История сумасшествия, или Почему жители YouTube едят капсулы для стирки Tide Pods

7307
2

В начале XX века была популярна косметика и лекарства на основе радиоактивных элементов - в Париже даже работала сеть Tho-radia, продававшая пудры и кремы на основе радия и тория. Но тогда их влияние на здоровье было малоизучено: открытие радиоактивности случилось относительно недавно, никто не знал, что радий нельзя есть или намазывать на кожу. Cинтетические стиральные порошки разработали почти 100 лет назад, но ими все еще пытаются питаться, и не всегда в шутку.

Капсулы с моющим средством Tide Pods имеют все шансы стать главным мемом января 2018 года - на YouTube появляются видео, где пользователи пытаются их съесть. Редакция AIN.UA разобралась, откуда появился этот вирус и что заставляет пользователей социальных сетей жевать несъедобные и ядовитые вещи на камеру. 

Согласно авторитетному ресурсу Know Your Meme, корни этого безумия уходят еще в 2012 год. Компания Procter & Gamble (та самая, которая и подарила миру массовое производство стиральных порошков в 30-40 годах прошлого века) запустила Tide Pods — капсулы со стиральным порошком для стиральных машин. Но не очень удачно выбрала дизайн для них: глянцевые и ярко окрашенные, они вызывали у пользователей нездоровое желание попробовать их на вкус. Невозможно устоять: 

Уже в 2012-2013 года стали появляться данные о том, что люди не выдерживают и пытаются пробовать их. В октябре 2012 года американская Ассоциация центров предотвращения и контроля заболеваний (CDC) назвала капсулы с моющими средствами «растущей угрозой здоровью». Согласно Consumer Reports, капсулы от Arm & Hammer, Purex, Tide к марту 2013 года привели к 7700 случаям отравлений (правда, на тот момент речь шла преимущественно о детях).

Производители пытались менять упаковку, публиковали предупреждения — но нездоровый интерес к ярким капсулам сохранялся, в том числе благодаря социальным сетям. Капсулы становились интернет-сенсацией, причем интерес к ним вернулся в 2017-начале 2018 года. Самыми известными (вероятно, из-за схожести с фруктовыми леденцами) стали Tide Pods. В шуточном скетче популярного YouTube-канала College Humour 2017 года, собравшем под 4 млн просмотров, их называют «карамельными пельмешками». Перед капсулами невозможно устоять: видео даже слегка пародирует сцены эротических сновидений из фильма «Красоты по-американски».  

Самый свежий комментарий под видео гласит: «Это видео опередило свое время. Уже 2018, летающих автомобилей у нас еще нет, зато люди едят стиральные капсулы». Видео действительно предсказало рост популярности мема «съешь тайд под»: интерес к цветным капсулам виден даже на фоне новостей о биткоине (если смотреть тренды Google не по миру, а по США, это еще заметней. Красный — рост популярности запросов о биткоине, синий — о капсулах):

В конце декабря 2017-начале 2018 года в соцсетях запустился и флешмоб на тему Tide Pod Challenge. Как можно догадаться из названия, суть его в том, чтобы на видео или фото съесть капсулу. На YouTube (и других площадках) миллениалы (и не только) пытаются притворяться, что едят, кусают и вейпят яркие капсулы. Как результат — за первые 15 дней 2018 года в США есть данные о 39 случаях отравлений содержимым капсул, страдают подростки от 13 до 19 лет.

Даже деловые издания вроде Forbes всерьез восприняли угрозу и пишет статьи «Не ешьте стиральные капсулы». Производитель капсул обратился к клиентам с призывом не использовать их не по назначению, даже в виде шутки.

В Forbes комментируют: «Перевод этого заявления для всех, кто даже ненадолго задумывается о том, чтобы поучаствовать во флешмобе: не будьте гребанными идиотами». Эти серьезные призывы обращены к жителям YouTube — тем самым людям, которые поджигают на камеру кишечные газы и запивают «ментос» колой. 

Скоро подборки подобных видео можно будет увидеть только в новостных сюжетах (таких, как ролик выше) — Google начал зачищать YouTube от видео, которые могут принести вред здоровью пользователей. «Правила сообщества YouTube запрещают контент, который мотивирует зрителей к опасным действиям, содержащим риск физической травмы», — заметил представитель площадки, которого цитирует The Guardian. 

Есть и бренды, которые успели прорекламироваться на вирусе. Hurts Donut запустили пончики в виде капсул Tide Pods: «Мы думали, это как-то прояснит путаницу, но теперь взрослые люди бросают пончики в стиральные машины». 

Пока одна часть интернета делает вид, что ест моющее средство, вторая — всячески высмеивает первую. В Twitter можно найти множество фото «свидетелей» капсул: с ними пекут пиццы, делают татуировки и фотошопят смешные картинки. Популярный блогер Pewdiepie сначала пошутил на актуальную тему, потом, правда, потер твит: 

 

Эту статью нельзя завершить, не ответив на вопрос «Зачем они это делают?».

Самый простой ответ: видео, в котором блогер будет пытаться съесть что-то несъедобное на камеру или в общем — рисковать здоровьем, однозначно принесет вовлеченную аудиторию и просмотры. Для примера: в YouTube множество видео, где люди на камеру пытаются есть сюрстремминг — шведскую квашеную сельдь, отличающуюся убойным запахом. У таких видео — миллионные просмотры, а ведь сюрстремминг — формально безопасная еда. Больше риска — больше просмотров. Вспомним хотя бы отважного автора канала Brave Wilderness, который нарывается на исключительно болезненные укусы насекомых, переживает их без медицинской помощи и снимает свой опыт на камеру. 

Большинство авторов видео все же относятся к поеданию капсул как к шутке. «Множество людей говорили о том, какой я тупой, и зачем бы я это делал. Но никто не должен даже пытаться засовывать такие вещи в рот», — говорит один из авторов подобных видео, 19-летний Марк Пэган. 

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск