Как создать книгу с дополненной реальностью и многотысячными тиражами. Кейс «Алисы в Стране чудес»

13596
7

Эдуард Ахрамович — создатель группы компаний Art Nation, который с 2012 года сотрудничает с художницей Евгенией Гапчинской. Совместно с торговой сетью АТБ он запустил в продажу книгу «Алиса в Стране чудес», которая использовала дополненную реальность. Открывая специальное приложение, пользователи видели, как оживает обложка и некоторые иллюстрации сказки.

Товар продавался по программе лояльности — чтобы выкупить книгу не за полную цену (300 грн), а по акционной стоимости (99 грн), покупатели должны были собрать нужное количество фишек. По информации, прозвучавшей в интервью с Андреем Федоривым, продажи книги в разы превысили типичные для украинского рынка. Редакция AIN.UA узнала, работает ли дополненная реальность в ритейле, как реагировали на проект традиционные издательства и какие у Ахрамовича планы на будущее. 

Как возникла идея книги с дополненной реальностью?

В июле 2016 года мы с коллегой были в Токио на канцелярской выставке. Однажды шли по вечернему городу — и увидели человек 60, которые собрались в одном месте и были явно чем-то возбуждены. При этом все они были поглощены своими гаджетами. Оказывается, они искали очень ценного покемона (речь о популярной игре Pokemon Go — прим. ред.). Тогда меня поразило, что этим занимаются взрослые люди. Эпизод врезался в память, а уже через несколько месяцев в голову пришла идея издавать книги с дополненной реальностью.

К тому времени я спродюсировал около 50 анимационных эпизодов. А еще раньше занимался изданием и дистрибуцией DVD. В те времена в книгу или журнал часто как дополнение вкладывался диск, который придавал продукту дополнительную ценность. Но бизнес дисков уже давно закончился (сейчас уже и дисководов нет), а дополненная реальность — это прогрессивный мировой тренд.

Я понимал, что в нынешних условиях одной книги мало поэтому и возникла идея объединить книгу и анимацию.

Кроме того, в Японии я познакомился с представителями украинской компании Live Animations. Они тоже участвовали в выставке. Мы из одного города, а встретились за десять тысяч километров — в Токио. Уверен, что случайных совпадений не бывает. Впоследствии они стали нашими партнерами и разработали AR-приложение для книги «Алиса в Стране чудес».

Книга и открытка «Алиса в Стране чудес»

Как издательства отреагировали на идею книги с дополненной реальностью?

Когда я начал работать над этим продуктом, то планировал продавать его традиционным способом, через книжные магазины. И нам отказало каждое крупное издательство в стране. Мне говорили:

  • Это не продается.
  • «Алиса в Стране чудес» у нас уже есть.
  • У нас есть свой художник-иллюстратор.
  • Нам не нравится как рисует Гапчинская.
  • Дополненная реальность не пойдет.
  • Это не интересно современному украинскому читателю.

Но я и моя команда верили в эту историю и… у нас получилось. Нам говорили, что максимальный возможный тираж книги — 5 000 экземпляров за 2 года. И то, если книга выйдет на трех языках. В то время как обычно тираж детской литературы в Украине составляет 2000-3000.

Как в итоге была распределена работа?

Техническую часть по созданию приложения реализовала команда Live Animations. Мы, в свою очередь, полностью воплотили в жизнь продюсерскую идею. Для начала, мне как продюсеру надо было определить, какой будет первая книга серии. Это важно, поскольку очень сложно сделать продукт, который сразу будет популярен. Был длинный список произведений мировой детской классики из которых мы выбрали «Алису в Стране чудес».

Почему именно «Алиса в Стране чудес»?

Для меня ключевой была популярность книги во всем мире. «Алиса в Стране чудес» пользуется неизменной популярность с 1865 года. Также необходимо было, чтобы литературные права оставались свободны (они охраняются 75 лет после смерти автора). Кроме того, для меня имело значение, чтобы у этой истории были экранизации (последнюю крупную адаптацию снял Тим Бертон в 2010 году — прим.ред).

Еще одним важным фактором было то, что «Алиса в Стране чудес» универсальна. Ее с одинаковым интересом могут читать и мальчики, и девочки. Здесь нет ярко выраженной гендерной составляющей. Наконец, она настолько мистическая, что дополненная реальность соответствует духу сказки.

Украина — очень маленький рынок. Разработка тут далеко не всегда окупается. А ведь моя задача — делать блокбастеры. Я с самого начала делал ставку на глобальный продукт.

Сегодня людям все равно, откуда контент. Например, Angry Birds из городка под Хельсинки — и они завоевали мир. В условиях глобализации все равно кто сделал контент, главное, хороший он или плохой.

Сколько стоила разработка и был ли это ваш первый опыт с AR-технологиями?

Работа над первой историей обошлась в несколько десятков тысяч долларов. До того как сделать книгу, в феврале прошлого года, мы сделали конфеты с дополненной реальностью. Это была коробка конфет шоколадной фабрики «Любимов». Нужно было закачать приложение, потом навести на коробку и тогда на упаковке оживали ангелочки. Кроме того, внутри была оживающая открытка. На этом проекте мы, фактически, сформировали новую ситуацию потребления.

Книга с AR — тоже новый формат потребления?

Да, так же и с книгой. Это вовсе и не книга, а новая форма семейного досуга. Именно поэтому проект имел такой успех. Книга на рынке развлечений уже 500 лет — со времен Гутенберга и Ивана Федорова. Все это время она была понятным видом досуга. но сегодня ситуация изменилась. У современного ребенка нет шансов вырасти без кого-либо гаджета. Они с детства пользуются ими и для них это естественно. Часто родители за ними не успевают. Я уже не говорю о дедушках и бабушках. Они, во многом, потеряли у детей авторитет, потому что не пользуются гаджетами.

Не нужно заставлять детей любить саму книгу. Я говорю о том, что нужно прививать любовь к чтению — не к предмету, а к самому процессу.

Я, например, читаю на iPhone — но какая разница? Книга вторична по отношению к занятию. Идея заключалась в том, чтобы вернуть родителям авторитет, чтобы они смогли взять гаджет и интересно провести время с детьми — почитать, а потом «посмотреть» прочитанное.

Чехол с дополненной реальностью из линейки продукции «Алиса в Стране чудес»

Существует ли языковая проблема для украинского книгоиздания?

Нет. В Украине языковой вопрос для качественного продукта вообще не стоит. Многие родители впервые купили книгу на украинском языке! Нам писали, что впервые за 25 лет вообще взялись за книгу. Некоторые раньше не читали на украинском.

Насколько рынок был готов к дополненной реальности?

До того, как мы начали продавать в стране эту книгу, про дополненную реальность знали немногие. Гики, игроки в Pokemon Go, возможно 1% населения. Это была вовсе не семейная аудитория — люди, которые книги вообще не покупают. Было очень важно познакомить с этой технологической новинкой взрослую, консервативную аудиторию.

В первые две недели запуска проекта мы вышли с проектом на первое место по закачкам в украинском Apple Store и Google Play. Это значит, практически все покупатели скачали приложение.

Сегодня об итоговом тираже говорить, но он будет в разы выше типичных для украинского рынка.

Какое будущее у «Алисы»?

Сейчас я работаю над созданием целой вселенной Льюиса Кэрролла с дополненной реальностью. Скоро появятся мягкие игрушки, персонажи «Алисы в Стране чудес». Помимо них — настольная игра с карточками. Там нужно будет собрать поле, фишки — а разные карточки будут оживать и подсказывать игроку какие-то действия с помощью AR.

Мне кажется, это очень интересно — почитал книжку, а потом играешь, это совершенно другой эффект. Кроме того, я планирую сделать шоу с дополненной реальностью. Устроено все примерно так: приходишь на шоу — получаешь браслет, берешь смартфон — и оттуда Алиса и Кролик тебе что-то говорят. И конечно же, я планирую продолжение серии.

Насколько серьезным оказался дефицит?

Настолько, что на OLX образовался вторичный рынок. Причем там продавались не только книги, но и сами фишки АТБ, за которые можно было купить книгу по программе лояльности. Фактически фишки стали некими токенами, которые показывают уровень доверия к проекту. Люди готовы платить живые деньги за право получить продукт. Это своеобразное pre-ICO в офлайне.

Я считаю, что это круто — особенно учитывая, что в основе лежит книга. Все говорили, что ее не купят и она никому не интересна. Но я всегда был уверен, что это не так. В результате, на OLX люди спекулируют книгой на украинском языке. Мы с АТБ поломали очень много стереотипов.

Какая маржа были при продаже книги в рамках программы лояльности? По цене 99 грн.

В этой истории главное то, что мы создали целый прецедент. Сейчас редко бывает так, чтобы под Новый год в обществе говорили о книге. Общество сегодня не живет книгами. Кроме того, это пора, когда все бренды кричат о себе. И нам вместе с командой АТБ удалось прорваться с очень нетривиальным продуктом. Возможно мы создали прецедент, на основе которого украинские авторы и издательства тоже смогут создавать культурные события национального масштаба.

Тем более люди уже знают, что такое дополненная реальность. Те, кто купил первую — с высокой вероятностью захотят собрать коллекцию. Мы учли пожелания из соцсетей и учтем их при создание наших следующих продуктов. 

Будете выходить на международные рынки?

Нашей изначальной задачей была глобальная дистрибуция. Продукт «в оригинале» и так на английском языке, а сейчас мы готовим переводы на польский, испанский, немецкий… Всего 28 ведущих языков мира. Мы адаптируем книгу для локальных рынков — это единственное, что нам нужно, ведь приложение и продукт уже есть. Пока что идут переговоры — но по ходу заключения контрактов мы будем сообщать про выход на другие рынки.

В чем ключевая особенность «Алисы»?

Ценность этого продукта — выше чем цена. Очень важно давать это потребителю.

Перед тем как выходить на рынок, я проверял все на ФОКУС-группах. Показывал книгу, спрашивал: «Сколько это должно стоить?». Оценки варьировались от 250 до 500 грн.

Такова ценность книги в глазах потребителя. Когда мы смогли предоставить ее по 99 грн, она в 3-5 раз превышала реальную ценность. Все это стало возможным благодаря команде АТБ и их программе лояльности. Именно поэтому мы смогли выйти на доступную розничную цену и сделать продукт популярным.

Кто после Кэрролла?

Цель — создать библиотеку книг с дополненной реальностью. Следующий наш проект — «Щелкунчик». Это потенциально международный блокбастер, с отличной музыкой Чайковского. Одна из главных рождественских историй, которая идет во всех странах мира. Сейчас Евгения Гапчинская уже работает над иллюстрациями.

Это планы на 2019-й год. Механика останется та же: на обложке и страницах будут AR-инсталляции с прекрасной классической музыкой. Это будет настоящая книга-балет.

Оставить комментарий

Комментарии | 7

Поиск