Глава Консорциума Всемирной паутины всегда утверждал, что его творение – отражение человечества – хорошего, плохого и злого. Но его видение «открытой платформы, которая позволяет любому делиться информацией, получать доступ к возможностям и сотрудничеству вне географических границ» поставили под угрозу невероятно влиятельные цифровые ключники, чьи алгоритмы могут стать оружием искусных манипуляторов.
«Я все еще оптимист, но оптимист, стоящий на вершине холма, где в лицо дует гадкий шторм и приходиться держаться за ограду, – говорит британский ученый. – Мы должны стиснуть зубы, вцепиться в забор и не надеяться, что веб приведет нас к прекрасным вещам».
Распространение дезинформации и пропаганды онлайн взлетело частично из-за принципов работы рекламных систем крупных цифровых платформ вроде Google или Facebook. Они были спроектированы, чтобы удерживать внимание людей. «Восприятие людей искажают очень точно натренированные ИИ, которые определяют как их отвлечь», – говорит Бернерс-Ли.
В некоторых случаях эти платформы предлагают пользователям, которые создают контент, процент рекламной выручки. Финансовый стимул заставил македонских подростков «без политических принципов» генерировать политические кликбейт-новости. Они распространялись на Facebook и финансировались доходами с автоматизированному рекламному движку Google AdSense.
«Система проваливается. Работа модели рекламной выручки с кликбейтом не способствует продвижению правды и демократии. Поэтому я обеспокоен», – говорит Бернерс-Ли. В марте он призвал к регулированию политической онлайн-рекламы, чтобы предотвратить ее «неэтичное» использование.
С того момента стало известно, что российские оперативники покупали политические рекламу с микротаргетингом, нацеленную на американских избирателей на Facebook, Google и Twitter. Фирмы по анализу данных вроде Cambridge Analytics, которые строят личностные профили миллионов граждан, чтобы ими можно было манипулировать через «поведенеческий микротаргетинг», также критиковали за создание «военизированной ИИ-пропаганды».
«У нас есть эта черная реклама, которая таргетируется и манипулирует мной, а затем исчезает, потому что я не могу ее отметить. Это не демократия. Это сдача выборов в руки наиболее манипулятивных компаний», – считает Бернерс-Ли. Но он считает, что еще не поздно все изменить, если люди пойдут против статуса-кво. «Мы там привыкли к манипулированию этих систем, что люди просто считают, что так работает интернет. Мы должны подумать о том, как он должен выглядеть […] Одна из проблем изменения климата – дать людям понять антропогенную природу явления – оно создано людьми. Та же проблема и с социальными сетями – они техногенны. Если они не служат человечеству, то их можно и нужно изменить», – уверен ученый.
Станет ли ситуация хуже прежде, чем улучшиться? “Она уже стала хуже”, – говорит Бернерс-Ли, указывая на отказ от правил времен Обамы, защищающих сетевой нейтралитет.
Сетевой нейтралитет некоторые описывают как «первую поправку интернета» (запрещает Конгрессу США посягать на свободу слова, собраний, прессы, вероисповедания – ред.). Она подразумевает, что интернет-провайдеры должны относиться ко всем данным одинаково – будь это письмо от бабушки, эпизод «Очень странных дел» на Netflix или банковский перевод. Нейтралитет гарантирует, что крупные провайдеры не могут выбирать, чьи данные отправлять быстрее, какие сайты блокировать или занижать к ним скорость, в зависимости от того, кто из контент-провайдеров им платит.
В феврале 2015 года Федеральная комиссия по связи США (FCC) проголосовала за более строгое регулирование интернет-провайдеров и закрепила в законе принципы сетевого нейтралитет. FCC при Трампе, которую возглавляет бывший сотрудник крупного провайдера Verizon Ажит Паи, хочет зарубить правила. Это аргументируют тем, что «ничего не сломано», а правила установили из-за «гипотетического ущерба и истерических пророчеств апокалипсиса».
Бернерс-Ли, который пытается убедить законодателей в Вашингтоне не отказываться от сетевого нейтралитета, не соглашается с аргументами. Он приводит проблемные примеры, где провайдеры уже нарушали принципы. Так оператор AT&T заблокировал Skype и другие схожие сервисы на iPhone, чтобы получать больше денег с телефонных звонков. Verizon заблокировал Google Wallet на смартфонах, когда сам разрабатывал конкурирующий продукт.
«Когда я изобрел веб, мне не пришлось просить у Винта Серфа (одного из «отцов интернета» – ред.) разрешения использовать интернет», – говорит Бернерс-Ли. Ранее он заявлял, что интернет должен оставаться «пространством креативности, инноваций и свободного выражения без разрешений».
Могущественные ключники контролируют доступ к интернету и создают угрозу инновациям, если им разрешают выбирать победителей и проигравших, ограничивая скорость или блокируя доступ к сервисам, считает британский ученый. Поэтому, имеет смысл относиться к интернет-провайдерам как коммунальным услугам.
«Газ – это коммунальная услуга, как и вода. Подключение к интернету должно быть таким же. Это часть жизни и не должно иметь значение для чего вы ее используете – также как и воду», – считает изобретатель всемирной паутины.