Как мы проходили стажировку для IT-стартапов от Министерства торговли США

9187
2

Уже третий год подряд для Украины открыт отбор на программу деловых стажировок SABIT (Special American Business Internship Training Program) для IT-стартапов от Министерства торговли США. Вадим Синжерецкий, CEO и cооснователь BUKI, прошел на прошлогоднюю стажировку (апрель-май 2017) и делится полученным опытом и впечатлениями в статье. Новый набор на стажировку идет до 30 марта этого года. 

Подача документов, отбор, виза

Первое, с чего вам будет нужно будет начать после того, как вы решили, что эта стажировка интересна и потенциально полезна для вас и вашего стартапа — это заполнение довольно немаленькой аппликационной формы, на которую я потратил несколько дней по несколько часов времени (заполнять нужно на двух языках одновременно — английский и русский). Также к форме заявки нужно приложить рекомендательное письмо от непосредственного руководителя или бизнес-партнера, с которыми вы работали достаточно долго, и он сможет описать и подтвердить ваши достижения, личные и профессиональные качества.

В первую очередь программа ориентирована на (из требований к подаче заявки):

  • IT-компании и стартапы:
    • Количество сотрудников от 3-50 человек, работающие на рынке от 4-5 лет;
    • Обязательно наличие готового IT-продукта/сервиса (не демо), к которому уже есть интерес инвесторов или инвестиции уже привлечены; наличие клиентов и потребителей услуги/пользователей продукта;
    • Интерес к улучшению бизнес составляющей своей операционной деятельности и изучению инновационной экосистемы США;
  • Бизнес-инкубаторы и акселераторы;
  • Технопарки.

Сам процесс отбора проходит в два тура — оценка ваших ответов в аппликационной форме (плюс рекомендательное письмо) и собеседование с координатором программы. Всего в 2017 году было подано около 270 заявок и отобрано 18 кандидатов — Украина (8), Россия (4), Азербайджан (2), Таджикистан (2), Кыргызстан (1), Молдова (1).  О результатах нас уведомили где-то за месяц до отлета. За это время нужно было открыть визу, у кого ее еще не было (как, например, у меня). Процесс подачи документов на визу был тоже достаточно легкий, поскольку на собеседования мы шли с официальным письмом от Министерства торговли США. Все кандидаты, кто подавался на визу, ее получили.

Где-то за неделю мы получили билеты и примерное расписание основных активностей во всех запланированных городах стажировки (Вашингтон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Остин (штат Техас).

Рекомендую предварительно детально изучить расписание, а именно: что за компании, фонды, акселераторы будут представлены и как они могут быть полезны для вашей компании в данный момент времени. С самыми релевантными постарайтесь с контактировать через LinkedIn или их сайт еще до поездки, чтобы провести будущие встречи максимально предметными и продуктивными.

Команда

Наша стажировка началась с Вашингтона, куда мы прилетели ближе к вечеру. После заселения в отель еще оставалось время, поэтому мы не могли упустить момент — и пошли на ночную прогулку по сердцу мировой демократии, заодно ближе познакомиться со всей командой. А знакомиться было с кем: большинство — это основатели и руководители узнаваемых стартапов с большим профессиональным опытом. Привожу список украинской части команды:

  • Ксения Белкина (UA) – Cardiomo Care (CEO/Co-founder);
  • Олег Науменко (UA) – Hideez (CEO/Founder);
  • Андрей Карпюк (UA) – .IOSENS (CEO/Founder);
  • Владимир Непьюк (UA) – Datawiz Ukraine (CEO/Founder);
  • Владимир Заставный (UA) – Newoldstamp (CEO/Founder);
  • Алексей Виноградов (UA) – HeartIn (CEO/Founder);
  • Виталий Чернюк (UA) – Научный парк «Киевский национальный университет имени Т. Шевченко» (CEO).

Программа поездки

На следующий день, как и во многие другие, нас ждала запланированная программа семинаров, встреч, посещений компаний и государственных учреждений. Предварительно детальный инструктаж и выдача суточных в размере $350, которых более чем достаточно на все расходы, учитывая то, что практически все основные издержки оплачивает принимающая сторона (отели с питанием, рабочие перемещения, перелеты). И уровень организации был высоким: практически все всегда делалось вовремя и на «отлично»: начиная от получения билетов, программы, маршрутов и заканчивая нашей встречей в аэропорту личным автобусом, который сопровождал нас все время конференции. Сюда же можно добавить организацию нашего проживания (отели с удобным расположением, завтраки, ужины) посещение компаний, семинары с экспертами и даже экскурсии.

Если пройтись более конкретно по самой программе, то в Вашингтоне у нас было несколько семинаров про экосистему стартапов в регионе, мастер-класс по выступлению и презентации, встреча с локальными фондами и инкубатором 1776.

Если Вашингтон был таким себе местом знакомства и старта, то в Нью-Йорке все было уже на порядок интенсивней, хотя и начали мы со дня отдыха.  Эту интенсивность обязательно нужно учесть при планировании собственного графика —  какие-то свои деловые/личные встречи и активности планировать на вечер-ночь.  Обычно мы гуляли с 20:00-21:00 вечера и до поздней ночи. Сам график программы — каждый день, кроме воскресенья, примерно с 9:00 до 17:00 (детальное расписание по днях можно посмотреть в таблице выше).

Основные активности в Нью-Йорке:

  • семинар о юридических аспектах работы стартапов в США, инкорпорировании зарубежных стартапов в США от директора юридической фирмы, которая работает со стартапами;
  • семинар по аспектах венчурного инвестирования;
  • Технологический институт Стивенсона;
  • акселератор Grand Central Tech, акселератор iDealMachine;
  • Компания LinkedIn.

Через неделю мы были в Сан-Франциско и Долине. Здесь была заготовлена самая интенсивная программа. Основные активности в Калифорнии:

  • посещение NASDAQ Entrepreneurial center;
  • фонд посевных инвестиции TEC Ventures;
  • центр технологий Plug and Play;
  • несколько стартап-батлов;
  • семинар по построению команды;
  • посещение центра инноваций GSVlabs, лаборатория EdTech Innovation Lab при центре GSVlabs (более 50 успешных стартапов в сфере EdTech);
  • прогулка по Stanford University (суббота);
  • свободный день в Сан-Франциско (воскресенье).

Последним пунктом нашей стажировки, перед отлетом в Вашингтон и домой, стал Остин (штат Техас). 

Основные активности в Остине:

  • посещение инкубатора Capital Factory;
  • посещение STAR (The Science, Technology and Advanced Research) Park при Университете штата Техас;
  • экскурсия по компании Dell;
  • встреча с представителями бюро инноваций при городской администрации города Остин;
  • демо-день конкурса стартапов при Университете штата Техас;

В офисе компании Dell

Если подводить краткий итог, это была очень продуктивная стажировка и прекрасно проведенное время. Наверное, самое ценное – это уникальный нетворкинг. SABIT открыл двери к такому количеству компаний, акселераторов, государственных организаций и нишевых экспертов, которое сложно представить и которое можно нарабатывать годами. Для большинства этот нетворкинг сыграл очень важную роль в заключении новых контрактов, поднятии инвестиционных денег или попадании в акселератор.

Однозначно рекомендую попробовать податься на программу, особенно если у вас глобальный проект с прицелом на рынок США (новые возможности по выходу, потенциальные клиенты и партнеры) или уже хорошо сформированный локальный сервис, но вам нужен новый опыт и контакты для роста и масштабирования.

P.S. Если возникнут какие-то дополнительные вопросы – буду рад ответить или порекомендовать того участника программы, к которому он будет наиболее близок.

Автор: Вадим Синжерецкий, CEO и сооснователь BUKI

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск