Как я перестал беспокоиться и полюбил электросамокаты

4385
2

Журналист The New York Times Кевин Руз наслушался немало негатива в отношении «двухколесной заразы» — электросамокатов. Отправившись на неделю в Лос-Анджелес, он решил проверить опасений насчет этого вида транспорта на собственном опыте. Но вместо запланированного негатива — полюбил его. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод материала.

Автор указывает — поводов для подозрительного отношения к скутерам предостаточно. О них плохо отзываются многие местные жители. Ведущий e-скутер-стартап региона Bird, недавно якобы поднявший $150 млн при оценке в $1 млрд, находится под руководством Трэвиса Вандер-Зандена, бывшего топ-менеджера Uber и Lyft. Его новое предприятие кажется смесью качеств, почерпнутых у предыдущих работодателей: беззаконной наглости и «сладкого» брендинга.

Чтобы подтвердить опасения, Руз всю неделю передвигался на скутерах. Он совершил несколько десятков поездок: ездил на собеседования или прогуливался вечером по набережной. Вердикт оказался положительным: 

E-самокаты могут выглядеть и казаться глуповатыми, но они точно не общественная угроза и не всадники апокалипсиса. Вообще-то — они весьма хороши.

Он описывает первое знакомство с транспортом. Нужно загрузить приложение Bird, ввести водительское удостоверение и данные кредитной карты, а также подписаться под условиями. Правила такие: не ездить по тротуарам, не ездить вдвоем на одном самокате, не гонять со склонов на опасной скорости.

Самокаты разгоняются до 25 км/час. Они оборудованы GPS-трекерами. Тарифы за использование скромные: $1 + 15 центов за каждую минуту. После окончания поездки, нужно просто отметить это в приложении и сфотографировать самокат (это поможет следующему владельцу его найти). В Санта-Монике, где проводил время журналист, скутеров было столько, что до ближайшего никогда не приходилось идти дальше одного-двух кварталов.

Руз перечисляет список недавних происшествий при участии электросамокатов. Компании, которые ими занимаются, получали штрафы и официальные предупреждения от городских властей. Люди тоже протестовали против устройств. Чтобы развеять мифы в отношении этого транспорта, Руз изучил три главных претензии к e-самокатам. 

Самокаты — угроза общественной безопасности

Ненавистники самокатов изображают их водителей как отпетых камикадзе, которые бесшабашно несутся сквозь потоки людей и машин.

Руз действительно увидел несколько примеров опасного поведения: пара ехала вдвоем, кто-то снимал селфи, а другие проскакивали на красный. Наконец, существует проблема со шлемами — многие штаты обязывают их ношение, а требование игнорируют. 

Но журналист указывает: в Санта-Монике с начала ноября зафиксировали 5 ДТП с участием водителей электроскутеров. Что касается шлемов, то Bird предлагает их бесплатно для активных пользователей, живущих в городе — нужно оплатить только $1,99 за доставку. Около 30 000 человек воспользовались услугой, но для иногородних она не работает.

Кевин Руз на самокате. Фото: NYT

Вероятно, самокаты правда станут безопаснее, если обязать всех ездить в шлемах. Но данных для сравнения с другими видами транспорта пока слишком мало. Руз советует городским властям обратить внимание на другую проблему: создание безопасных выделенных линий, которые не будут оккупировать автомобили.

Самокаты засоряют общественные пространства

Эту идею зафиксировал колумнист Los Angeles Times, пожаловавшись, что «эти электроскутеры везде: на дорогах, тротуарах, перекрестках, парковках и подъездах».

Журналист признает — самокаты возникли быстро и буквально из ниоткуда. Одним утром он смог насчитать 100 устройств вокруг своего отеля. Но их «видимость» обусловлена новизной. Для сравнения, люди перестали так остро замечать припаркованные машины.

Самокаты LimeBike перед развозкой на точки

Хотя вопрос, конечно же, не только в загрязнении — городские власти беспокоятся, что самокаты мешают колясочникам. Этому есть очевидное решение, говорит автор. Раз уж созданы парковки для автомобилей, следует внедрить аналогичные пространства для самокатов.

Компании вроде Bird итак содержат армию контрактных работников, чтобы перезаряжать устройства по ночам. Они могли бы давать небольшое вознаграждение пользователям, которые помогают убирать с дороги самокаты.

Самокаты — надоедливые символы техно-элитизма

Критики безжалостны к скутерам — им приписывают все худшее от технологической индустрии. Например, элитизм (для пользования нужен смартфон и кредитная карта) и повторение за Uber и Airbnb бесцеремонного вмешательства в городские пространства.

Это, говорит Руз, отчасти правда — компании заполонили улицы без разрешений или контактов с властями. Когда стартапы вырастут, им придется эффективнее сотрудничать с регуляторами, а не пытаться их перехитрить.

Но элитизма в электросамокатах Руз не обнаружил. Они дешевые — при цене поездки в $2-5 самокаты могут посоревноваться в доступности с публичным транспортом, оставляя далеко позади сервисы вроде Lyft и Uber.

Кроме того, стартапы уже показывают примеры сотрудничества с властями — в техасском Остине водителей электроскутеров обязали иметь при себе водительские права и страховку. Аналогичную практику намерены запустить и в других американских городах. 

Автор подытоживает: самокаты могут повторить судьбу Segway или вырасти в многомиллиардную индустрию, которая сцепится с властями за право менять будущее транспорта. Все зависит от регуляторов и того, смогут ли компании с выгодой работать в городах, климат которых не так хорош, как в Санта-Монике.

Что бы ни случилось, меня можно считать посрамленным членом «Команды самокатов». Если хорошо оценить веселый и недорогой транспорт на короткие дистанции — это неправильно, то мне не хочется быть правым.

Напомним, ранее на AIN.UA выходил материал о том, как электрические велосипеды могут помочь городам будущего.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск