AIN.UA » СообществоАнтон Библя, создатель Railwaybot: «Основа успешного бота — ставка на лень пользователя»
EN

Антон Библя, создатель Railwaybot: «Основа успешного бота — ставка на лень пользователя»

5364
3

Антон Библя — создатель одних из самых популярных в Украине ботов. Именно он создал RailwayBot и iGovBot, а также несколько других. Редакция AIN.UA узнала, что сподвигло к разработке ботов, что должен уметь правильный бот и можно ли на этом зарабатывать. 

Про обучение и увлечение программированием

Я учился в ДНУЖТ (Днепропетровском национальном университет железнодорожного транспорта), на факультете «Управление процессами перевозок». Если говорить проще — это логистика на транспорте. Получил степень бакалавра, магистерскую программу окончил в УМСФ (Университете таможенного дела и финансов), на факультете ИТСТ. Иными словами, изучал все ту же логистику.

Программировать начал со школы. Подключился к городской локальной сети, где было много контента. Но доступ в интернет через нее был дорогим. Высокая стоимость лимитного интернета создавала условия, при которых каждый чем-то делился внутри сети. Так я пришел к идее, что можно сделать локальный сайт или форум. Начал изучать популярный стек технологий HTML, PHP, mySQL. Это было лишь началом.

О том, почему не стал учиться на программиста

На момент выбора будущей специальности не был уверен, что стоит делать ставку на увлечение. А еще хотелось мыслить шире и освоить что-то новое. Логистика — прекрасное направление с большим и всегда актуальным будущим.

Про идею разработать ботов

Чат-ботами начал заниматься с момента запуска бот-платформы в Telegram. Буквально с первых дней, так мне удалось зарегистрировать красивый юзернейм: @railwaybot. Стимул был простой — пощупать Telegram Bot API, сделать что-то на скорую руку для теста.

Если честно, в начале не верил в успех чат-ботов, недооценивал это направление. Уверен, как и многие другие. Потом сильно изменил мнение, увидев растущую статистику по аудиторию в своих проектах. Даже написал об этом пост, заметив, что боты появились у банков, сервисов доставки еды, почтовых операторов, ими активно интересуются для развития индустрии IoT-устройств.

О технических особенностях разработки

Все написано на PHP. Мне кажется, в случае чат-ботов выбор языка не играет значительной роли. Нужно выбирать тот язык, которым хорошо владеешь и запускать MVP (минимально жизнеспособный продукт — прим.ред). Не стоит гнаться за хипстерскими технологиями или со старта слишком концентрироваться на технической стороне. Если проект взлетит — можно всегда переписать и улучшить бэкэнд.

Сколько времени и денег ушло на запуск?

Существенных капиталовложений в чат-боты изначально не было. Экономил за счет того, что всю разработку я вел и до сих пор веду пор сам. Платил лишь собственным временем.

RailwayBot потребовал больше времени, поскольку в нем реализовано больше интеграций со сторонними сервисами, функции мониторинга билетов. Также он разработан для трех бот-платформ (Telegram, Messenger, Viber). MusicLinks так же задержался — из-за интеграций со стриминговыми сервисами.

О продвижении ботов

По моему опыту, один из лучших методов продвижения — довольные пользователи (при условии, что ты создал действительно полезный продукт). То есть сарафанное радио. Я часто делаю точечные рассылки по новым пользователям RailwayBot, узнаю фидбек об использовании, первые впечатления. Около 80% опрошенных говорят, что продукт им посоветовал знакомый. Поэтому чат-бот должен всегда предлагать простой метод поделиться им с друзьями. Например, в Telegram так можно сделать одной кнопкой.

Согласно моим наблюдениям, некоторые перекупщики билетов начали использовать RailwayBot в своем «бизнесе». Если сегодня кто-то пишет пост в ФБ с просьбой как-то отыскать желанные билеты, то в комментариях упоминания RailwayBot и номера перекупов, которые чаще всего использует тот же чат-бот.

Следом идут публикации в СМИ, Telegram-каналах. Этот метод самый очевидный и он работает. Я бы советовал использовать его на старте проекта, когда о нем мало кому известно. Как пример, вот результат публикаций в СМИ по чат-боту Шубер.

iGovBot в свое время набрал благодаря публикациям 6 000 пользователей за 2 дня. Это была, по-моему, самая хайповая история. Множество телеканалов просили записать интервью, более 70 СМИ украинских и несколько зарубежных написали о проекте. Даже было предложение от госрадио «Промiнь», которое я ради интереса принял и мы целый час в прямом эфире общались о чат-ботах.

Наконец, можно оформить партнерство с существующими чат-ботам со схожей аудиторией, а именно — договориться о рассылке. Пусть существующий проект расскажет о вашем.

О популярности ботов

RailwayBot — самый популярный, его общая аудитория 60 000 пользователей. Он продает билетов на 100 000 грн каждый месяц. Считаю, это небольшой оборот, так что уже в ближайшем обновлении чат-бот предложит упрощенную процедуру покупки и дополнительной продажи (об этом более детально рассказать пока не могу), за счет чего ожидаю общего роста продаж.

Основная часть пользователей находится в Telegram, затем Messenger, а потом Viber. Суммарная аудитория по всем проектам — более 100 000 пользователей.

О доходах от ботов

Самый прямой доход RailwayBot — комиссия с продажи каждого билета (процент не постоянный). Но зарабатываю не билетами едиными. Есть еще рекламные рассылки (очень редко), а скоро появится и продажа дополнительных услуг. Что касается остальных чат-ботов, там доход приносят рекламно-информационные рассылки. Это необязательно спам чего-то ненужного.

Рассылки выходят исключительно с рассказами о новых функциях и рекомендациями какого-то нового и полезного чат-бота. Так молодые проекты могут получить быстрый рост аудитории.

Я зарабатываю на ботах, но это не основной источник. У меня еще есть другая работа. 

О том, каким должен быть хороший чат-бот

Поговорим о заблуждениях. Часто на старте разработки чат-бота его сравнивают с приложением или сайтом, как результат — пытаются перенести в него элементы или подходы из приложений. Конечно же, не получается и создатели делают вывод, что чат-боты — это неудобно. Но ведь проблема в подходе, а не бот-платформе.

Секрет успеха любого чат-бота выглядит так:

Основа основ успешного чат-бота — ставка на лень пользователя. В этом случае вы получаете бонус, так как порог вхождения крайне низкий. Не нужно ничего устанавливать, а для параноиков – не нужно особого доступа к каким-то API вашего устройства. Проект должен быть максимально простым и удобным, иметь быстрый отклик и давать пользователю решение. То есть именно то, ради чего он к вам пришел.

Нужно сохранять и анализировать каждый диалог. Это очень актуально на первых этапах запуска, когда трудно угадать модель диалога. Вы можете сто раз считать, что предлагая пользователю на выбор 3 кнопки, он обязательно должен какую-то выбрать, но иногда так не происходит. В итоге, диалог заходит в тупик и пользователь уходит, так как чат-бот был не готов ответить. То есть, ваш чат-бот должен быть готов к любому исходу диалога, к любому сообщению и реакции.

На рисунке, например, облако сообщений, которые люди писали iGovBot, когда он предлагал им кнопку на выбор и ждал реакции.

Нужно все максимально персонализировать. Постарайтесь собрать максимум данных о пользователе, его поведении в диалоге. Например, RailwayBot запоминает станции отправления и прибытия, а в затем предлагает их. В результатах поиска билетов он подсказывает команду для быстрого повторения поиска.

Важно удержать пользователя. Как и любое приложение или сайт, чат-бот хочет удержать и вернуть юзера. Как минимум, старайтесь делать ежемесячные рассылки о новых функциях. Как максимум, постарайтесь строить модель продукта так, чтобы пользователь хотел подписаться на важные уведомления. Например, RailwayBot предлагает мониторинг билетов, регулярно проверяет их наличие и уведомляет пользователя об этом.

Все должно быть внутри чат-бота. Предлагайте как можно больше функций. Не стоит лишний раз заставлять пользователю открыть веб-страницу. Если не получается уместить все в чат-боте – упрощайте.

О претензиях со стороны сервисов и компаний (Укрзалізниця, Uber)

Их не было. Все в порядке! Чат-боты используют официальные API, поэтому поводов для претензий нет. А вот предложения о сотрудничестве приходят регулярно. Например, билетные компании предлагают продавать ЖД-билеты через них. Поступают и предложения о рекламных рассылках. Я не могу раскрыть весь бэкграунд, но офферов достаточно много, а результат совсем скоро можно будет увидеть в RailwayBot.

Про усредненный портрет юзеров

Аудитория каждого чат-бота отличается.

  • Для RailwayBot: активный и современный человек, возрастом около 27 лет, который часто путешествует по туристическим (это одна из причин, почему о RailwayBot писали различные travel-блоги) и рабочим вопросам.
  • Для iGovBot: среднего портрет выбрать сложно, так как аудитория проекта очень широкая. Загранпаспорт оформляют детям и взрослым.

В общем, по всем проектам – около 60% парней и 40% девушек.

О фидбеке от пользователей

Ой, разное бывало. Не хочется кого-то обидеть, поэтому расскажу о приятном. Вот несколько success-стори, парочка позитивных скриншотов 🙂

О популярности и аудитории чат-ботов в мессенджерах

Да, чат-боты сейчас очень популярны. Скажем так — в бот-платформе Telegram все с продвинутых юзеров и начиналось. Отчасти из-за этого создалось впечатление, что Telegram не очень популярен в Украине. На собственном опыте, по цифрам использования моих чат-ботов – Telegram основной и самый удобный мессенджер для таких проектов.

О том, какие перспективы у ботов в сфере оказания госуслуг

Такие же, как и в других сферах. Чат-боты – удобный, быстрый и простой инструмент. На опыте iGovBot можно уверенно сказать: чат-боты способны предоставлять госуслуги. На портале государственных открытых данных (data.gov.ua) есть сотни датасетов, на основе которых можно создавать крутые и полезные проекты. В первую очередь, через чат-боты можно предоставлять информационные госуслуги, которые не требуют авторизации.

Про области, в которых потенциал ботов еще не реализован

По моему мнению, таких почти не осталось. Боты везде: от даркнета до госуслуг. Думаю, в будущем мы увидим объединение чат-ботов в единую экосистему.

Представьте, что завтра Siri научилась общаться с чат-ботами. Она использует английский (или любой другой) язык в диалоге с ботом, как универсальное API. Возможности Siri или любого другого ассистента мгновенно вырастут в несколько раз.

О вложении бизнеса в развитие ботов

Чат-боты – инструмент, который нужно правильно использовать. Я встречал десятки чат-ботов от различных компаний. Частая проблема – неудобная реализация для пользователя (много шагов, запутанность). Но есть множество успешных примеров, когда чат-боты упрощают бизнес-процессы. Все зависит от компании, от набора услуг и товаров. Как минимум, через чат-бот можно оказывать поддержку и консультации пользователей/клиентов/покупателей.

Так, например, делает Monobank, они как раз используют бот-платформу. Многое зависит от аудитории компаний. Я бы ориентировался на Facebook и Telegram, затем на Viber.

О технических ограничениях при разработке ботов

Любая бот-платформа — фиксированный набор возможностей, в рамках которых ты реализуешь свой проект. В сравнении с приложением или сайтом – чат-бот, возможно, более ограничен технологически. Но плохо ли это? Давайте подумаем.

Как я говорил ранее, чат-бот — инструмент, для которого важна простота и скорость. Если не удается реализовать желаемое в его рамках — значит стоит смотреть в сторону приложения, изменить взгляды/подходы. Или постараться реализовать задачу проще. Упрощать — это круто!

О лучшем боте для разработки ботов

Это Telegram, он имеет простой API, а сама регистрация чат-бота занимает 30 секунд. Нет никаких лишних модераций и ожиданий.

О провале игровой платформы Telegram

Во-первых, думаю, что для Telegram это был эксперимент. Во-вторых, я хоть и не эксперт в гейм-деве, но по-моему создавать игры на HTML5 — это сильные технические ограничения, которые негативно сказываются на итоговом варианте игры. Если говорить проще — выглядит не впечатляюще, проигрывает в сравнении с классическими игровыми платформами.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Смотреть комментарии

Комментарии | 3

  • Люди настолько тупы, что не могут через сайт ж/д купить билет кредиткой?
    Помоему таких пользователей надо вносить в специальный список, подлежащих стерилизации и поражению в избирательных правах, как недееспособных.
    Они же одним движением, покупая билетик, себя деанонимизируют в Телеграмме.
    Возникает вопрос и к их родителям, почему выростили нежизнеспособный приплод.

  • У меня есть сайт по изучению английского языка http://mir-slov.com Прочитав эту статью я решил написать телеграм-бота по изучения иностранного языка. Но сначала сделал опрос на сайте и результат такой, что 90% не будут пользоваться ботом, так как там будет сильно урезан функционал по сравнению с сайтом.

  • Бизнес на госданных
  • Съемки на YouTube
  • ФОП для IT
  • Revolut
  • Бизнес в e-commerce
  • Продавать в интернете
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: