прислать материал
AIN.UA » Бизнес, ГеймдевМаксим Беднарский, Windigo Gaming: «Киберспорт способен создать новый культурный слой в Украине»

Максим Беднарский, Windigo Gaming: «Киберспорт способен создать новый культурный слой в Украине»

1413 1

О перспективах развития киберспорта в Украине и новых проектах в 2018 году рассказывает Максим Беднарский, управляющий партнер группы проектов, в которую входит киберспортивная организация Windigo Gaming, арена для проведения турниров Windigo Arena и киберспортивная федерация Украины UESF.

Максим Беднарский

Максим, с чего началась ваша история инвестиций в украинский киберспорт?

Все начиналось как хобби достаточно давно. В 2004-2006 гг я впервые заинтересовался темой киберспорта, играл в полупрофессиональных командах по Counter-Strike в Киеве. Но поскольку в то время даже на мировом уровне не было достаточного количества серьезных организаций и перспектив, не говоря уже об Украине, мысли о профессиональном развитии в этой области пришлось оставить. Cпустя 7 лет, когда вышел новый Counter-Strike, появились первые турниры мирового масштаба с призовыми сначала в сотни тысяч, а потом и миллионы долларов, я понял, что эта сфера будет привлекательной как для инвесторов, так и для компаний, которые будут искать рекламу среди заинтересованной играми аудитории. И решил, что можно вернуться в киберспорт.

На тот момент, это был конец 2013 – 2014 год, я общался с игроками одной из сильнейших команд СНГ — Astana Dragons по Counter-Strike. На определенном этапе инвесторы того проекта не смогли до конца выполнить свои обязательства перед игроками, в следствие чего была создана новая организация — HellRaisers. Мне доверили должность операционного директора этой организации в силу моего управленческого опыта в других сферах бизнеса до этого. На протяжении последующих 2,5 лет я работал там сначала на позиции операционного директора, а затем CEO.

Как была создана организация Windigo Gaming?

После продажи своей доли в HellRaisers в течение нескольких месяцев я вел переговоры с инвесторами из разных стран по поводу создания новой организации, чтобы начать с чистого листа. В процессе поиска инвесторов познакомился с нынешними своими партнерами – Артуром Ермолаевым и Владиславом Бартошко, которые были заинтересованы в том, чтобы инвестировать в украинский киберспорт. Нас объединяют схожие взгляды, мы не гонимся за сиюминутной прибылью от данного направления и готовы планомерно осуществлять свою стратегию. Можно сказать, что это хобби, переросшее в проекты, которые на сегодняшний день измеряются миллионами долларов.

Обсуждая возможности для старта с партнерами, мы сошлись на том, что необходимо диверсифицировать риски при выходе на неизвестный для них, но хорошо понятный мне рынок. Я не скрывал, что инвестиции в киберспорт в целом очень рисковая затея. К тому же в Украине, с ее нынешней политической и экономической ситуацией, реализовать достаточно крупный международный проект сложно. Но они решили, что это дело нашей жизни, и киберспорт — больше, чем просто бизнес, который приносит пассивно какие-либо доходы. Так было решено создать группу проектов, которые бы были между собой взаимосвязаны. Первый из них, который на сегодня уже функционирует в полном объеме, это киберспортивная организация Windigo Gaming.

Откуда взялось название Windigo?

У нас оставалось всего несколько дней до анонса, поскольку были уже подписаны контракты с игроками из Болгарии, и они ехали на турнир в Бухаресте, который одновременно является отборочным этапом на чемпионат мира по Counter-Strike. Поэтому мы оперативно рассматривали множество вариантов, в том числе патриотические темы, связанные с Украиной. Но поскольку организация планировалась международной, с возможностью привлечения игроков из-за рубежа, поиск ушел в сторону мифов и легенд, и мы стали подбирать персонажа, который смог бы стать талисманом нашей команды. Учитывая особенности аудитории, хотелось придумать что-то мистическое.

В ходе обсуждения я предложил Windigo – духа из североамериканской мифологии, который у индейцев считался высшим существом. В одном из переводных материалов по нему встретилось «сова». Так и родилась идея нашего логотипа. Он был также разработан быстро благодаря хорошему дизайнеру и корректно сформулированному ТЗ. Мы хотели, чтобы он был похожим на талисман команды из NHL или NBA. В итоге логотип, который напоминает дух совы, пришелся нам по вкусу и успешно используется по сей день.

Как реализована диверсификация бизнеса в Windigo?

Мы долго обсуждали бизнес-модель организации и возможные источники дохода помимо рекламы. В итоге вторым проектом стала Windigo Arena, большой компьютерный клуб на 200 мест. В будни он будет работать круглосуточно в обычном режиме, а на выходные там будут проводиться турниры по различным видам киберспортивных игр. Арена будет создана в Днепре на базе ТРЦ Мост-Сити Центр. Открытие запланировано на конец лета 2018 года. Если наша бизнес-модель будет работать так, как мы запланировали, дальнейшей целью станет открытие подобных арен во всех городах-миллионниках Украины и дальнейшее продвижение за рубеж.

Монетизации этого проекта и развитию киберспорта в Украине в целом будет способствовать Федерация киберспорта Украины UESF, которую мы официально зарегистрировали и в которой являемся членами правления. В федерацию привлекаем профессиональных украинских игроков из наиболее популярных дисциплин: Counter-Strike, Dota 2. Целями федерации будут:

  • создание полноценной инфраструктуры для проведения культурно-массовых мероприятий связанных с киберспортом;
  • пропаганда ЗОЖ для людей, которым интересен киберспорт;
  • обучение и помощь аматорам и полупрофессиональным игрокам на их пути к выходу на профессиональный уровень;
  • создание региональных и всеукраинских лиг и турниров на постоянной основе, создание киберспортивной школы для будущих профессиональных игроков, стримеров, комментаторов, аналитиков.

Мы собираемся проводить чемпионаты в интернете между игроками из Украины, а финальные части, так называемые LAN-турниры, будут проходить в Windigo Arena, привлекая нашу целевую аудиторию к ней. Федерация уже открыта к сотрудничеству и участию, мы находимся в переговорах с рядом партнеров, заинтересованных в нашей целевой аудитории.

Почему для арены был выбран именно этот ТРЦ?

Помимо того, что это один из крупнейших ТРЦ Днепра с рекордной проходимостью в около 45 000 человек в день, был ряд критериев, без которых арена не сможет успешно функционировать. Ключевой – это наличие узла связи с несколькими провайдерами интернета и минимальными потерями по пингу при игре на немецких, шведских, французских серверах. Это самые популярные серверы для игры в CS, Dota и другие популярные дисциплины, поэтому наши пользователи будут очень довольны, потому что такую скорость интернета даже в Киеве могут обеспечить далеко не все клубы.

Расскажите подробнее об организации Windigo Gaming.

Прежде всего, это два игровых состава. Основной собран из болгарских игроков, на данный момент они на 25 месте в мировом рейтинге. Второй состав, который мы анонсировали на днях, из украинских молодых парней, получил название Windigo Academy Team. Это команда на перспективу. Мы заинтересованы в том, чтобы развивать украинский киберспорт, поэтому давно хотели собрать местных ребят, которые хотят добиться высоких результатов и готовы работать ежедневно над улучшением уровня своей игры. И, соответственно, даем им эту возможность.

У организации Windigo Gaming есть собственный игровой дом, в котором на постоянной основе живут и тренируются команды. Их задачи и цели заточены на то, чтобы выходить на определенный уровень на международной сцене по Counter-Strike. Например, у них есть собственный повар и человек, который занимается уборкой. Соответственно, ребят ничего не отвлекает от тренировок. Помимо предусмотренных контрактом зарплат мы даем им возможность жить и тренироваться в полностью оборудованном для них доме с техникой, которая стоит на мировых чемпионатах на сцене, работать с тренерами, аналитиками, менеджерами, медийщиками, которые создают контент, SMM-специалистами и т.д. Мы серьезно подошли к вопросу и решили не жалеть инвестиций на то, чтобы создать киберспортивную организацию мирового уровня в Украине.

Болгарская команда была выбрана для старта Windigo, поскольку было очевидно, что при должных усилиях и построении правильного тренировочного процесса ребята смогут выйти на уровень, который будет интересовать нас, наших титульных спонсоров, партнеров. И этот подход себя оправдал. За 2-3 месяца с 74 места мирового рейтинга они поднялись до 30 и дальше работают над своей игрой, чтобы повышать результаты. Спустя полгода мы поняли, что также хотим видеть украинцев в нашем составе, поэтому собрали Academy и начинаем с ними активно работать и тренироваться.

Как ваши проекты будут способствовать развитию киберспорта в Украине?

Возвращаясь к Windigo Arena — помимо возможности арендовать компьютер, мы хотим добавить социальные компоненты, которые помогут молодым киберспортсменам и просто геймерам ближе знакомиться с киберспортом. Будем привлекать к обучающему и тренировочному процессу как профессиональных игроков, так и других людей, которые связаны с командами – тренеров, бывших игроков, аналитиков, менеджеров. В будущем планируем создать классы по развитию киберспортсменов, будем приглашать опытных ребят, которые в какой-то киберспортивной дисциплине добились определенных успехов, чтобы они делились своим игровым и жизненным опытом с молодежью абсолютно бесплатно на базе нашей арены.

Мы делаем особый акцент на том, что у украинцев должна быть возможность играть на таких же компьютерах и использовать такую же технику, которой пользуются европейцы, американцы и игроки в других, экономически более развитых странах. Украина всегда была богата на таланты и насыщена людьми, которым интересен киберспорт. Но возможности развиваться у многих ребят попросту нет – без подходящих компьютеров, интернета, периферии, без поддержки от состоятельных родителей.

Как энтузиасты киберспорта мы понимаем, что если бы подобные возможности предоставлялись в прошлом, то на сегодняшний день в Украине эта сфера была бы развита как минимум до европейского уровня. Сделав вклад в развитие киберспорта в Украине сегодня, мы уже скоро сможем увидеть новые имена на мировой сцене. И это нас вдохновляет еще больше.

Насколько сейчас киберспорт востребован в мировом масштабе?

Учитывая, что это направление показывает из года в год минимум двукратный рост, киберспорт становится очень привлекательным для ведущих мировых брендов. Туда уже заходят такие компании как Visa, Audi, McDonald’s, Dr.Pepper, Jack&Jones, Yota и другие. Они организовывают турниры, спонсируют и покупают команды, проводят промо-акции. И чем дальше, тем больше эта сфера привлекает возможных партнеров. Если сейчас порог входа исчисляется миллионами долларов, то через несколько лет это будут десятки млн. Например, в таких дисциплинах как League of Legends или Overwatch просто участие в мировой лиге стоит, в первом случае на следующий сезон – $13 млн, а в Overwatch просто слот на участие вашей команды в мировой лиге стоит 20 млн долл.

Киберспортивные организации уже вышли на уровень, когда их бюджеты исчисляются десятками, а то и сотнями млн долл. И на западе, например в США, уже сильно развито инвестирование со стороны спортивных организаций, таких как бейсбольные, хоккейные, футболые клубы. Они покупают доли, сами создают новые киберспортивные организации, вливают в это огромное количество денег. Та же картина в Европе, в Азии, в том же Китае. Весь мир сейчас стоит на пороге большого прорыва, поскольку к 2024 году возможно включение киберспорта в программу Олимпийских игр. Если это произойдет, на киберспортивный рынок хлынет огромная масса людей. Многие захотят участвовать, делать бизнес на этом рынке.

Какие активности будет организовывать федерация UESF?

В апреле мы проводим первый Открытый Кубок Днепра среди школьников, студентов и просто аматоров по двум дисциплинам – Counter-Strike и Dota 2. Ставится задача понять, насколько этой аудитории интересен киберспорт. До открытия арены турниры будут проводиться в онлайне, в этом нам поможет платформа Faceit. На открытии Windigo Arena планируем провести шоу-матч с участием команды по CS Windigo и других профессиональных игроков. Кубки будут проводиться ежемесячно до осени, в это время мы будем параллельно заниматься открытием представительств UESF в 14 регионах нашей страны, чтобы юридически получить статус всеукраинской федерации. После чего мы хотим анонсировать первую Всеукраинскую киберспортивную лигу, в которой смогут участвовать молодые люди со всей Украины.

При наличии заинтересованной аудитории, предложив призовой фонд на уровне локальных турниров Европы и США ($5000 — $25 000), мы можем значительно повысить уровень киберспортсменов в стране. Здоровая конкуренция приведет к росту украинских игроков, они смогут объединяться в новые более сильные команды и в будущем давать бой более сильным коллективам из-за рубежа.

Кого вы хотите привлечь в качестве партнеров, спонсоров?

В первую очередь компании, которые считают, что их аудитория смежна с киберспортом. Мы рассматриваем партнерство как с компаниями-производителями комплектующих, периферии, так и с любыми компаниями, которым интересна киберспортивная аудитория – это могут быть как операторы мобильной связи, так и автопроизводители. Традиционно активны в этой области IT-компании, так как в них много выходцев из мира киберспорта.

С одной стороны, сотрудничество с нами направлено на воспитание лояльности к бренду в долгосрочной перспективе. С другой – аудитория, которая растет вместе с киберспортом, за последнее время значительно повысила свою платежеспособность. Средний возраст людей, которые увлекаются геймингом в мире уже вырос до 35 лет. Вместе с аудиторией растут и средние чеки, которые интересуют наших партнеров.

Есть ли поддержка от властей на уровне города, страны?

Мы активно общаемся как с представителями Министерства образования и науки в Днепропетровской области, так и с городскими властями, по поводу распространения среди учащихся информации о будущих мероприятиях при поддержке федерации UESF. Они идут навстречу, прекрасно понимая, что за киберспортом будущее. Пока основной сдерживающий фактор – отсутствие нормативной базы. Но мы уже видим хорошие примеры в других странах. Полагаю, что наши власти, как всеукраинские, так и городские будут заинтересованы в этом движении, потому что киберспорт в будущем будет нести те же принципы, что и обычный спорт – пропаганда ЗОЖ и других полезных направлений, тренировочный процесс, любовь к своему флагу, своей стране, участие в национальной команде, чемпионате, представление страны на олимпиаде, международных турнирах, воспитание патриотического настроения среди молодежи и т. д. В интересах представителей власти способствовать развитию как федерации, так и киберспорта в Украине как любого другого вида спорта.

Сможет ли Windigo Arena также играть роль культурного центра, места встреч для энтузиастов?

Думаю, может. Все зависит от комьюнити, которое будет населять арену, участников кубков, лиг нашей федерации. Наш опыт говорит, что социализация в киберспорте выше, чем принято считать. Киберспортсмен – вовсе не тот, кто играет дома много часов напролет. Киберспортивные дисциплины обычно подразумевают групповое и командное взаимодействие, общение со своими сверстниками, знакомство с ребятами из других городов, областей, здоровое времяпрепровождение. Считаю, что киберспорт способен создать новый культурный слой в Украине. Ведь помимо игроков существует множество смежных типов занятости, возможностей создания как прибыльных, так и не прибыльных организаций. Культурная составляющая возникнет после того как в Украине примут тот факт, что киберспорт – это спорт, а не просто «кучка людей, которая прожигает свою жизнь». Когда информационно люди дойдут до того, что киберспорт — это очень перспективная и очень хорошая отрасль, культурный аспект вырастет сам по себе. И мы, как Федерация киберспорта Украины, будем этому только способствовать.

Какие ключевые точки вы определили для себя при реализации проектов?

В планах киберспортивной организации – в первую очередь достижение спортивных высот. Если сразу была поставлена цель войти в топ-30 мира по Counter-Strike, то наш следующий рубеж – уже топ-20. За успехами в спортивном компоненте следует бизнес-составляющая — подписание спонсоров, партнеров, получение доходов от участия в международных турнирах на новом уровне. Также мы бы хотели открыть несколько подразделений по другим дисциплинам, возможно Dota2 или другим командным играм. Хотелось бы больше работать с украинской молодежью. К сожалению, игроков без контрактных обязательств в Украине немного, поэтому будем выращивать их с помощью нашей академии.

Что касается арены, есть бизнес-модель, которая предусматривает возврат инвестиций. Одним из первых этапов ее реализации станет проведение нескольких мероприятий на территории нашей арены, чтобы понять, насколько в правильном русле мы движемся, и нужно ли выделять дополнительные средства, искать партнеров в этом направлении или же просто функционировать как стационарный компьютерный клуб. Первые результаты дадут понимание того, куда стратегически двигаться в будущем. В планах открыть арены во всех городах-миллиониках Украины, а затем выходить на международный уровень.

По поводу федерации UESF, ближайший этап, который нас интересует – стать всеукраинской киберспортивной федерацией. После этого мы сможем проводить официальный чемпионат Украины. В планах на будущее – с нашей лигой и чемпионатом выходить на украинское телевидение.

Telegram-канал Windigo

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

Загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

1 комментарий

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Taras Malanchuk

Максим, не культурный, а социально-экономический слой. Культура совсем про другое. Киберспорт авангард субкультуры геймеров, там нет и не было культурного фундамента, так как игровая индустрия занимает и развлекает, а не образовывает людей. Любая субкультура - явление вторичное, к слову. Вот когда соревновательные видео игры смогут развивать и образовывать, вот тогда сможете что-то начинать говорить про культуру, а сегодня нет ни одного проекта в киберспорте способного на такие изменения. Киберспортивные дисциплины развивают способности человека, которые могут пригодиться ему только в этих играх, хотя в самой концепции заложено больше, просто нет идеологов, способных потенциал возможностей киберспорта организовать так, что бы он действительно развивал и образовывал людей. Заголовок неуклюжий вышел, а в целом, все понятно, желаю успехов.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: