Как литовский стартап Bored Panda раскрутился в Facebook и теперь зарабатывает до $30 млн в год

14998
2

Изменения в алгоритмах Facebook могут стать для издателей кошмаром наяву - очередное нововведение способно за день обвалить им охваты. Особенно если значительная часть трафика приходит именно из соцсети. Однако компания Bored Panda не ищет способов дистанцироваться от Facebook и меньше от нее зависеть. Наоборот - она идет на сближение, и это окупается. The New York Times рассказывает историю литовского стартапа, который научился выживать в сегодняшнем Facebook-зависимом мире. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод.

Возможно, вы не много знаете о Bored Panda, но если у вас есть Facebook-аккаунт, их посты точно мелькали в вашей ленте. Это могли быть «10+ фотографий до и после, которые доказывают, что мужчины красивее птиц» или «41 случай, когда водители Uber застали клиентов врасплох». Или вы смотрели одно из этих коротких видео с заголовком «Тсс, не будите их» со спящими котиками, песиками и хомячками.

Такие вот беззлобные и бессмысленные публикации сделали Bored Panda одним из самых непреодолимых искушений на Facebook. Их страница собрала 30 млн лайков, шеров, комментариев и реакций только за последний месяц, опередив BuzzFeed, CNN и The New York Times. В октябре на сайт зашло 116 млн пользователей.

Все это компания сделала без привлечения сторонних инвестиций, в отличие от цифровых издательств вроде тех же BuzzFeed и Vice, которые собрали сотни миллионов долларов. На сегодня в Bored Panda работает чуть более 40 человек, и низкие операционные расходы, учитывая огромную популярность, идут на пользу бизнесу. По словам основателя Bored Panda Томаса Банисаускаса, в этом году компания ожидает $20-30 млн дохода, в основном от рекламы, которая размещается на сайте.

Примерно 90% всего трафика приходит с Facebook, делая социальную сеть основным залогом успеха Bored Panda. «Они нам очень помогают», — говорит Банисаускас, которому исполнился 31 год.

Фото здесь и далее: The New York Times

Bored Panda появился в 2009 году как сайд-проект Банисаускаса, на тот момент фотографа-фрилансера и студента Вильнюсовского университета по специальности бизнес-администрирование. На создание проекта Томаса вдохновили интернет-креативы вроде Million Dollar Homepage, когда предприимчивый парень заработал миллион, продавая пиксели на сайте. Литовец же решил создать сайт, который будет «бороться со скукой посредством искусства и хороших историй».

По сути Bored Panda собирает пользовательский контент из разных источников — Reddit, Instagram, Twitter и т.д. — «перезаворачивает» его в подходящий формат, присовокупив яркий заголовок, и продает на единой платформе. Большую часть контента Bored Panda получает бесплатно от фотографов и «свободных художников», которые не прочь засветиться на Facebook-странице с миллионными охватами. И да, компания спрашивает разрешения на публикацию.

Издатель придерживается тематического правила: только искусство, креатив и приколы — никакой политики. Таким образом Bored Panda построил «позитивную медиаимперию». Еще одним важным правилом Bored Panda является «качество, а не количество»: за октябрь на сайте появилось лишь 519 постов (около 16 в день), что по сравнению с CNN (5 595 за месяц) или Fox News (51 919) — очень мало.

Конечно, дела не сразу шли так хорошо. Bored Panda долгое время полагался на StumbleUpon, популярный агрегатор ссылок — именно он давал сайту большую часть трафика. Но в 2010 году StumbleUpon резко сократил присутсвие Bored Panda и предложил закупить рекламу. Этот опыт дал Банисаускасу понять, что «единственный способ выжить в этой отрасли — построить долгосрочную ценность через лояльных подписчиков».

Следующие несколько лет были тяжелыми, но в 2013-м в Bored Panda начали замечать рост просмотров из нового источника — Facebook. Пользователи соцсети влюбились в позитивный контент сайта, и всего за год его посещаемость выросла в десять раз. Вскоре Bored Panda стала чуть-ли не полностью Facebook-зависимой.

Однако в отличие от конкурентов, которые искали способы не зависеть от Facebook, Bored Panda пошла в противоположном направлении и решила стать еще ближе. Компания сделала несколько Facebook-ответвлений, которые превратились в отдельные бренды: например, арт-страницы или страницы с историями про домашних питомцев, а также Crafty Panda, которая сосредоточена целиком на DIY-проектах. Для них стали создавать оригинальный контент, а недавно запустили в офисе видеостудию под свои нарезки.

Фото: The New York Times

«Все хотят перестать зависеть от Facebook. Но это невозможно. Facebook  — это место, в котором люди делятся идеями», — говорит Банисаускас.

Вместе с тем такая зависимость несет в себе риски. Например, пару месяцев назад Facebook тестировал новый дизайн ленты. В рамках теста, Facebook извлек посты от брендов, публичных персон и таких издателей как Bored Panda, и поместил их в отдельную ленту под названием Explore Feed, про существование которой мало кто знал. Это изменение повлекло за собой панику среди контент-компаний: некоторые за одну ночь зафиксировали резкий обвал трафика и испугались за свое будущее. Позже Facebook свернул эксперимент, но данный кейс показал, насколько шатким может быть положение компании, которая целиком полагается на социальную сеть.

Банисаускас хорошо это понимает. Более того, учитывая, что почти половина аудитории Bored Panda — американцы, он переживает, что сайт может пасть жертвой чисток «фейков», которые соцсеть инициировала после российских кампаний в период президентских выборов в США. «Мы не имеем отношения к этой проблеме, но мы могли понести сопутствующий ущерб», — говорит он.

Прошлым летом Банисаускас летал в Нью-Йорк на встречу с другими крупными издателями, которые ФОКУСируются на Facebook. Сегодня все они существуют с молчаливого согласия социальной сети, зная, что по мановению пальца могут просто взять и исчезнуть оттуда.

Но пока у Bored Panda все хорошо, и ее основатель преисполнен позитива, как и контент, который он распространяет: «Все переживают, и правильно делают. Но я верю, что все будет хорошо».

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск