прислать материал
AIN.UA » Гаджеты, Колонки, МненияСоздание устройства: от идеи до серийной модели

Создание устройства: от идеи до серийной модели

2441 0

Артемий Дробязко, управляющий партнер студии Qvarta, рассказывает, как систематизировать разработку устройств и организовать запуск производства.

 

Разработка концепции

Здесь вы решаете, беретесь за новый проект или нет. Если да, то приступаете к поиску  контактов полезных людей, проводите исследование рынка и осуществляете анализ существующих продуктов. Таким образом, детализируете свою идею и это здорово пригодится в дальнейшем. А еще, на этом этапе, нужно отказаться от задумок, в реализации которых не уверены.

Спросите себя:

  • Насколько уникальна моя идея?
  • Если не уникальна, то чем мой продукт отличается от других?
  • Будет ли продукт востребован на рынке?
  • Какие функции будут в моем продукте?
  • Какими ресурсами я обладаю, чтобы узнать ответы на эти вопросы?

Найти ответы поможет эта таблица:

Виденье устройства на основе предпочтений потребителя

Виденье устройства на основе предложений на рынке

Виденье

устройства на основе системы «Пальцем в небо»

Понимая запрос пользователя, вы предложите то, что никто до вас не предлагал.

Исследуйте аудиторию. Узнайте, почему она в восторге от одних продуктов и проходит мимо других. В этих вопросах можно довериться и экспертной оценке.

Вы узнаете, кто купит продукт и не сделаете сферического коня в вакууме.

Этот способ одинаково хорош на дальнюю и ближнюю перспективу.

А еще это дорого. Исследования ЦА — работа с выборкой из 50 и более человек.

Это задача для специальных агентств, которые высоко оценивают свои услуги.

Эксперты тоже делятся мнением не бесплатно.

Вывод: это точный, длительный и дорогой способ получить видение продукта, который подходит для крупных компаний.

Это исследование не ЦА, а уже существующих продуктов.

Вы узнаете востребованные функции конкурентных приборов, и, возможно, поймете почему они такие удачные.

Как минимум, это сделает ваше устройство не бесполезным и даст результат в краткосрочной перспективе на рынке.

Способ силен тем, что требует только кабинетное исследование. А провести его можно хоть в интернете у себя дома.

Это минимально необходимое исследование. Если не заказывать его у агентств, оно обойдется в неделю времени и пару литров кофе.

Вывод: Вы получите данные из открытых источников, качество которых зависит от вашего навыка искать в интернете.

«Я точно знаю, походу разберемся» и прочие сильные заявления, проверять которые, я, конечно, не буду.

Иногда под них подгоняются какие-то цифры и графики, но это просто подмена причины и следствия.

Кстати, на краудфандинговых площадках полно продуктов с таким обоснованием. Думаю, поэтому большинство стартапов заканчиваются неудачами.

Вывод: Безумие и отвага.

Иногда разные типы исследований совмещаются. Например, вы разрабатываете гироскутер и проводя кабинетное исследование, удачно находите в интернете систематизированное исследование агентства GFK как раз о гироскутерах. Но вероятность этого очень мала.

Получив ответы благодаря исследованиям, у вас сформируется видение продукта. Это подготовит почву для создания бренда и даст возможность составить техническое задание на разработку продукта. С видением, брендом и техническим заданием надо определится сразу. Это правила, которые нельзя менять посреди рабочего процесса, иначе получите потерю части ресурсов, или всех.

Делюсь опытом: команда Force Family разработала продукт — браслет-трекер Force Emotion, который следит за здоровьем и определяет нестабильные состояния пользователя. Целевая аудитория гаджета — люди 50+. Представляете, сколько на рынке трекеров, которые снимают показатели здоровья? Но фишка Force Emotion в том, что браслет не просто фиксирует давление и температуру, а отслеживает нестабильное состояние людей в возрасте. Подразумевается, что этот браслет должны покупать взрослые дети своим родителям в подарок. Именно это создает дополнительную полезность гаджета. На языке рынка, они нашли нишу которая не занята в условиях высококонкурентной среды.

2. Разработка функций

Важнейший этап в разработке нового устройства. Понимание необходимого набора функций дает возможность сформулировать техническое задание, которое вы даете в разработку дизайнеру, конструктору, электронщику. Для них прописываются различные ТЗ. Поэтому нужно понимать свой продукт целиком, а не только какую-то часть. Любая корректировка ТЗ на поздних этапах – это срыв дедлайнов, переработка проекта, стресс для вас и команды разработчиков.

А еще разработка набора функций — время небольших экспериментов! При том не обязательно затратных. Например, разрабатывая микросхему, добавлять к ней функции на этом этапе легче, чем на любом другом. Поэтому экспериментируйте смело.

Предложу два подхода к разработке функций. Я исходил из создания электронного или электронно-механического устройства:

Разработка на основе существующих модулей

Разработка устройства с нуля

Электронные и механические модули — датчики, двигатели, процессоры, свободно заказываются на Aliexpress.

ПО для управления этими компонентами доступно. Под модули Arduino есть пара сайтов-агрегаторов с бесплатным и эффективным ПО.

Дальше собираете хард и софт вместе и заставляете работать.

Итог: Самый дешевый и быстрый способ реализовать функции устройства. Готовые модули можно использовать или в быстром прототипировании, или собрать из них готовый продукт.

С этим подходом, вы иногда будете сталкиваться с «изобретением велосипеда» и еще потратите немало ресурсов. Но способ вовсе не бесполезен.

Проектировать электродвигатель с нуля затратно, проще купить готовый. Но если вложитесь в разработку с нуля, то двигатель может получится намного функциональнее и экономичнее тех, что представлены на рынке.

Итог: Так создаются именно те модули, которые вам подходят. Разработка с нуля чаще встречается в устройствах со сложным дизайном и миниатюрными размерами.

Еще о разработке с нуля: смартфон совмещает функции флешки, камеры, мультимедиа. В теории, этот же набор функций можно собирать и на основе готовых модулей, но вряд ли конечное устройство получится таким же компактным и эргономичным, как iPhone.

Результат этого этапа — альфа-версия (выставочный стенд) устройства, на котором проверяются все его функции. При создании выставочного стенда важно сохранить доступ ко всем ключевым и второстепенным узлам. Но это не обязательно должно выглядеть, как полуразобранная машина. Разрабатывая конструкцию рации Seavoice, мы спроектировали простой прозрачный корпус-чехол, в котором презентовать начинку-альфа-версию намного удобнее:

3. Разработка дизайна

Функции устройства определяются электроникой и механикой, от их габаритов зависит и конечный дизайн. Чтобы совместить функции и дизайн в дружелюбной форме, сделайте, минимум, четыре концепта внешнего вида устройства.

В каждом концепте предложите разные решения, выберите лучшие и совместимые между собой. Поскольку вы делаете вещь не для себя, помните о вкусах предпочтениях целевой аудитории. Ваше устройство должно быть не только крутым, но и выглядеть круто.

Разработка дизайна это:
  • Изучение предпочтений целевой аудитории в дизайне. Это частный пример того, что описано в первой таблице. Находясь в одной реальности с ЦА, вы напишите подробное ТЗ. В итоге вы и аудитория получите именно то, что хотите.
  • Изучение устройств конкурентов и сбор референсов из похожих тематик. Это делается для исключения повторений, которые иногда случаются.
  • Создание эскизов. На данном этапе дизайнер рисует от руки 15-20 вариантов внешнего вида устройства. Из них выбираются лучшие.
  • Построение простых 3D-моделей корпуса устройства на основе эскизов и их визуализация.
  • Выбор основной дизайн-концепции для разработки конструкции прибора.

Важно: При создании концептов, нужно примерно понимать технологию производства корпуса устройства. Так вы избежите ситуации «корпус с таким дизайном изготовить не получится».

Совмещение материалов и технологии производства — главное отличие промдизайна от любого другого дизайна. Промдизайнер понимает функциональные и технологические ограничения. Кроме эстетики, на этом этапе промдизайнер закладывает в дизайн технологичность производства, эргономику, простоту сборки и обслуживания конечного продукта.

4. Брендинг и позиционирование

Часть продукта, с которой покупатель сталкивается до того, как начнет разбираться с функциями. Именно брендинг делает продукт «статусным», «бюджетным» или «лакшери». Такие маркеры позволяют продукту найти свое место на рынке, а покупателю — найти свой продукт.

Минимальный набор элементов брендинга для разработки устройства:

  • нейминг;
  • позиционирование и коммуникации с потребителем;
  • фирменный стиль — логотип, фирменный цвет, шрифт;
  • носители — визитки, бланки, буклеты;
  • упаковка  — дизайн и конструкция;
  • фирменный сайт.

Бренд разрабатывается параллельно с дизайном продукта, а скорость разработки зависит от скрупулезности, которое вы уделили первому этапу. Мое мнение — для продуктовых проектов брендинг вторичен относительно самого продукта. Но некоторые проекты напротив, развивались отталкиваясь от бренда.

Как пример, компания NeXT. Если вынести за скобки, что на базе операционной системы, которую разработали в NeXT, построена iOS и многое другое, то компания имела очень ограниченный коммерческий успех по соотношению цена-качество у их продуктов. Но при это любая презентация новой разработки NeXT сопровождалась таким шумом, что это событие просто невозможно пропустить.

5. Разработка конструкции

Самый ответственный этап, в котором реализуются все задумки из прошлых этапов. При разработке конструкции устройства совмещается дизайн, функции и технологии производства.

Поэтому разработка конструкции — еще и хорошая проверка профессиональности команды, которая работала над проектом.

Если на этом этапе начались проблемы, значит на предыдущих кто-то «слажал».

Если все идет гладко, конструктор готовит проектную и рабочую документацию. По проектной — изготавливаться прототип, по рабочей —  запускается серийное производство. Хотя на текущем этапе все задуманное должно быть воплощенным, дизайн иногда незначительно меняется из-за вещей, которых было сложно предусмотреть.

6. Прототипирование

Без него никуда. Это возможность подержать в руках прибор до запуска серийного производства, определить недостатки конструкции и исправить их до инвестирования в оснастку для крупной серии.

О прототипах:
  • Изготовление прототипа отличается от серийного производства технологией.
  • Конструкция прототипа и серийного изделия тоже может отличаться.
  • Для изготовления прототипа нужна отдельная проектная документация.
  • Изготовить прототип намного дороже, чем серийное изделие.

Срок изготовления зависит от технологии производства и сложности конструкции корпуса — обычно от пары недель до пары месяцев.

Печально, но узнать стоимость производства прототипа – не получится, пока не будет разработана конструкция прибора.

В итоге вы получите прототип — бета-версию устройства, наиболее близкую к «витринному виду». Он нужен для тестирования и выявления недостатков. По результатам теста, вы поймете. что улучшать в серийной версии.

7. Проверка востребованности продукта

Волнующий этап разработки. Иногда выясняется, что приложенных усилий было недостаточно и продукт оказался не востребованным. Но через это проходят все разработчики. К счастью, реакцию рынка на ваше изобретение можно узнать до запуска серийного производства (с относительно небольшими затратами).

Я говорю о краудфандинге и конкурсах стартапов. Здесь все просто — показываете идею на нескольких площадках, получаете положительные отзывы — двигаетесь дальше. Или возвращаетесь в начало пути и переделываете так, чтобы отзывы стали положительными.

Перед стартапом: как только продукт выносится за пределы круга разработчиков, ему нужен брендинг. Без него вы не проверите востребованность на рынке после изготовления бета-версии. Потому что на площадках, где ваша идея проверяется, очень важна ее подача. Инфографика, видеоролики или сайт усилят ваш продукт и повысят шансы на успешную кампанию.

Собрав запланированную сумму на Kickstarter, не останавливайтесь. Подумайте о дальнейшем развитии проекта и продолжайте искать инвестиции. Чем больше денег получится собрать на этом этапе, тем быстрее вы сможете перейти к продажам.

8. Предпроизводственная подготовка

Окончательной доработка продукта. Если нужно — исправляется набор функций устройства и оптимизируется аппаратно-программная часть. Конструкция и функции прибора перерабатываются под конкретные производства. Только потом в работу отдается конструкторская документация. По времени это едва ли быстрее, чем разработка конструкции. После запуска изготовления оснастки для производства вашего шедевра, окончательно разберитесь со сборкой, упаковкой продукта и с логистикой.

9. Запуск серийного производства

Если вы не открыли собственный завод, а решили работать с подрядчиками, то производство разделяется на три этапа:

  1. Изготовление оснастки для производства изделия.
  2. Производство аппаратно-программной части и корпуса устройства.
  3. Сборка и упаковка изделия.

В идеале, эти процессы проходят в рамках одного предприятия. Но так получается не всегда. В таком случае важно, чтобы предприятия, которые предоставляют для вас эти услуги, находились рядом.

Самый затратный этап по времени — изготовление оснастки. Остальные этапы производства связаны с объемом первой партии, сложностью сборки и упаковки. Но при наличии заказов эти заботы уже можно считать приятными хлопотами.

Оснастка — этo технические средства, изготовленные под производство конкретного продукта. Например, пресс-формы — это оснастка для производства пластика. Скорость изготовления оснастки не зависит от  объема первой партии. Пресс-форма будет делаться одинаковое количество времени как для 10 тыс. изделий так и для 1 млн. изделий. Срок изготовления оснастки занимает от пары месяцев до полугода.

Это самый дорогой этап в разработке нового продукта, но если вы успешно проверили его востребованность, то это оправданные, запланированные траты.

Вывод

Запуск нового продукта занимает от года до нескольких лет. На первых порах вкладываются свои деньги. Риск — идея не выстрелит, а вы потеряете и деньги и время. Разработка нового продукта за год-два удается только крупным компаниям с соответствующими бюджетами. Поэтому, если вы услышали от очередного галерного болтуна, что все это быстро и просто — не верьте. Серьезно — нацельтесь на результат, но приготовьтесь, что некоторые проблемы будут решаться не быстро.

Автор: Артемий Дробязко, управляющий партнер студии Qvarta

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

Загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: