прислать материал
AIN.UA » Интервью, МненияВиктор Удинцов, DataArt: «Дизайнер отвечает за то, каким будет конечный продукт»

Виктор Удинцов, DataArt: «Дизайнер отвечает за то, каким будет конечный продукт»

1299 0

Лидер киевской дизайн-команды DataArt рассказал о полной перестройке рабочих процессов, роли дизайнера в управлении проектами, медицинских стартапах и конференции IT NonStop: UX Night, которая пройдет в Киеве 25 ноября.

Примерно три года назад мы принципиально перестроили подход к работе: до этого DataArt продавал дизайн как вторичный сервис, дополнение к разработке продуктов. Приступив к изменениям, мы определили, что хотим от своих дизайнеров большего, чем эта роль предполагала раньше.

Обычно считают, что дизайнер должен уверенно выполнять техническую задачу, планировать свою работу и нести ответственность за свои действия. Мы установили дополнительные требования: при необходимости выполнять роль менеджера проекта, четко представлять работу бизнес-аналитика, хорошо говорить по-английски, владеть навыками презентации и продаж, уметь планировать не только свою работу, но и работу всей команды. Важно, что дизайнер должен выстраивать процесс, абсолютно прозрачный для руководителей любого звена, клиентов и программистов. То есть проджект-менеджер, пригласивший в проект дизайнера определенного уровня, должен быть уверен: часть головной боли с него снимут.

Как изменилось взаимодействие с программистами и заказчиком?

Раньше сейлз-команда находила клиентов, вместе они шли к разработчикам. Уже в процессе разработки менеджер мог обратиться к главе дизайн-студии с просьбой дать им человека, который «сделает красиво». Иногда это случалось в середине или даже в конце проекта. На этом этапе внести принципиальные изменения было практически невозможно. Мы перевели дизайнеров на первый план — вместе с сейлзами и проджект-менеджерами. Дизайнеры вместе с бизнес-аналитиками и клиентом определяют общее видение проекта, уточняют его сложность и возможность реализации идей с разработчиками, участвуют в утверждении плана с представителями заказчика или его командой.

Как звучит задача дизайнера на начальном этапе?

Иногда к нам приходят только с общей идеей. В этом случае мы начинаем с глубокого анализа рынка и конкурентов, если такие имеются. Важно понять все правила в зависимости от страны, для которой нам предстоит работать. Например, в индустрии здравоохранения принципиально различаются рынки Великобритании, где медицина в основном бесплатная, и США, где вся система строится на страховках. Бывает, задача состоит в том, чтобы переделать сервис, которым люди уже пользуются. В любом случае технологии, бюджет, время, конкуренты вносят свои ограничения, которые дизайнеру необходимо учитывать. Поэтому привлекают нас уже на этапе планирования — основываясь на своем опыте в индустрии, мы можем сразу предложить идеи или задать нужные вопросы. Это помогает выстроить фильтр: стоит ли вообще приступать к работе на этом этапе, таким способом и составом или нужно сделать несколько шагов назад и повторить самые базовые упражнения.

Вы в основном работаете с проектами из области здравоохранения, к ним предъявляют особые требования?

Люди, которые пользуются продуктами healthcare, в большинстве представляют две крайности — они либо испытывают серьезные проблемы со здоровьем, либо проблем не имеют и ведут здоровый образ жизни. Но для нас принципиально, чтобы доступ к помощи мог получить любой человек. Поэтому в Англии (и не только) существуют специальные документы, регламентирующие разработку цифровых продуктов. Они объясняют, что все тексты должны быть написаны на простом английском без заумных формулировок, а любое сложное действие пользователя — дробиться на простые этапы. Так, чтобы в вашем приложении легко могли разобраться люди с проблемами восприятия информации, например, аутизмом. Если вы, как разработчики, хотите использовать данные NHS или отвечать стандартам HIPAA, все, что вы выводите на рынок, должно отвечать этим рекомендациям или требованиям.

Рынок общедоступных медицинских приложений широк? Занимаетесь ли вы перспективными исследованиями?

В Великобритании медицина для граждан страны бесплатная. При этом у них есть проблемы с юзабилити медицинских сервисов, и очень многие стартапы пытаются эти проблемы решить. Существует много опенсорсных решений, на основе которых можно построить работающие системы, так что со своими идеями к нам обращаются многие компании. Мы работали и со специальными приложениями для слабовидящих, и с R&D-проектами в области телемедицины. Этим летом мы делали кроссплатформенный сервис, сочетающий специального бота, технологию распознавания речи и онлайн-конференцию с реальным врачом. Он позволяет пользователю напрямую общаться с терапевтом, при этом программа распознает его речь, а бот подсказывает врачу уточняющие вопросы и параллельно начинает формировать отчет о приеме. С учетом того, что 30-35% рабочего времени врач тратит именно на заполнение документов, последнее тоже очень важно. Например, для США, где вся медицина платная, и заполнение медкарт вручную оборачивается огромными тратами для пациентов и клиник.

С какими проблемами вы сталкиваетесь?

Наши возможности могут быть ограничены временными рамками проекта. Но я бы назвал это скорее неудобством, чем проблемой. Они мотивируют дизайнера предлагать правильные решения. Вы когда-нибудь видели интерфейс рабочей программы офтальмолога, практикующего в США? Он абсолютно непонятен человеку со стороны, но удобен специалисту. Программа мало чем отличается от формы, распечатанной на листе, которую он раньше заполнял вручную. Целые поколения были обучены работать с ней, а когда пришло время использовать клавиатуру и мышь, для простоты адаптации интерфейс фактически скопировали с бумажной версии. Создавая решения для профессионалов узкого направления, новатором стоит быть в меру. Скорее нужно быть слегка сумасшедшим и смелым консерватором. С душком.

Чтобы понять все тонкости использования таких приложений профессионалами, нужно потратить годы. В рамках дискавери-фазы — фазы исследования, которая предшествует фазе разработки продукта — у нас на это обычно есть несколько недель, максимум месяц. Дизайнер из нашей команды — автор сервиса, который я привел в пример — провел значительную часть своей поездки в США, наблюдая за повседневной работой врача. Он анализировал его действия, обсуждал их с командой и клиентом.

Отсутствие возможности созерцать, анализировать и общаться с целевой аудиторией сервиса и есть самая большая проблема для дизайнера.

Если нет возможности общаться со специалистами, чем вы руководствуетесь создавая сервисы?

Знаете, чем отличается дизайнер от художника? Дизайнер создает продукт, основываясь на потребностях и желаниях целевой аудитории. Художник создает то, что считает правильным, красивым или удобным. Когда у нас нет доступа к конечным пользователям, мы рискуем превратиться в художников. Что не отвечает нашим целям и желаниям. Но у нас достаточно экспертизы и опытных дизайнеров с многолетним стажем, которые проецируют опыт похожих проектов в прошлом на существующие. Тестирование альфа- или бета-версий продукта в итоге решает проблему отсутствия пользователей на начальном этапе. Но это отдельная и самостоятельная тема для обсуждения.

Можно ли сказать, что при определенных условиях и некотором стечении обстоятельств возможности дизайнеров безграничны?

Определенные условия, я бы сказал даже эксклюзивные, и некоторое стечение обстоятельств было у Нила Армстронга на Луне. Но при этом он как взрослый, независимый самостоятельный мужчина все равно должен был вернуться домой. Фото для NASA, медаль, жена, кислород. У астронавтов каждый следующий шаг детально спланирован, у команды разработчиков такого преимущества нет. Особенно когда речь идет о работе с уже существующим продуктом, сделанным много лет назад третьими лицами, возможно, не очень качественно. Часто мы ограничены старыми или несовершенными API, которые не позволяют использовать ряд решений, привычных пользователю. Ограничения со стороны бэкенда, конечно, обычная боль для дизайнера. Но в здравоохранении мы с этим сталкиваемся особенно часто. В частности об этом я подробнее расскажу на конференции IT NonStop: UX Night.

Почему в этом году конференцию IT NonStop в Киеве решили посвятить именно UX?

Мы давно хотели провести конференцию для дизайнеров. По нашим собственным исследованиям, на начало года 48,6 % IT-специалистов Украины находились в Киеве. Половина всех специалистов страны. Дизайнеры цифровых продуктов среди них составляют небольшой процент, но в абсолютных цифрах UX/UI-дизайнеров сейчас в нашем городе много.

Наша цель — популяризация образования в области UX/UI в целом — все-таки учиться за границу наши украинские коллеги-дизайнеры выезжают редко, и большинство из нас знакомы с опытом исключительно местных коллег. Понятно, что вариться в собственном соку не очень хорошо.

Кто будет выступать на конференции?

Приедут, например, Виталий Фридман — основатель Smashing Magazine, наверное, самого мощного ресурса по фронтенду и дизайну, и Ольга Павлова — совладелец известного КБ «Собака Павлова» из Петербурга. Из Турции к нам приедет Нури Галвер — бывший креативный директор Pornhub. Это тот самый человек, который несколько лет назад пришел в Pornhub, выиграв отборочные соревнования на лучший рекламный постер. Никогда бы не подумал, что мы сможем пересечься на конференции, посвященной дизайну.

Из киевлян будет, например, Юрий Грановский — один из основателей популярной группы дизайнеров «Агенти змiн», которая берет на себя серьезные и сложные вещи. Например, сделать удобную для всех, в том числе и для гостей столицы, карту киевского метро. Поэтому они в рекламе в Украине, наверное, не нуждаются, как и Максим Ткачук — еще один участник UX Night.

Я сам буду говорить о наших healthcare-проектах и проблемах доступности интернет-сервисов. Кроме того, я подробно расскажу о том, как устроена работа дизайн-студии DataArt — о системе грейдов, монетизации проектов, роли дизайн-лидов и переходе наших специалистов в новые проекты.

Конференция однодневная, но Виталий Фридман и Ольга Павлова отправятся еще и в небольшие туры по Украине. Они проведут воркшопы в Киеве, Одессе, Харькове и Львове. В Киеве после выступлений мы проведем панельные дискуссии. Не только с докладчиками, но и со специальными гостями конференции.

UX Night предназначена именно для UX/UI-специалистов?

Мы считаем, что дизайнер — это человек, который берет на себя ответственность за то, каким будет готовый сервис, и контролирует процесс его создания. Поэтому профессии продукт-менеджера и продукт-дизайнера сближаются. Поговорить и послушать специалистов UX полезно всем, кто создает любые приложения для людей. Неважно, будет ли это 2D- или 3D-художник, проджект-менеджер, специалист по фронтенду или visual-дизайну. И цифровыми продуктами мы обсуждение тоже не ограничиваем.

купить билет на конференцию

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: