прислать материал
AIN.UA » Коллекции, Роботы и космосЧто нужно знать о запуске Falcon Heavy — самой мощной в мире ракеты

Что нужно знать о запуске Falcon Heavy — самой мощной в мире ракеты

14291 8

СЕО SpaceX Илон Маск впервые объявил о плане разработать тяжелую ракету-носитель еще в далеком 2011 году. С тех пор сроки первого полета Falcon Heavy переносились почти пять лет, но теперь запуск практически неизбежен. Разрешение на полет выдано, а ракета стоит на стартовой площадке Космического центра Кеннеди. Успешный старт может дать новый толчок развитию частной космической компании. Издание The Verge опубликовало восемь вопросов о новой ракете-носителе.

Что такое Falcon Heavy?

Суть ракеты звучит в самом ее названии: это тяжелая версия ракеты Falcon 9. Ракета-носитель состоит из трех ускорителей Falcon 9, «связанных» вместе. Это дает Heavy невероятную подъемную силу. Поскольку на каждой первой ступени Falcon 9 располагается 9 двигателей, то их общее количество в тяжелой версии составляет 27 штук. Ни одна из бывших успешно в эксплуатации ракет-носителей в истории не имела так много двигателей.

В теории Falcon Heavy развивает 2,27 млн кг тяги на старте. Это позволяет ей вывести около 63 800 кг груза на низкую околоземную орбиту, что делает ее самой мощной из ныне действующих ракет.

И почему это важно?

Говоря простыми словами, более мощная ракета позволит доставлять в космос больше вещей. Это откроет для SpaceX новые бизнес-возможности: от запуска более тяжелых спутников на орбиту до отправки людей в глубокий космос. К тому же, запуск Falcon Heavy относительно дешев — всего от $90 млн. Для сравнения, следующая по мощности ракета Delta IV Heavy стоит около $350 млн за пуск, согласно информации компании-разработчика United Launch Alliance. Delta может вывести на орбиту около половины груза, на который способна Falcon Heavy. 

Если тестовый полет пройдет успешно, это может значительно повлиять на космическую индустрию. SpaceX может использовать Heavy для запуска на орбиту тяжелых спутников по оборонным заказам, которые недоступны для Falcon 9. Дешевая и мощная ракета также может понадобиться NASA. Ее можно использовать для запуска автоматизированных миссий на Марс и другие миры. С помощью нее NASA также может вернуться на Луну, доставляя на Falcon Heavy грузы, посадочные и жилые модули и даже людей. 

Вдобавок, именно на Heavy Маск обещал отправить вокруг Луны двух космических туристов, которые, по всей видимости, уже заплатили за билеты. 

Откуда будет стартовать Falcon Heavy?

Тяжелая ракета SpaceX стартует с пусковой площадке LC-39A в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал. Ее использовали для запуска миссии Аполлон-11 на Луну и множества стартов космических шаттлов, включая финальную миссию. В 2014 году компания Маска взяла в аренду площадку 39А у NASA на 20 лет. С тех пор ее модернизировали для запусков и возвращения ступеней Falcon 9 и Falcon Heavy.

Стартовая площадка LC-39A и ангар SpaceX. Фото: NASA

Каков план для тестового запуска?

Цель первого тестового запуска Falcon Heavy — покинуть Землю не взорвавшись. Это демонстрационная миссия, которая должна показать, может ли новая ракета в принципе вывести груз на орбиту. Именно поэтому первый груз у Heavy достаточно забавный — вишневый Tesla Roadster самого Маска. Если этого мало, то в него должны посадить манекен, одетый в прототип скафандра SpaceX, а во время запуска из машины будет звучать песня Девида Боуи Space Oddity. В рамках миссии ракета должна вывести электрокар на орбиту вокруг Солнца, известную как Гомановская траектория. Roadster будет вращаться вокруг нашей звезды в пределах орбиты Марса. Однако, электрокар не будет приближаться к планете, чтобы не завезти на нее земные микроорганизмы.

Груз первого Falcon Heavy. Фото: SpaceX

Доставка машины в космос будет достаточно сложным процессом: все три ускорителя Falcon Heavy стартуют одновременно (а синхронный старт 27 двигателей — та еще проблема), но в процессе взлета два боковых ускорителя отделятся от основной ступени. Как и у Falcon 9, ускорители попытаются сесть на твердую землю. 

Центральный ускоритель тоже вернется на Землю, но направится в Атлантику, чтобы сесть на автономном корабле в океане. Если столь сложная хореографическая постановка сработает, ускорители можно будет использовать повторно. По факту, два боковых бустера первого Falcon Heavy уже бывали в космосе в 2016 году. 

Что будет, если запуск пройдет успешно?

Falcon Heavy имеет запланированные запуски. Например, доставку крупного коммуникационного спутника для оператора Arabsat (Саудовская Аравия) на 2018 год. Также потенциально есть заказ от американских воздушных сил. Если Маск докажет, что его ракета способна успешно взлетать, то может получить крупный заказ. Фактически, тестовый запуск станет проверкой: можно ли поручить SpaceX выполнять доставку крупногабаритных спутников и других грузов в космос. Другими словами, это презентация для клиентов.

Что будет, если ракета взорвется?

Ничего хорошего. Если она взорвется в высших слоях атмосферы, то, скорее всего, никому не причинит вреда. Кроме самой SpaceX: взрыв будет означать, что Falcon Heavy еще не готова для регулярных полетов, компании нужно будет ее доработать и провести еще тестовые полеты.

Если же взрыв пройдет при старте, как это уже случалось с ракетой Falcon 9 в 2016 году, это повредит пусковую площадку. Тогда площадка была закрыта почти на год, пока ее не привели в порядок. Если ситуация повторится с Falcon Heavy, последствия будут аналогичными.

Дело в том, что сейчас пусковая платформа LC-39А является единственным местом, откуда может стартовать Falcon Heavy. Если площадка будет повреждена, следующий полет будет возможен только после ремонта. Другие платформы в Калифорнии и Флориде подходят только для Falcon 9.

Позже в этом году также планируется тестовый запуск Crew Dragon, с этого же места. Если при запуске Falcon Heavy будет повреждена вся инфраструктура, SpaceX будет вынуждена отложить и запуск Crew Dragon, так как именно на этой пусковой площадке есть все для этого необходимое.

В одном из своих интервью Маск заявил, что это уже будет победой, если Falcon Heavy не повредит инфраструктуру пусковой площадки.

Когда пройдет пуск?

Пуск состоится 6 февраля. По киевскому времени он должен пройти в 20:30. Стоит отметить, что пока погода хорошая, других причин для переноса запуска также нет. В прочем, все возможно: SpaceX не будет рисковать, если что-то потенциально может пойти не так.

Как смотреть запуск?

Компания SpaceX будет транслировать запуск на собственном канале на YouTube. Трансляция будет происходить по этой ссылке и начнется за около 20 минут до старта ракеты. Обычно проблем никаких нет, видео доступно во всех регионах. 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

Загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

8 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Mykola Ponomarenko

63 тонны на низкую орбиту?
Ракета Энергия, которую в СССР запускали еще в 1987 году, могла выводить на низкую орбиту 100 тонн груза. Кстати, систему управления этой ракетой разрабатывали у нас в Харькове. В 90-е годы проектировалась модификация, которая могла выводить на орбиту 200 тонн. Но дочь Ельцина пролоббировала "российскую разработку" - ракету Ангара, и совместный российско-украинский проект ракеты Энергия был закрыт, документация, насколько я знаю, в основном уничтожена, как и заготовки ракет.
Нет слов, одни междометия...

Pavel Aleshin

ну вы забыли упомянуть про 1. необходимый буран и 2. стоимость запуска

это все равно, что сравнивать конкорд и ту-144

oleksa borodie

мабуть не дописали заголовок - "самой мощной в данный момент ракеты в мире"

Василь Коломієць

я думаю надо сравнивать содержание заголовка и правду.
"самой мощной в мире ракеты" - утверждение ошибочно как в сравнении с несуществующей Єнергией, так и с существующими проектами США

Mykola Ponomarenko

Стоимость изготовления и запуска первой ракеты Энергия - 210 млн руб. При том, что бюджет космической программы на один год был на уровне 7 миллиардов рублей, а вся расходная часть бюджета страны - 465 миллиардов. Безвозмездная помощь соцстранам была на уровне 35 миллиардов в год. Так что 210 миллионов за ракету - немного. Учтите, что Энергия проектировалась с возможностью возвращения боковых блоков на землю (это правда не было доделано до конца). Так что стоимость запуска получалась бы меньшей. К тому же серийные экземпляры ракеты были бы дешевле.
...
Ваш вопрос про Буран вообще непонятен. Эта ракета могла выводить в космос что угодно, спутники, например.
...
Ну и вообще непонятен Ваш перевод стрелок на цену. Разве 200 миллионов рублей - это много за реализацию мечты человека серьезно и основательно выйти в космос? Даже, если их приравнять к долларам - это сумма, которая хранилась в коробках из под обуви дома у московского полковника Захарченко. И что, экономия этих денег стоит того, чтобы человечество еще на несколько десятилетий забыло о своей космической мечте? Будем ждать, пока китайцы заново создадут эти технологии и построят свою базу на Луне? Не факт, что нас с собой возьмут, и вот пока (прошло уже 20 лет) эту технологию заново создать у них так и не получилось.

Забыли упомянуть, что при стоимости в 150 млн рублей - 200 миллионов долларов по курсу 1986 года - ступени Энергии так и не научилась возвращаться. А Маск за 90 миллионов долларов пусть и с меньшей грузоподьемностью сделал ракету-носитель со спускаемыми ступенями (читай "многоразовую").
Так же не забывайте, что 200 млн долларов на Энергию в 1986 году, и 200 млн долларов в 2018 - огромная разница. 200 млн 1986 года = 451 млн в 2018 году.
Как разница в цене? Неплохо?
Стоит напоминать, что за Энергией стоял СССР, а SpaceX полностью частная компания?
Вытаскивайте вату из всех ваших щелей и учитесь думать контруктивно и здраво.

Pavel Aleshin

Мой перевод стрелок на цену вполне понятен - spasex это не благотворительный фонд, это коммерческая компания прежде всего, поэтому и перевод на деньги. Если можно сделать в разы дешевле и грузоподъёмнее - почему нет? Пассажа про мечту я вообще не понимаю. Мечтал ли среднестатистический житель совка о космосе? Мне кажется, он мечтал о продуктах в магазинах, выезде за рубеж, свободе предпринимательства и частной собственности, а уж точно не о том, чтобы его деньги расходовали на проекты типа ту-144

Mykola Ponomarenko

Ну Вы уже начали просто передергивать. Где же она в разы грузоподъемнее? Она в разы менее грузоподъемна.
И по ценам посмотрите обзор здесь https://geektimes.ru/post/290153/ ,чтобы развеялись иллюзии.
Что касается Вашей гипотезы о мечтах среднестатистического жителя совка - она непроверяема.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: