«С 35 собеседования меня взяли на работу»: украинские айтишницы о карьере, развитии и гендерных стереотипах

14684

В Украине, как впрочем и во всем мире, сфера IT остается миром мужчин. По данным DOU, в стране женщин-айтишниц в разы меньше, и зарплаты у них заметно ниже. В чем причина? Действительно ли женщины менее способны к точным наукам или дело в том, что работодатели предпочитают видеть на технических позициях мужчин? Редактор AIN.UA поговорила с украинскими программистками и тестировщицами, чтобы узнать, как они пришли в эту профессию, сталкивались ли с дискриминацией и что сами думают о гендерной диспропорции в IT.

Наталья Теплухина, Frontend-разработчик в компании Scalac

Примерно в 1996 году отец собрал мне компьютер ZX Spectrum (хотя компьютер – это, пожалуй, громко сказано), и я пыталась писать первые в своей жизни программы на Бейсике. Потом был x286, x386… В 1998 году узнала, что такое интернет (как многие дети того времени – сидела в интернете у отца на работе), очень впечатлилась и решила, что хочу работать в отрасли, связанной с компьютерами и сетями. Решение это не изменилось, и через три года я поступила в Национальный авиационный университет на специальность «Компьютерные системы и сети» (тогда системное администрирование мне казалось интереснее программирования).

Сейчас я работаю на позиции Frontend developer в компании Scalac. Это польская компания с распределенными командами, большинство наших разработчиков живут в Польше, но есть люди из Италии, Португалии и Украины. Примерно 70% сотрудников работают удаленно. Разрабатываю одностраничные веб-приложения (в основном Angular 4 или React).

Что касается интересов: нравится фреймворк VueJS и вместе с тем мне близка идея diversity в IT. Поэтому на сегодняшний день я являюсь участником проекта VueVixens – это инициатива проведения бесплатных однодневных воркшопов по Vue для женщин. На самом деле, идея не нова – существуют аналогичные проекты для самых разных технологий (RailsGirls, DjangoGirls, ngGirls и так далее). Первый мини-воркшоп пройдет 27 марта на конференции VueConf US в Новом Орлеане.

Согласно последним результатам опроса программистов на StackOverflow, женщин среди разработчиков примерно 7%. Что касается конкретно украинской IT-сферы, мне кажется, это отчасти обусловлено нашими гендерными стереотипами.

В школе: «Ты в информатике разбираешься не хуже мальчиков!» — а должна хуже? Перед поступлением в вуз: «Ой, ну ты себе выбрала совсем не женскую специальность!». В самом вузе: «А девочкам мы добавим сразу по баллу за эту курсовую, им этот предмет дается сложнее».

Постепенно у женщины формируется стереотип, что технические специальности – это «не ее», что это какая-то специфически мужская сфера деятельности. Хотя на самом деле достаточно попробовать, чтобы понять, что способности к тому же программированию никак не коррелируют с половыми признаками.

В нашем коллективе 55 разработчиков, из них примерно 40 человек – Scala-девелоперы, остальные – frontend. Женщин четверо – одна программирует на Scala (это раритет, поверьте), трое работают с фронтэндом. Как можно заметить, в фронтэнд-части соотношение достаточно неплохое (20%), в Scala же все печальнее. Кроме того, есть четыре QA, из них одна девушка.

Что касается оплаты труда или приема на работу по гендерному признаку – здесь все достаточно радужно, ни разу не ощущала себя дискриминированной. А вот по поводу замечаний – еще с вуза помню прекрасные шуточки.

«Женщина-программист как морская свинка – ни к морю, ни к свиньям отношения не имеет».

Замечу, что чем больше женщин в команде, тем меньше подобных фоновых высказываний, женщина-разработчик становится чем-то вполне обычным. Кстати, особо трепета тоже не замечала. Лично мне приятнее, когда ко мне относятся так же, как к остальным участникам проекта, не выделяя по гендерному признаку.

Марина Гапонова, .NET разработчик в компании DAXX

Мой выбор IT начался скорее не с любви к компьютерам, а с увлечения точными науками. В школе мне нравились математика и физика. В году 2005 у меня появился первый мобильный телефон Siemens A57. Он был примитивным по нашим меркам, но игрушки с передвижением ящиков неимоверно увлекали и меня, и одноклассников. Помню, как соцсети, в которых первое время не было никого из знакомых, в один момент буквально включили всех. Именно тогда, пожалуй, и разгорелось любопытство, почему это так увлекает и как устроено. И раз это делают люди, может и  я смогу сделать что-то интересное.

В 2009 году я поступила на факультет «Компьютерных систем, энергетики и автоматизации» в НМетАУ. Программирование было, но хотелось большего — понимания актуальных технологий и их практического применения. Поэтому параллельно с учебой занималась в ШАГе, а еще поступила в IT-академию SoftServe по направлению: «Разработка на платформе .NET», оттуда же взяли на работу в компанию SoftServe. С тех пор (2014 год) непрерывно работаю в индустрии как .NET разработчик.

Сегодня я работаю в компании DAXX на проекте, связанном с обеспечением безопасности в аэропорту в режиме реального времени. Пишу backend-часть проекта. Команда небольшая (на backend’е нас двое). Проект начинали писать с нуля 2 года назад, что дало огромное преимущество в выборе технологий и возможности использовать новейшие из них. Сейчас у нас на проекте 4 человека, я — единственная девушка. В целом в офисе DAXX в Днепре одновременно работают 4-5 девушек из примерно 50 программистов.

Помимо основной работы читаю профильные статьи, слушаю подкасты, стараюсь быть на волне технологий — думаю, это must have хорошего программиста. На данный момент прохожу курс по Python’у на Udemy. Также практикуюсь в решении алгоритмических задач (на interviewbit.com , leetcode.com , hackerrank.com) — это развивает мозг. Участвовала в соревнованиях (hashcode.withgoogle.com, code.google.com/codejam, sites.google.com/site/codejamtoioforwomen) — отличный способ испытать себя как программиста.

Что мне нравится в IT и далеко не всегда встречается в других сферах — это ориентация на результат и справедливость в оценке вклада каждого участника. Такая себе меритократия в действии. Кто не готов работать — не продвинется дальше, а кто готов прикладывать усилия — имеет для этого возможности. Помимо заработных плат, компании предлагают курсы английского, настольный футбол/теннис, кофе/чай/печеньки, пицца-ивенты, корпоративы. Все это — как факторы, подчеркивающие, что труд востребован. 

Гендерная диспропорция в IT — мировая тенденция. И крупные компании прикладывают немало усилий, чтобы ее уменьшить. Но в целом и в школах на физмат-профилях, и в вузах на технических специальностях девушек обычно меньше.

Я слышала истории о дискриминации. И знаю, что есть жалобы о том, что девушек валят на собеседованиях. Из моего личного опыта: первое впечатление о маленькой миленькой девушке может быть несерьезным.

Но ответы, которые показывают глубину и знание темы, это вполне решают. Если человек — профессионал, для него не будет проблемой найти работу. 

В IT-сфере большинство позиций hr’ов занимают женщины. Немало тестировщиц — женщины. Находясь внутри сферы, они точно знают, что и программирование изучить возможно, просто их текущая деятельность, видимо, им ближе.

Многие девушки по своей природе больше настроены на общение, чем на изучение технических деталей. Это их выбор. Мы живем в то время, когда перед нами практически равные возможности. Каждый сам решает, кем стать.

Росина Барановская, QA Lead в компании Lanteria Hr

С компьютером я познакомилась как и все, лет в 10 (играли дома в игры, уроки информатики, ничего больше). Чуть позже, когда я уже училась в университете, родители купили ноутбук — к тому времени я была уверенным пользователем.

