проверкой на прочность — и вряд ли я прохожу ее с отличием. Впрочем, горький опыт может научить кого-то другого. Так что главное откровение я приберег напоследок.

Пожалуйста, не выбирайте в качестве юзернейма собственную фамилию.

Нет, это не удобно или красиво. Даже если она короткая. А если читаете это из будущего, где машина времени такой же обыденный гаджет как микроволновка, отправляйтесь в 17 января 2016 года и отговорите меня от этой «гениальной идеи».

И создайте Telegram-канал! Только не про книжки, пожалуйста.

Автор: Михаил Сапитон, создатель телеграм-канала «Букер»

Оставить комментарий

Комментарии | 16

Поиск