Если никто не владеет Луной, можно ли там зарабатывать?

8936

Луна — не только спутник Земли и единственное космическое тело, на которое ступил человек. Как сообщает статья The New York Times, сейчас она стала настоящим магнитом для предпринимателей, которые не хотят плестись в хвосте у национальных космических агентств вроде NASA. Однако на их пути стоит международный Договор о космосе, который за 50 лет превратился из мирового соглашения в бюрократическую преграду. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала о перспективах коммерческой деятельности на Луне и Солнечной системе.

Скромная компания Moon Express — новый арендатор пускового комплекса №17 на мысе Канаверал. Раньше там возвышались две огромные башни, в которых стояли ракеты Delta 2. Однако вскоре территорию расчистят.

Moon Express, у которой всего 30 сотрудников, инвестирует не менее $1,85 млн в реконструкцию ветхих построек и сделает из парковки тестовый полигон для имитации ЛУНной поверхности, а также возведет инженерную лабораторию, центр управления полетами и тестовую стойку для испытания двигателей. В следующем году компания планирует высадить на Луну свой первый аппарат и побороться за приз от Google Lunar X — грант в размере $20 млн. Естественно, на этом ее планы не исчерпываются.

Второй зонд должен высадиться на Луне к 2019 году в районе южного полюса. Третий, более крупный аппарат, собираются отправить на добычу образцов в 2020 году — он должен вернуть на Земле первые частицы лунного грунта со времен экспедиции советского зонда в 1976 году.

Но еще несколько лет назад эти планы едва не пришлось свернуть — причем не из-за технологических сложностей или недостатка финансирования, а по причине действия Договора о космосе, который в этом году отпраздновал 50-летие. Его условия разъясняли, что государства могут и не могут делать в космосе. Изначальной задачей документа было остановить гонку ядерного вооружения между США и Советским Союзом.

Но теперь соглашение не вписывается в планы предпринимателей, которые хотят покорять космос быстрее и глубже, чем национальные агентства вроде NASA.

Вот как отзывается о ситуации Фабио Трончелли, преподаватель права из университета Харбина:

«Раньше это было что-то очень гипотетическое. Однако сейчас есть вполне серьезные настрои. Это меняет абсолютно все».

Роберт Д. Ричардс, CEO Moon Express, чей бизнес-план заключается в расширении «экономической сферы Земли до Луны и дальше» — далеко не единственный предприниматель, заглядывающийся на такие перспективы.

Илон Маск, основатель SpaceX, смело заявляет, что его компания запустит проект колонизации Марса в течение десятилетия. Джефф Безос, основатель Amazon, вкладывает часть своего состояния в производящую ракеты компанию Blue Origin, а также предсказывает, что в будущем миллионы людей станут жить и работать в космосе.

И пока все они планируют вторгнуться в пространство, где бизнеса раньше никогда не существовало, назревает вопрос: что позволено частным компаниям согласно Договору о космосе? Может ли кто-то добывать полезные ископаемые на Луне или астероидах, а потом продавать их? Как страны будут регулировать подобную деятельность?

Мир уже начал задумываться об этом. В США Конгресс приступил к обсуждению регуляторной политики. Многие опасаются, что если страна не установит дружественные для бизнеса условия, тогда стартапы отправятся еще куда-то — причем в списке есть даже неожиданные места вроде Люксембурга.

Быстрый ремонт перед стартом

Договор о космосе дает право «использовать Луну и другие небесные тела в мирных целях всем подписавшим его странам-участникам». Договор также запрещает провозглашать суверенной территорией любую часть Солнечной системы или поверхность небесных тел.

Moon Express увязли в бюрократии, поскольку в договоре заявляется, что деятельность неправительственных организаций (включая коммерческие компании), «требует утверждения и постоянного контроля» со стороны правительства. В свое время Соединенные Штаты особенно настаивали на этой статье, отвергая советскую точку зрения о том, что космические исследования должны вести только государственные структуры.

Об этом Ричардс говорил на слушании перед Сенатом: «У нас была запланирована миссия, мы инвестировали в оборудование, но к концу 2015 года у нас не было способа продвигаться дальше. И нет никого, кто не хочет сказать нам «да». Просто не существует механизма для такого одобрения»

Федеральное авиационное управление лицензирует запуск ракет и возвращение коммерческих космических аппаратов с орбиты ради обеспечения безопасности людей на земле. Федеральная комиссия по связи регулирует спутники связи, а Министерство торговли регулирует коммерческие спутники дистанционного зондирования.

Но в Соединенных Штатах пока еще нет процесса выдачи разрешений или контроля над проектами частных компаний, которые запланировали высадку на Луну.

Moon Express потратила около двух лет на работу с Федеральным управлением гражданской авиации, Госдепом и другими агентствами ради проверки ракетных нагрузок и выдачи разрешений. Однако власти поспешили огласить, что одобряют только этот запуск, а в будущем они могут и не дождаться такого удачного расклада.

Сейчас Moon Express начали обсуждать с Федеральным управлением гражданской авиации вторую миссию, высадку у южного полюса, и Роберт Ричардс уверен, что компании удастся добиться трех первых пусков даже в нынешних законодательных условиях.

Но если президент не инициирует поиск лучшего решения, компании вроде Moon Express, SpaceX, Blue Origin и остальные пионеры новой индустрии могут столкнуться с еще большим количеством бюрократическим препятствий. Или даже найдут другие места для работы.

Расчищая пути к лунным камням

Еще один космический стартап — Planetary Resources, скромная компания, расположенная в не примечательном офисе на окраине Сиэтла. Среди первых ее инвесторов числятся сооснователь Google Ларри Пейдж и бывший топ-менеджер Microsoft Чарльз Шимони. Компания также использует инвестиции от Великого Герцогства Люксембург.

Цель Planetary Resources — добывать полезные ископаемые на астероидах Солнечной системы. Люксембург, крошечная страна, площадью меньше штата Род-Айленд, но с большим опытом шахтерского дела, вложила 200 млн евро в индустрию, которой еще не существует. Из этих средств $28 млн достались Planetary Resources. Взамен Люксембург получил 10% акций предприятия.

В апреле их офис даже посетили принц Люксембурга с женой и властной верхушкой чтобы посмотреть на уже собранные крошечные спутники. В июне Соединенные Штаты посетил премьер-министр графства, Этьен Шнейдер. Он провел симпозиум при участии банкиров и венчурных инвесторов, чтобы показать — вложения в «частный космос» стали безопасными.

Недавний отчет банка Goldman Sachs, кажется, подтверждает это: «Добыча ресурсов в космосе реальнее, чем предполагалось ранее. И хотя психологический барьер относительно вложений в разработку астероидов высок, финансовые и технологические препятствия сильно ниже».

В ходе презентации Шнайдер тоже отмечал, что сначала разговоры про добычу в космосе звучат как научная фантастика и провоцируют заинтересованность насчет того, уж зачем Люксембургу тратить на это деньги. Шнайдер вспоминает, как в 2012 году встретил Пита Уордена, тогдашнего директора исследовательского центра NASA в Маунтин-Вью. Тот предположил, что Люксембург могут заинтересовать вложения в космическую добычу:

«Я тогда слушал этого парня и думал, что же он такое курит»

Однако дальнейшие обсуждения и знакомство с результатами исследований избавили его от скептицизма.

Для Planetary Resources кульминацией первой волны индустриальной колонизации должно стать появление корабля, похожего по форме на пончик, на орбите околоземного астероида в 2020 году. Первой целью станет добыча воды — такого привычного, казалось бы, материала. Но вода, помимо очевидного использования для питья астронавтами, делится на водород и кислород. Оба могут применяться как ракетный пропеллент, а кислород еще и как основа воздушной смеси для дыхания.

Бизнес-интерес Planetary Resources заключается в том, что к тому времени, когда они начнут получать воду из астероидов, найдутся и заинтересованные покупатели (например, NASA). Следующая цель — добыча платины, которая сейчас стоит по $900 за унцию и считается одним из самых дорогих металлов.

Чтобы облегчить эти стремления, власти Люксембурга приняли «космический» закон, который вступит в силу летом. Planetary Resources уже открыла там европейский офис. Такие шаги определенным образом подталкивают к действиям и американское правительство.

Пересмотр Договора о космосе

Неоднозначность Договора о космосе сейчас заставляет задуматься, разрешено ли вообще кому-то зарабатывать на вложениях в космос? К примеру, статья вторая говорит: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

Если США запрещено присваивать небесное тело, может ли частная компания присваивать себе ресурсы, извлеченные из небесного тела? Договор о Луне, законченный в 1979 году, заявляет что все ресурсы, полученные в космосе, должны быть поделены между всеми нациями. Однако большинство стран, включая США, не подписывали и не ратифицировали это соглашение.

Два года назад Конгресс и президент Обама подписали закон, позволяющий частным компаниям владеть и продавать тем, что они добыли, но, соблюдая Договор о космосе, они не могут заявлять о владении самими космическими объектами.

В этом году Конгресс намерен вновь пересмотреть Договор о космосе, в попытке подстегнуть частные компании продолжать свои поиски в Солнечной системе. Республиканцы, к примеру, говорят о желании обустроить для таких пионеров атмосферу «бесконфликтных инноваций», подобно тому, как было с интернет-компаниями. Научный комитет Белого Дома уже собрал эти идеи в закон и отправил на рассмотрение.

Согласно ему, обязанности регулятора возьмет на себя Министерство космической коммерции, у которого будет 60 дней на одобрение или отклонение заявок от частных компаний. В Белом Доме пока не приняли закон, а Сенат работает над собственной версией.

Представители Moon Express и Planetary Resources заявили, что не хотят бесконтрольной свободы или выхода из Договора о космосе.

«Наша цель в том, чтобы космос покоряли люди, ответственные за свои действия. Если в комнате нет взрослых, я начинаю беспокоиться. Если все превратится в дикий-дикий Запад или еще что-то подобное, значит это пойдет вразрез с идеями и положениями Договора о космосе».

Компании надеются, что регулирование будет минимальным, а общий настрой властей США станет таким, чтобы они отвечали «да» новым проектам.

Как заверяет Роберт Ричардс, как только стоимость перевозок упадет, откроется все больше инициатив для бизнеса. Луна, не избежавшая влияния астероидов, должна быть забита «мешками» платины и других ценных металлов. Гелий-3, буквально загнанный в лунную кору солнечным ветром, может стать топливом для будущих термоядерных электростанций.

Комплекс космических аппаратов от Moon Express окажется настоящим подарком для ученых, обеспечив дешевую отправку зондов не только на Луну, но и на другие планеты.Второй их зонд понесет экспериментальный телескоп размером с коробку для обуви. Некоторые локации у южного полюса спутника могут открыть новый взгляд на окружающее нас пространство и стать отличным местом для астрономических наблюдений.

В то же время участки Луны, где постоянно светит Солнце, скоро могут оказаться ограниченным, ценным ресурсом, в борьбе за который столкнутся государства и компании.

Ричардс сравнивает это с Золотой лихорадкой в Калифорнии XIX века, когда золотоискатели рыскали по самым богатым приискам ради прибыли. Но он также уверен, что с возникновением конкуренции нужно будет пойти на компромиссы:

«Я не думаю о появлении плохих парней в игре, хотя споры насчет пересечения областей добычи уже можно предвидеть. Но это все проблемы будущего, и это классные проблемы, чтобы в них разобраться».

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск