Немецкий разработчик игр Crytek, известный сериями Crysis (в свое время совершила переворот в игровой графике), Far Cry (сейчас разрабатывается и издается Ubisoft, в этом году выходит пятая часть), первое свое зарубежное представительство открыл почти 13 лет назад — в Киеве.

Когда в 2016 году компания испытывала финансовые трудности, закрывая офисы по всему миру, киевский, благодаря хорошим результатам, единственный остался на плаву. Именно здесь с нуля создавался один из самых известных проектов компании — free-to-play-шутер Warface. Разработкой и поддержкой проекта украинская студия занимается до сих пор. 

Редакция AIN.UA побывала в Crytek Ukraine, чтобы узнать, как устроен офис, как создаются игры, чем работа в геймдев-компании отличается от работы в остальном IT, какими плюшками геймдев сманивает к себе разработчиков, и как попасть сюда на работу. 

Как возник и развивался офис

Киевский офис начинался с квартиры, в которой первые сотрудники сами собирали компьютеры. Сейчас он занимает три этажа в здании в районе Лукьяновки, в нем работает около 160 человек, открыто 15 вакансий, а через полгода планируется переезд в новый офис. В 2015 году компания в честь 10-летнего юбилея сняла видео о своей истории:

В 2005 году в Киев приехали основатели Crytek — братья Йерли. Они искали людей, которые смогут организовать работу команды 3D-художников для производства контента для Crysis 1 и 2. Киев выбрали в том числе, потому, что в центральном франкфуртском офисе на тот момент уже работало много украинцев (и работают сейчас). Руководство компании рассчитывало найти в Украине очень квалифицированную и в то же время, не очень дорогую рабочую силу.

Сначала идея была в том, чтобы организовать в Киеве небольшую студию, которая занималась бы графическим контентом. Но спустя пару лет основатели загорелись идеей free-to-play-игры и подумали о том, что неплохо бы в Киеве к уже существующей студии добавить программистов и начать разработку своего проекта. 

Так родился Warface – игра полностью создавалась в Киеве. В процессе концепт игры менялся множество раз, сначала это была игра про наемников, без PvE (Player versus Environment, одна из ключевых механик в играх: игрок взаимодействует, к примеру, воюет, с неигровой средой/персонажами), затем стала PvP-игрой, и так далее.

Как рассказывает продюсер киевской студии Евгений Скачков, такие “качели” были связаны с тем, что игру делали без прицела на конкретного издателя и подстраивались под требования на ходу. Одним из потенциальных издателей была китайская Tencent – они увидели прототип, после чего концепцию игры пришлось переделывать полностью. Китайцы требовали больше PvE и милитари-стиля — фактически, это и сформировало игру такой, какой она выглядит сейчас. 

В 2016 году из-за финансовых проблем Crytek закрыла почти все внешние офисы – но киевский остался. “Киевская студия единственная производила продукт, который зарабатывал деньги… В целом, примерно 1 из 10 игровых проектов в принципе выходит в мир – и при этом не факт, что добьется коммерческого успеха. Инвестиции в геймдев — даэто всегда риски”, — отмечает Евгений. 

В тот период офис потерял многих ключевых сотрудников, сократился практически вдвое, но удержался на плаву – сейчас команда практически полностью восстановлена по количеству и растет. Уже к лету, по оценке Скачкова, удастся выйти на прежние мощности. 

Как устроен офис сейчас

Полная ответственность Киева за игру привела к тому, что в студии представлен полный цикл разработки, все основные геймдев-отделы и специалисты. Офис сейчас структурно состоит из департамента контент-продакшена и департамента фичер-продашена. Контент-продакшен отвечает за всевозможные игровые объекты и структурные единицы: персонажей, пушки, звуки, анимации, уровни. Фичер-продакшен — за все, что касается непосредственного игрового процесса и игровых механик.

Каждый департамент в свою очередь делится на подкоманды: в контент-департаменте есть отделы, занимающиеся разработкой оружия, персонажей, анимированием, визуальными эффектами, левел-дизайном . В фичер-департаменте есть команды, ответственная за бэкенд, за игровые механики, за искусственный интеллект, за метагейм (тот же UI и все, что с ним связано) и т.д. 

Основной ФОКУС киевской команды сейчас – на Warface

Найм и условия работы

Компания ищет сотрудников по разным каналам, начиная от HR-порталов, и заканчивая игровыми ивентами, конференциями и т.д. Спикеры от Crytek регулярно проводят воркшопы в КПИ. Рынок IT-специалистов в Украине – хоть и развит, но регулярно опустошается крупными компаниями, которые сманивают программистов еще с институтской скамьи, конкурировать с ними сложно. “Они могут предложить лучшие, чем в геймдеве, зарплаты, но у нас — интересней работать”, — говорит Евгений. 

По словам Юлии Зинченко, HR-специалиста компании, собеседование для технического специалиста может длиться от 2 до 5 часов, для художника — хватает портфолию и тестового задания. “Мы рады, если соискатель — командный человек, горит своей профессией, чтобы он не относился к этому как к обычному зарабатыванию денег на нелюбимой работе, куда надо нехотя вставать каждый день. Если соискатель — геймер, еще и фанат Warface — это большой плюс”, — говорит она. 

Один из основных критериев во время найма: ответы на вопросы “Почему хотите работать у нас?” и “Почему хотите работать именно по этой специализации?” – по ним как правило решается судьба собеседования. “Пример плохого варианта ответа: “Вы – компания с именем, а мне нужны деньги”. Это не то, чтобы совсем фейл, это – честный и понятный мотив, но лучше, если мотивация лежит не только в этой области”, — говорит Скачков. Еще один плохой вариант: ответить, что данная специализация поможет попасть в индустрию. “Боюсь, у нас нет времени и ресурса обучать людей с нуля”, — отмечает он. 

Из особенностей работы офиса: 
  • Игровая комната. Там есть PlayStation, туда докупают современные игры, чтобы сотрудники после работы могли поиграть. 
  • Рабочий график с 10:00 до 19:00, за опоздания не ругают. 
  • Диетические бесплатные завтраки — чтобы мотивировать сотрудников не опаздывать: в офис с утра завозят сухие завтраки, йогурты, кефиры и другую молочку, фрукты, печенье. 
  • Оплачиваемые обеды. 
  • Возможность взять отпуск на полдня: на рабочем месте можно отсутствовать до 2 часов по договоренности с менеджером, если вопрос требует больше времени, можно взять полдня отпуска, чтобы не тратить весь день. 
И еще немного:
  • В одном из отделов разработки висит настоящий светофор. Если горит зеленым — все в норме. Если красным — с билдом что-то сильно не в порядке. 
  • В отделе по соседству стоит манекен в форме — его используют художники как вспомогательный материал. 
  • На полках можно найти не только профильные книги, но и всевозможные окологиковские украшения — начиная от шлема Дарта Вейдера и заканчивая макетом человеческого черепа. 
  • На ресепшене висят украинские флаги с благодарственными надписями от военных бригад из зоны АТО — компания и сотрудники занимаются волонтерством, перечисляют средства. 
  • Обязательная черта каждого креативного офиса — плакаты с прикольными (де-)мотивирующими надписями. 

Фото: Оля Закревская