Училась в Харькове в ХНУ им. Каразина на Физическом факультете. После окончания университета знакомый предложил подработку — наполнение сайтов контентом. Там также было минимальное тестирование: посмотреть, чтобы все работало в разных браузерах, и т.п. Меня заинтересовала эта профессия, я начала читать и гуглить. Изучила азы, посмотрела требования к вакансиям, вопросы, которые часто задают на собеседованиях. И начала искать работу.

Я очень много ходила по собеседованиям. С 35-го собеседования меня взяли на работу.

На данный момент работаю на позиции QA Lead в компании Lanteria Hr. Преимущественно занимаюсь улучшениями процессов как тестирования, так и девелопмента в целом. Это пересмотр стратегий, составление тест-планов, внедрение метрик, анализ ошибок.  

Недавно я стала мамой (ребенку 5 месяцев), но благодаря тому, что это очень гибкая сфера, практически не выпадала из процесса. Работала две недели до родов из дома, а после родов — по 3-4 часа удаленно. Есть развитие, практика английского языка. IT-компании инвестируют в тебя, и на такую работу хочется ходить. Не говоря уже о бенефитах, типа теннисного стола, хорошего рабочего инструмента, курсов английского, оплаты сертификаций, крутых корпоративов и т.д.

В IT не смотрят, девушка ты или мужчина — только на твои профессиональные навыки. У меня 6 коллег-женщин, которые занимаются разработкой, из 19 человек. То есть 32%. Причем, это женщины, занимающие руководящие позиции. Вообще у нас в компании много женщин: QA, ENGINEer, PM.

Я бы не делила по гендерному признаку. В Украине в IT очень много вакансий, но даже за 5-10 лет больше хороших специалистов не стало, потому что это действительно нелегко. Нужно постоянно учиться, развиваться, находить информацию — очень большая часть людей боится этого.

С дискриминацией на текущей работе не сталкивалась — наши сотрудники хорошо относятся к девушкам, даже когда происходит набор специалистов, часто просят разбавить коллектив девушками. В начале карьеры было пару случаев, но я не могу сказать точно, не была ли это дедовщина: мне было 22, а моим коллегам — за 40.

Татьяна Клянчина, Frontend-разработчик в EVO

Мне еще со школы нравилась информатика, и в университете тоже были интересные задачи по этому предмету. Но в то время я еще не думала, что это будет связанно с моей будущей профессией. Так как мне всегда больше нравились точные науки, я решила стать инженером, а именно инженером-механиком, отучившись пять лет в Национальном университете пищевых технологий. Учиться было интересно, но свое будущее мне не удалось связать с профильным образованием.

Моей первой ступенью в карьере была должность ассистента директора в диджитал-компании. Я рассчитывала, что мне удастся расширить кругозор и определиться с дальнейшим вектором развития. В целом так и получилось.

Я решила, что стану дизайнером, и разумеется как большинство людей в моей ситуации пошла на курсы. Поняла, что это не совсем мое. Но именно на этих курсах я впервые увидела, как верстаются сайты: этим и увлеклась.

На работе узнали о моем хобби и стали давать пробные задачи. Через полгода я уже работала на проекте Tochka.net на должности верстальщика.

Сейчас я на должности Frontend dev в EVO (проект «Вчасно»). Пишу на JS: React, Redux. Помимо основных рабочих проектов иногда участвую в хакатонах, смотрю в сторону IoT (Internet of Things), слежу за новинками в мире разработки. В IT-компаниях мне больше всего импонирует отношение к людям, условия труда и то, что всегда нужно развиваться, не стоять на месте.

Что касается гендерного перекоса, думаю, это все стереотипы. С каждой конференцией по разработке замечаю, что участников девушек становится все больше, это не может не радовать. Конкретно в нашей маленькой команде — я одна девушка-разработчик. Учитывая, что нас всего трое на данный момент, выходит, что 33% девушек. Но это довольно сомнительная статистика.

Я с дискриминацией не сталкивалась. В нашей компании к девушкам-разработчикам относятся трепетно, возможно даже с большим вниманием.

Ирина Эйдлина, разработчик проектных решений в Sales`Up

С самого детства меня интересовали разнообразные головоломки, логические игры, а также мне очень нравилось разбирать периферийные устройства, чему дома не все были рады. В настоящее время я учусь на четвертом курсе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко на факультете радиофизики, электроники и компьютерных систем по специальности сетевой администратор. IT выбрала потому, что это разнообразная сфера деятельности, и я вижу здесь перспективы для себя.

Я работаю разработчиком проектных решений на платформе bpm`online в компании Sales`Up, которая в свою очередь является партнером Terrasoft. Интересуюсь Big Data, нейронными сетями, криптозащитой. Меня приняли на работу после третьего курса университета. Мой рабочий график позволяет мне совмещать обучение в университете с работой. В отношении себя никакой дискриминации не было и не ощущается.

По-моему, технические специальности, в частности, IT-разработка, предполагают наличие математического склада ума, усидчивости. Очевидно, не все могут этим заниматься.

В отделе разработки нашей компании я единственная девушка. У нас очень строгий отбор, требуется высокая техническая подготовка, регулярно проводятся тестирования и тренинги. 

Маргарита Дьяченко, QA Lead в ЕРАМ Ukraine

Я училась в Харьковском политехническом университете на инженерно-физическом факультете по специальности инженер-математик исследователь. С компьютерами мы работали с первого курса. В нашей семье три поколения инженеров, потому преемственность, в некоторой степени, повлияла и на мой выбор профессии. 

На последних курсах я параллельно с учебой работала секретарем в госструктуре, где за неполных 2 года достигла своего «потолка». А молодой, полный энергии выпускник вуза меньше всего хочет погрязнуть в рутине на ближайшие 30 лет. Потому и выбрала карьеру в «нескучной» сфере IT, которая дает возможность постоянно развиваться. 

Я — Lead–тестировщик, сотрудничаю с харьковским офисом компании ЕРАМ Ukraine. Помимо основных рабочих проектов принимаю участие в образовательных активностях в качестве тренера: читаю лекции по тестированию. Попутно совершенствую собственные знания, изучаю новые инструменты тестирования, читаю профильную литературу, посещаю тематические курсы, чтобы улучшить рабочие процессы.

За все 6 лет в сфере IT мне везло с коллективами, возможно, это тоже одна из особенностей отрасли. 

Думаю, все индивидуально, у каждой девушки-выпускницы профильного факультета может быть своя причина, по которой она не идет работать в сферу IT. Возможно, одна из причин в том, что девушки более активны, а парни – более усидчивы, что необходимо в нашей профессии.

По моему мнению, если человеку нравится сфера, он будет в ней развиваться, а если нет – выберет другой путь в жизни. Гендерная принадлежность в этом случае не играет определяющую роль.

Когда 4 года назад я начала сотрудничество с ЕPAM, я сразу попала на долгосрочный двухлетний проект, в нашей команде работало 15 парней и 1-2 девушки. Сейчас соотношение примерно 70/30, мы работаем в одном офисе, но над разными проектами. Подобное соотношение мне знакомо еще с университетской скамьи: парней, обучающихся техническим специальностям, было значительно больше, чем девушек. Думаю, подобная пропорция типична для всей отрасли. Хотя бывают и исключения: на моем предыдущем месте работы в отделе тестирования было много женщин. Мы даже иногда устраивали себе «девичники» — вместе ездили в спа на выходных, пока коллеги-парни мужской компанией смотрели футбол.

До того, как я сама стала лидом, моими руководителями и менеджерами, отвечающими за разные части проекта, были мужчины. Никто из них никогда не относился ко мне предвзято, не смотрел свысока. Наоборот, мне всячески помогали развиваться, подсказывали, чему уделить внимание, к чему есть способности. 

Проблемы, которые потенциально могут возникнуть, связаны не с гендерным вопросом, а с дискоммуникацией в рамках проекта. Но если она возникает и ситуация потенциально может перерасти в конфликтную, мы собираемся, обсуждаем, как устранить причины, предотвратить последствия и возникновения подобной ситуации в будущем.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск