Илон Маск — плохой СЕО. И это хорошо

9395
2

Илон Маск регулярно балует нас анонсами и новостями. Иногда веселыми, иногда странными. А иногда очень строгими. Он увольняет людей без церемоний, реструктуризирует компании одним махом, отказывается от субподрядчиков целыми десятками. Сотрудники признают, что работать в Tesla - тот еще челлендж. А тем временем в СМИ регулярно появляются сообщения о том, что компания балансирует на грани банкротства, сжигая деньги в неимоверных количествах. Все это иногда заставляет думать, что возможно Маск - просто плохой СЕО?

Редактор Inc. Джоффри Джеймс поразмыслил об этом в своей колонке. AIN.UA публикует ее перевод.

Вокруг Илона Маска и Tesla в деловой прессе сформировался некий странный информационный ореол. Его можно обрисовать на примере трех инфоповодов:

  • Tesla терпит крушение, потому что производство Model 3 откладывается.
  • Model 3 не станет прибыльной при поставках в полном объеме.
  • Проблема в Маске — он визионер, а не управленец.

Похоже, журналистов и аналитиков смущает то, как беспорядочно и поспешно Илон Маск меняет Tesla, чтобы сделать Model 3 прибыльной. Рассмотрим: в течение двух недель Маск объявил о больших изменениях, тут же уволил сотни — может, тысячи — субподрядчиков, заявил, что перетрясет менеджмент, после чего выставил двух очень заметных топов.

По мнению большинства, матерый опытный СЕО никогда бы не сделал столько важных и решающих изменений в столь сжатые сроки. Великие СЕО выкатывают долгосрочные планы, постепенно их выполняя и потихоньку замеряя результаты. А поскольку Маск не следует традиционным правила игры, по мнению обывателя, он непрактичный визионер, которого стоило бы заменить закаленным менеджером. Если коротко, Маск — плохой СЕО.

Это на 100% правда и на 100% здорово, потому что у «матерых» СЕО начинается ужасная история, когда речь заходит о внесении изменений в крупные компании. Вот как закаленные менеджеры управляли корпорациями в течение последних 50 лет:

  • СЕО, совет директоров и исполнительный совет обсуждают между собой, что нужно сделать, чтобы компания стала более эффективной.
  • Происходит политическая потасовка, поскольку каждый управленец пытается отстоять свой участок или отхватить кусок от чужого.
  • До сотрудников неизбежно доходит дым этих баталий в виде сплетен и слухов, отвлекающих людей от работы.
  • Топ-менеджмент отнекивается от слухов изо всех сил, тем самым подтверждая любому, у кого есть хотя бы толика здравого смысла, что слухи правдивы.
  • Самые талантливые сотрудники тут же актуализируют свои резюме и находят новые работы.
  • Топ-менеджмент наконец оглашает реструктуризацию/реорганизацию/сокращения, таким образом демонстрируя, что все это время сотрудников обманывали, что слухи — всего лишь слухи.
  • Менеджмент среднего звена проводит такое же обсуждение, как было на высшем уровне, чтобы решить, кто уйдет, а  кто останется.
  • Ущерб, уже нанесенный сплетнями, обманом руководства и уходом лучших людей, негативно отражается на боевом духе оставшейся команды, и работа останавливается.
  • СЕО объявляет о бонусах и поощрениях ключевым сотрудникам (читай топ-менеджерам), чтобы удержать их. Мораль команды продолжает падать.
  • Одновременно СЕО предлагает щедрую компенсацию тем, кто уволится по собственному желанию, и оставшиеся лучшие сотрудники в тот же миг кладут на стол свои заявления.
  • У компании уходят месяцы, если не годы, чтобы пройти через серию увольнений и реструктуризаций.
  • Деморализованную, обескровленную и обанкротившуюся компанию пожирают частные акционерные стервятники.

Занавес.

Я наблюдал такие игры в фиаско десятки раз, и убедился, что СЕО больших компаний — самые переоцененные люди на планете Земля. СЕО больших компаний, а также журналисты и аналитики, которые их обозревают, довольно тупы. Потому что корни этих слишком типичных провалов заключаются в их вере, что возможно и даже желательно менять большие компании постепенно.

На самом деле постепенные изменения устарели, потому что большинство корпоративных перемен — как операция. Чем дольше пациент на столе, тем больше вероятность, что он умрет.

А это именно то, что Маск не делает.

Как инноватор, Маск стартует со сложного дорогостоящего прототипа и использует опыт от этого процесса, чтобы как можно быстрее создать более простой и дешевый продукт. Как менеджер, он делает то же самое. Он создал компанию Tesla, которой тяжело и дорого управлять. Теперь он использует опыт от процесса, чтобы побыстрее ее упростить и удешевить.

Избегая глупых, сжигающих время ошибок, которые могут допускать «хорошие» СЕО, скудные навыки управления Маска скорей всего изменят Tesla достаточно быстро, чтобы снизить SG&A компании до отметки, в которой она будет получать чистую прибыль на каждой Model 3.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск