прислать материал
AIN.UA » Интервью, МненияИгорь Закалов, основатель Main Academy: «Только 8% людей способны обучаться самостоятельно»

Игорь Закалов, основатель Main Academy: «Только 8% людей способны обучаться самостоятельно»

1670 2

Почему офлайн-обучение никогда не отдаст пальму первенства онлайн-курсам, и как стать IT-специалистом, не потратив деньги впустую. Об этом рассказывает основатель Main Academy, Main School и Main HUB Игорь Закалов.

Кто сегодня приходит учиться в Main Academy? Чем руководствуется при выборе курсов потенциальный слушатель?

Основная аудитория Main Academy сегодня — это люди 25-35 лет, которые хотят получить более интересную, перспективную и хорошо оплачиваемую профессию. За прошедший год значительно возросло количество студентов и, что приятно, школьников, которые целенаправленно начинают строить свою карьеру. Следуя этой тенденции, мы открыли новое направление в лице Main School. Также приток молодежи увеличился благодаря нашему проекту по дуальному образованию IT Discovery, а также сотрудничеству с фондом «Розумне майбутнє».

В целом слушатели стали более осознанно подходить к выбору курсов и инструкторов — запрашивают информацию об их опыте и квалификации, посещают пробные занятия и мастер-классы, чтобы найти подходящую программу.

Что необходимо учесть при выборе центра обучения, чтобы не потратить деньги зря? Как вы помогаете будущему студенту на этом этапе?

Огорчает, когда после долгих поисков будущий слушатель выбирает вариант «волшебной пилюли» — дешевле и быстрее, хотя это часто впустую потраченное время и деньги. Удивительный факт — человек готов годами изучать английский язык и считает, что его уровень еще недостаточно высок, но при этом уверен, что сможет стать Java-разработчиком за несколько недель. С другой стороны, к такому выбору подталкивает ситуация, сложившаяся на рынке IT-образования: огромное количество курсов, от онлайн и так называемых «смешанных» форм, до длительных программ подготовки по «секретным» методикам. К сожалению, у большинства из них за красивыми посадочными страницами, маркетинговыми лозунгами и рекламными постами не стоит никакой учебной методологии, продуктов, инструкторов. Закончив подобные курсы, вы быстро поймете, что знаний и близко не хватает, чтобы начать работать. Чтобы получить качественные знания и навыки и в дальнейшем суметь их продать, следует оценивать квалификацию преподавателей, качество учебных материалов и актуальность программы, их практическую направленность. То есть попросту понять, какое качество вам смогут обеспечить за ваши деньги.

Что касается самого выбора профессии в IT, то в свободном доступе есть достаточное количество тестов, в том числе и на нашем сайте. Также мы проводим регулярные встречи с начинающими и потенциальными IT-шниками у нас в офисе, где определяем склонности и помогаем выбрать направление развития и профессию. Но лучше всего в этом ключе себя зарекомендовал наш краткий, но фундаментальный курс «Основы разработки программного обеспечения», в ходе которого слушатели оценивают свои таланты, а тренеры помогают лучше сориентироваться в начале карьерного пути.

Какие направления обучения в Main Academy наиболее востребованы по состоянию на сегодня? Что изменилось в общей картине за последний год?

Main Academy изначально задумывалась как академия, которая сможет удовлетворить потребности как начинающих IT-специалистов, так и профессионалов. Поэтому в нашем портфолио собраны наиболее востребованные на рынке специальности. Мы готовим разработчиков по направлениям Front-End, Java, C#/.Net, Python, PHP, MOBILE/Android, а также тестировщиков QA Engineer, QA Automation Engineer.

Изменения, которые мы наблюдаем: в Киеве и в некоторых наших других филиалах снизилось количество желающих стать тестировщиками ПО, в основном, из-за высокой конкуренции среди соискателей. Также в Киеве уменьшилось количество желающих стать PHP-разработчиками, но при этом в некоторых филиалах Main Academy группы по PHP запускаются одна за другой, и ребята сразу после окончания курсов устраиваются на работу.

Традиционно лидирует Java. Стоит отметить, что путь к обретению новой профессии в этом направлении несколько удлинился в связи с более высокими требованиями. Удивляет снижение числа желающих стать C#/.Net разработчиками — именно об этих выпускниках у нас наиболее часто спрашивают партнеры по IT-индустрии, и выпускники именно этого направления, как правило, быстрее находят высокооплачиваемую работу.

Какие подводные камни можно встретить, выбрав путь самостоятельного обучения для входа в IT?

По данным исследований, всего 18% людей имеют склонность к процессу самообучения, и только 8% из них способны обучаться полностью самостоятельно, без какой-либо поддержки. Также многим известно, что онлайн-курсы проходят до конца всего 4% из тех, кто начал обучение. Можно лишь добавить, что никакой онлайн- или даже смешанный курс не может сравниться с курсом, который ведет инструктор в классе. В первую очередь человеку необходимы стимулы и мотивация, а также опытный гуру, который умело передаст свои знания и навыки. Тогда материал будет усваиваться максимально эффективно. Три важных параметра, которые снижают эффективность процесса обучения – недостаток массы, крутой градиент, непонятные слова и определения. В онлайн-курсах этого предостаточно, поэтому так мало людей доходит до конца.

Способны ли онлайн-курсы полностью заменить офлайн-обучение?

Преимущества онлайна заманчивы: учишься в удобное время, с той скоростью, какую сам себе задумал, можешь повторно изучать материал. Это удобно, но не стоит сбрасывать со счетов информацию, указанную выше, и забывать о самомотивации – надолго ли хватит запала? К тому же велик риск перенасытить себя несущественной для решения практических задач информацией.

Офлайн-обучение — это, в первую очередь, встречи с экспертом и группой единомышленников, с которыми можно обсудить все свои проблемы и успехи. Часто бывает, что материал попросту не «заходит». В этом случае эксперт может достаточно быстро среагировать на непонимание и преподнести информацию под другим углом.

Кроме того, в классе легко решается проблема с практическими занятиями. Когда студент просто перебивает код, который подают на онлайн-курсах, ему кажется, что он уже гуру программирования. Но как только «прилетает» конкретная задача, оформленная в виде ТЗ, возникает ступор.

Последний и наиболее важный момент. Работа с инструктором и общение с сокурсниками – первый шаг к реальной работе в команде. Довольно часто во время курсов ребята начинают друг другу помогать устраиваться на работу или же получают первую работу по рекомендации инструктора. Нетворкинг здесь играет существенную роль.

За счет чего достигается заданный уровень качества обучения в Main Academy? Каковы основные конкурентные преимущества академии?

Высокое качество обучения в Main Academy мы поддерживаем благодаря внедрению мировых стандартов от таких компаний как Microsoft, Oracle и Cisco. Это и сама методология, и система отбора и подготовки инструкторов, а также система контроля качества. Все слушатели обеспечиваются материалами в онлайн-системе LMS, теоретические знания закрепляются практикой, финальные проекты выполняются и защищаются в присутствии представителей IT-компаний, сдаются экзамены. Кроме этого работают консультанты, которые помогают определиться с направлением, контролируют качество и поддерживают слушателей в процессе обучения.

Такой подход позволяет гарантировать высокое качество обучения за вполне доступные деньги. Никакие онлайн-курсы, ни многие офлайн-курсы в нашей стране не могут обеспечить подобного уровня качества. Лишнее свидетельство тому – большое количество студентов, которые приходят к нам после других школ и онлайн-курсов.

По какому принципу отбираются тренеры для Main Academy, как оценивается их квалификация в предмете и способность донести его студентам? Какие качества необходимы, чтобы успешно преподавать в Main Academy?

В Main Academy отработана достаточно действенная модель отбора тренеров: к нам приходят и по рекомендациям, и от наших HR-специалистов. Все тренеры проходят первичное собеседование на выявление слабых и сильных сторон как инструктора, так и специалиста (опыт работы, проекты, знание технологий и т.д.), а также технический тест.

Затем каждый инструктор проходит 4-дневный практический тренинг: ораторское искусство, мастерство проведения тренинга, умение управлять вовлеченностью аудитории, групповая динамика, принципы энергетики речи, умение выстраивать контакт и владеть пространством на выступлении, управление вниманием слушателей, причины конфликтов и способы нейтрализации неконструктивного поведения. Особое внимание уделяется методологии проведения тренингов. После тренинга инструктора ждет аттестация, по результатам которой ему присваивается рейтинг — от младшего инструктора до эксперта.

В дальнейшем статус инструктора постоянно пересматривается в зависимости от его профессионализма, степени взаимодействия с группой, уровня удовлетворённости слушателей и т. д. На сегодняшний день мы единственная академия, в которой работает Центр подготовки инструкторов в Украине. Мы гордимся нашими тренерами, каждый из них по-своему уникален.

Как проходит адаптация программы Main Academy «под требования рынка»? Как долго будут актуальными знания, полученные на курсах?

Процесс разработки учебных программ академии начался с изучения требований IT-рынка, как международных компаний, таких как Microsoft, Oracle, Luxoft, EPAM, так и крупнейших софтверных компаний Украины. После согласования требований к специалистам, которых мы должны выпускать, мы перешли к разработке учебных планов и материалов курсов, которые также были согласованы. Когда происходят изменения в требованиях, смена технологий и продуктов, мы пересматриваем программы, перерабатываем или выпускаем новые курсы.

Работа над обновлением линейки образовательных продуктов не останавливается никогда – постоянно идет актуализация отдельных тем, тестов, лабораторных работ. Некоторые части курса могут оставаться актуальными достаточно долго, а некоторые меняются практически постоянно. Например, знания о фреймворках, IDE, технических средствах, с которыми разработчик и тестировщик сталкиваются в процессе работы, обновляются достаточно часто.

Студентам и выпускникам стоит помнить, что есть базовые знания, такие как основы и концепции любого из языков или направлений, но есть и специальные знания и навыки, которые необходимо непрерывно развивать и совершенствовать. IT — это «взрывная» индустрия, здесь всегда нужно быть в тренде.

Что если слушатель понял, что его в IT интересует другая профессия? Можно ли сменить направление уже в процессе обучения в Main Academy?

При выборе IT-направления стоит тщательней прислушиваться к своим желаниям и мнениям специалистов. Очень часто перспективный «тестировщик» с аналитическим складом ума, которому нравится работать с документами, идет во Front-End разработчики, потому что это модно. Или же девушка стесняется пойти на C#-разработчика только потому, что ее подружки идут во Front-End. А она себя проявила на курсе «Основы программирования» как действительно неплохой разработчик и имеет хорошее алгоритмическое мышление.

Наша служба карьерного сервиса всегда старается вовремя определить не только предпочтения, но и возможности клиентов и скорректировать их траекторию движения. Очень часто клиент заявляет о желании стать разработчиком, а мы говорим, что судя по показателям ему ближе тестирование. Или наоборот. Кроме того, мы регулярно проводим мероприятия («Билет в IT», мастер-классы, тест-драйвы направлений), на которых слушатель может для себя почерпнуть много информации. Случается, что студент уже в процессе обучения в Main Academy понимает, что его больше интересует другой язык, технология либо область IT. Мы стараемся вовремя отслеживать такие тренды, и, как правило, идем навстречу. Ведь наша главная задача – это дать миру IT качественные кадры.

Востребовано ли обучение на курсах в Main Academy у свитчеров? Каковы шансы найти себя в этой сфере у гуманитариев?

Сегодня так называемые «свитчеры» составляют большую часть наших студентов и выпускников. Среди них как гуманитарии (около 65%), так и технари, образование и работа которых так или иначе связана с информационными технологиями. Это системные администраторы, администраторы баз данных, инженеры-проектировщики, руководители проектов и даже IT-директора.

Хотя людям с гуманитарным складом ума и значительно тяжелее обучаться на enterprise back-end-разработчика, вариантов трудоустроиться в IT-сфере для них существует довольно много. Например, из них выходят классные тестировщики, Front-End разработчики, бизнес-аналитики. В IT сегодня столько направлений и специальностей, что найти себя могут люди совершенно разного склада ума и характера. Не стоит бояться или быть неуверенным. Главное — начать, попробовать и приложить максимум усилий. Вот почему так велико значение первого курса, первого инструктора. Он как первый учитель в школе – может тебя вдохновить, привить любовь к знаниям, процессу познания или же наоборот.

Насколько велики шансы выпускника успешно трудоустроиться после окончания курсов на насыщенном кандидатами рынке труда? В чем может заключаться гарантия трудоустройства от IT-курсов?

На сегодняшний день IT-рынок не только ожил, но и активно растет. Если в 2016 году рост составлял порядка 12%, то в 2017 ожидается уже 20%. Это означает, что растет потребность в специалистах, в особенности начального уровня. С другой стороны, ни один вуз сегодня не выпускает готовых специалистов, которые могут сразу трудоустроиться и выполнять задачи в компании. Именно поэтому большинство компаний организовало курсы или на своей базе или на базе вузов, где они доучивают студентов под свои потребности.

Гарантия трудоустройства от некоторых учебных центров — сугубо маркетинговый ход. Даже компании, которые открывают курсы у себя, не гарантируют всем выпускникам работу, а берут только самых лучших и то, если есть проекты. Сегодня стремительно меняется как сам IT-мир, так и правила работы заказчиков с IT-компаниями. Мало кто планирует на долгий срок, стараются не подписывать долгосрочных контрактов. Нет проекта — нет потребности в разработчиках, есть проект — нужно набирать с рынка или готовить специалистов, причем в кратчайшие сроки. Но никто не дает долгосрочных обещаний, не готовит и, тем более, не держит у себя специалистов на долгосрочную перспективу.

Основные достижения Main Academy за прошедший год. Что входит в ближайшие планы развития?

За прошедший период мы отточили наши методики обучения, усовершенствовали ряд курсов, выпустили новые, провели более 120 различных бесплатных семинаров, мастер-классов, обучили и сертифицировали 89 новых инструкторов, открылись в Николаеве и Херсоне, вдобавок к уже работающим академиям в Одессе, Виннице, Тернополе, Львове и Запорожье.

Мы воспитали достаточно много хороших тренеров – которые успешно выпустили не одну хорошую группу, наши тренера активно участвуют в международных конкурсах по специальности. Например, совсем недавно в IT Challenges в Кракове наш инструктор курса «Тестирование ПО» Vladyslav Bielokur (Senior QA Engineer) получил специальный приз. Это не первый IT-чемпионат в карьере Владислава. Он принимал участие и в прошлогоднем IT Challenges, и регулярно соревнуется в украинских чемпионатах (DEV Challenge, Test UA Startups). А в прошлом TestUAStartups соревновались студенты Владислава.

За довольно короткий период нашего развития мы уже не только выучили студентов, но и приняли их назад в качестве тренеров, причем за пару лет они стали классными айтишниками и тренерами, имеют высокий рейтинг. Это Дмитрий Якоденко, Михаил Орлов, Дмитрий Котенко.

Весной мы стартовали проект по дуальному образованию IT Discovery при поддержке Министерства образования Украины и IT Ассоциации Украины, в рамках которого бесплатно обучаем учителей и студентов школ и ВУЗов по современным технологиям. Уже были выпущены первые группы студентов в трех университетах Киева. Открыли свои лаборатории в Таврическом Национальном Университете, планируем открытие еще в трех.

В этом году мы также активно развивали детское направление и открыли альтернативную школу Main School, где уже учатся 3 класса детей трех возрастных групп. Это будет школа будущего, с высоким уровнем образования, современными методиками, при этом доступная для широких масс населения. Также в нашем благотворительном фонде уже прошли обучение более 200 детей, а сейчас обучается около 100.

Планов развития у Main Academy очень много, иногда не хватает на все ресурсов, но мы уверены в своих силах и непрерывно движемся вперед.

Более детально познакомиться с деятельностью Main Academy и узнать, как принять учаcтие в платных и бесплатных программах, стать инструктором или открыть филиал академии, вы можете на сайтах наших проектов:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

2 комментария

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Eugene Nyukers

Это так, но дело даже не в деньгах. Кому то может быть просто неудобно добираться ибо филиалы не во всех городах. Где-то тренер владеет предметом, но манера изложения ойой.

Онлайн обучение по любым предметам еще не достигло своего пика развития,чтоб делать какие-то выводы об эффективности и приверженности. Учебное заведение-это не только место для получения знаний,но и общение,приятное времяпровождение,возможность побыть в социуме. Для этого же люди и посещают театры,кино,матчи,концерты,ходят в кафе. При онлайн обучении куда легче выбрать именно СВОЮ методику и преподавателя, не испытывая неловкости и объяснений причин отказа от курса.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: