Как появилась идея Maincast? Вас четверо основателей, как делите обязательства?
Идея появилась давно, так как мы много лет работали вместе, не раз пересекались. И у нас было одинаковое видение того, как все должно быть устроено. Но из-за того, что мы были наемными работниками, не всегда получалось донести наши идеи начальству. Поэтому можно сказать, что идея своей компании уже много лет зрела в головах, но запустили ее только сейчас: появилась возможность, набрались опыта, заработали денег, чтобы инвестировать в себя, обросли связями – все сошлось.
У нас четко поделены сферы влияния, каждый отвечает за что-то свое. Я занимаюсь медианаправлением: ищу продукты, придумываю их, привлекаю медийных людей, работаю с редакторами, комментаторами, аналитиками и всеми, кто работает на камеру. Александр Смаглюк был главным продюсером трансляции в Starladder на протяжении трех лет, работал с Valve, четыре года занимает место главного продюсера русскоязычной трансляции на The International, отвечал за это на Kyiv Major. Это же место он занимает и у нас – за ним вся техническая сторона, он главный продюсер всех трансляций. Алексей Воронов отвечает за турниры, так как уже с июля мы начинаем проводить свои собственные соревнования, правда, пока только онлайн, офлайн-активности пойдут позже: уже со следующего года хотим делать большие события, уровня StarLadder, Epicenter и Major. Андрей Григорьев – наш CEO. У него отличная репутация, огромная база контактов по всему миру, большой опыт. Все это помогает нам получать партнеров, новых сотрудников и т.д., поскольку все уверены в Андрее.
Вы говорите, что знаете, как правильно построить Maincast. Но вы же были и сооснователем RuHub. Я так понимаю, что там вам не удалось построить то, что вы будете делать здесь?
Да, мы запускали RuHub, я был среди совладельцев. Но как это часто бывает у молодых стартапов, мы не сумели справиться с очень быстрым ростом, не было опыта ведения бизнеса: всего за 4 месяца команда выросла с 20 до 80 людей. А потом пришли инвесторы (Esforce Holding, сумма инвестиций не называется – прим. ред.), от которых пошли уже совсем другие запросы, появилась бюрократия. На все это наложились отношения между Украиной и Россией, в первую очередь, логистических и финансовых: летать неудобно, перевести финансовые средства, так было два офиса в разных странах, тот еще квест. Для понимания, пример: мы в Киеве придумали активность, нашли партнера и знаем, что это будет интересно людям. Но вместо того, чтобы делать, мы должны отправить запрос директорам, объяснить все, получить разрешение, деньги и т.д. В результате, проект затягивается на 5-6 месяцев, делать его нет смысла. А когда такое происходит раз за разом, мотивация исчезает. В результате, мы перегорели. И поняли, что строить компанию на две страны не получится.
Вы продали свою долю в RuHub, сколько удалось на этому заработать?
Не могу комментировать этот вопрос по условиям контракта. Просто скажу, что раньше у нас была доля RuHub, теперь ее нет.
Почему вы оставили RuHub, а не переехали в Москву? Там больше денег, как минимум.
Да, RuHub предлагал всем сотрудникам киевского офиса релокацию в Москву. Откровенно говоря, решение мы приняли где-то за час-два. Во-первых, в Киеве большая команда людей, с которыми мы работали последние два года и мы не были готовы их оставить. Во-вторых, это все же переезд в другую страну – политические проблемы никто не отменял. Поэтому мы точно знали, что хотим остаться в Украине и строить бизнес здесь.
Я так понимаю, что своих денег для запуска Maincast не хватило. Вы говорили в одном из интервью, что у вас есть венчурные инвесторы – компания не принадлежит вам четырем?
Нет, у нас не так много денег, чтобы запустить студию и турнирного оператора своими силами. И компания не принадлежит «по 25%» на каждого. У нас действительно есть акционеры, которые помогли запустить Maincast – я не могу их назвать, но это украинские компании.
Во сколько вы оцениваете инвестиции в запуск студии?
Начальные инвестиции в запуск одной лишь студийной части Maincast составили $700 000-800 000. Это для старта. Потребовалось много техники, компьютеров, зарплаты людей. Благо есть люди, которые видят перспективы этой индустрии – киберспорт растет очень быстро – и готовы инвестировать в такие проекты. Многие компании готовы давать камеры, мебель, технику и т.д. В Киеве это вообще не проблема, думаю, в том же Минске или Варшаве запустить такую студию было бы сложнее.
Как вообще так произошло, что Киев стал одной из столиц киберспорта Европы: турниры, кадры, киберспортсмены – здесь есть все.
Это однозначно заслуга StarLadder. Когда в 2010 году в Киеве открылась «Киев Киберспорт Арена», сам киберспорт многим казался чем-то непонятным, андерграундным. Он немного развивался в Корее, Швеции, США. А вот в Европе не было одного места, где было бы все. «Киберспорт Арена» таким местом стала. Это дало огромный импульс для развития всей индустрии. Посмотрите статистику – в Киеве прошло едва ли не больше всего крупных турниров по CS:GO. Я знаю людей, которые ехали учиться в Киев, поскольку здесь была «Киберспорт Арена». Представьте, что в 2011-12 они сюда приехали на первый курс, сейчас уже заканчивают вузы – сотни когда-то просто фанатов стали за это время готовыми специалистами. Теперь они развивают индустрию.
Почему Maincast решился на проведение турниров?
У нас есть опыт проведения турниров, сотрудники нашей команды делали их по всему СНГ – Киев, Минск, Москва. Есть понимание, как их нужно делать. К тому же, в Киеве для этого есть площадки. Тот же Дворец Спорта, Stereo Plaza, Дворец «Украина».
Помню после The Kyiv Major читал ваш Twitter, Дворец «Украина» не очень вроде бы понравился…
Со стороны зала это выглядело отлично, но когда ты стоишь за сценой и на все это смотришь – ужасно. Но тогда украинская публика просто перечеркнула все минусы, было здорово.
Но есть Stereo Plaza, МВЦ. Там нужно строить трибуны, правда, но само помещение есть. К тому же, многие отели готовы идти на встречу и давать скидки для команд киберспортсменов. У нас вкусная и недорогая еда. Опять же – огромная база фанатов, что важно, когда делаешь офлайн-турнир. Киев действительно отличное место для проведения турниров, о чем пишут и сами спортсмены, когда приезжают в Киев на различные соревнования.
Первый крупный турнир планируем уже на 2019 год, думаю, по Dota 2. Ведем переговоры с компаниями, в том числе с Valve.
Если Valve, то сразу вопрос – речь о Major?
Пока не могу сказать, но да, мы бы точно хотели увидеть в Киеве Minor или Major.
Вы говорили, что будете покупать трансляции. Как это происходит технически, сколько это стоит? И как будет конкурировать с тем же StarLadder и RuHub?
По пунктам.
Работает это следующим образом. Есть условный турнир, назовем его PGL Major в Бухаресте. PGL – владельцы турнира, а значит и владельцы всего аудио и видеоконтента, который они делают. PGL нужно зарабатывать, поэтому они продают права, например, нам. Мы покупаем право на русскоязычную трансляцию и в свои стримы на всех платформах можем вставлять рекламу от своих спонсоров, тем самым отбивая вложения.
Сколько это стоит точно не скажу, но в среднем права на русскоязычную трансляцию – это $50 000-100 000.
Как будем конкурировать. Дело в том, что тому же PGL интересно не просто продать и получить деньги, а получить максимальный охват своего турнира. Они хотят показать, что турнир классный, получить внимание и вовлечение аудитории и т.д. Мы знаем, как давать хороший продукт и этим будем конкурировать.
Сейчас все внимание к The International – главному турниру по Dota 2. Его трансляция открыта для всех, покупать права не нужно. Говорят, что именно поэтому вы запустились сейчас, чтобы протестировать свою работу без покупки прав и набить аудиторию.
Верно. Квалификации и сам The International доступен абсолютно всем. Любая студия, любой комментатор – все могут транслировать, показать себя. И да, мы не просто так выбрали это время: понимали, что первым большим продуктом будут квалификации (интервью прошло до старта квалификаций – ред.). За это время сможем доказать, что не просто так готовились. К тому же, протестируем трансляции на всех платформах. Мы ведь будем транслироваться кругом, где только можно: Twitch, YouTube, украинское телевидение, MEGOGO, OllTV и т.д.
Для чего вам проводить свои турниры? Что это дает?
Это репутация и бизнес. Мы хотим показать, что мы организация полного цикла. Берем турнир, находим площадку, строим сцену, приглашаем команды, делаем трансляцию, контент, находим спонсоров, для которых это уникальный канал привлечения уникальной аудитории. У нас есть опыт, чтобы все это сделать.
StarLadder – ваш конкурент?
Да, но нам не привыкать. Мы и раньше с ними конкурировали.
Насколько технически и финансово сложно сделать турнир уровня Kyiv Major?
Самое сложное – найти площадку. У нас есть Дворец Спорта, но он отдан в аренду на два года, его не получить. Дворец «Украина» – староват. Есть МВЦ, Stereo Plaza, но там свои трудности.
Во всем остальном – несложно. За последние семь лет StarLadder создал все. Вы можете оперативно получить технику, камеру, люди есть. Построить трибуны, заказать свет – все есть. Я бы сказал, что это не что-то нереальное. Это не финал Лиги Чемпионов провести, когда у тебя огромный стадион, десятки тысяч болельщиков, тысячи правоохранителей и т.д.
А сколько это стоит?
Без призового фонда – около $1,5 млн. Призовые в размере $3 млн выдает Valve.
В сетку турниров Valve сложно попасть?
Очень. В следующем году их будет 10 – по 5 Minor и Major. Очевидно, что они строго отбирают из тех, кто будет подавать свои заявки. Но даже если не получим никакого статуса от Valve, будем просто делать свой турнир.
Если такая проблема с площадкой, почему не построить свою?
Была такая мечта еще у основателей StarLadder. Но есть проблема в том, что сделать это на 100% прозрачно в Украине – сложно. А если ты пойдешь нечестным путем (взятки, откаты), то слухи быстро пойдут по другим организациям и никто не захочет с тобой работать на глобальном уровне. У нас должен был открыться новый стадион под Евробаскет 2015, но с ним так и не сложилось, хотя он идеально бы подходил под киберспортивные турниры. Поэтому сейчас это остается мечтой, будем работать с теми площадками, что есть.
Вы говорили, что возьмете также англоязычных комментаторов. В чем идея?
Мы хотим выходить на европейский рынок. Они, если честно, пусты, там есть место для новых игроков.
Я правильно понимаю, что в Европе много денег и мало людей, которые могут их освоить?
Точно. В Европе, по сути, нет крупных студий, которые могут работать на локальный рынок. При этом есть много талантов, готовых работать и транслировать контент. Они сидят в Англии, Франции, Германии, но их никто не может собрать вместе. Мы видим, как это можно сделать, и у нас есть план для открытия офиса в условном Берлине. И дальше наши турниры будут комментировать не чужие приглашенные англоязычные комментаторы, а наши же сотрудники. Речь о постоянных сотрудниках, а не фрилансерах. К тому же, за счет такого офиса мы сможем представлять свои интересы в Европе.
А как со спонсорами в Украине? Насколько здесь много денег? Я видел, что даже Rozetka спонсировала команду по Dota 2, к примеру.
На самом деле Rozetka сделала ошибку – так, как делают они, делать не стоит: ролики плохого качества и т.д.. Если они будут читать это интервью – пусть напишут в следующий раз нам, мы поможем сделать правильно.
Если же говорить в целом, у нас очень много компаний, особенно если сравнивать с тем, что было 6 лет назад. Тогда ты приходил в условный «Ельдорадо» или lifecell, говорил о киберспорте, а тебя сразу выставляли за дверь. Сейчас такого нет и близко. Все осознали, что киберспорт – целевая аудитория, к которой не так просто зацепиться. Есть StarLadder, но он больше работает с европейскими спонсорами. Мы же готовы работать с местными спонсорами. Более того, со многими работаем, есть уже предварительные договоренности на несколько проектов.
Я слышал, может и не правда, что тот же StarLadder подписывает рекламные контракты на $1 млн. Насколько это реальная цифра?
Вполне нормальные цифры, это не что-то сверхбольшое. Годовой контракт на $1 млн – не мало, но и не много. Но я такой информации не слышал 🙂
Вы также говорили, что Maincast покроет обычный спорт. Что это будет?
У меня есть свой сторонний проект SportHub. Обсуждаем с друзьями спортивные события в формате подкастов – уже выпусков 250 набежало. Есть выпуски, которые слушают до 5000-7000 человек: не как в США, но перспективы есть. Хочу вот эту всю историю вписать как-то в Maincast и использовать опыт киберспорта для работы с обычным спортом. Ресурс у нас есть – камеры, студии – будем что-то пробовать. Нынешний формат, как на наших каналах, уже сильно устарел, мы хотим сделать лучше.
Вы известный комментатор. О каких доходах может идти речь?
Есть просто работа комментатора ежемесячная. Топовые ребята могут зарабатывать до $10 000. Около половины – зарплата на студии, с которой они работают. Остальное – заработок на стримах, комментирование отдельных турниров по приглашению, со многими подписывают рекламные контракты. Но чтобы получить такие деньги, нужно много работать.
Есть работа на условном The International. Там за две недели можно получить несколько зарплат. Топовые англоязычные комментаторы получают до $40 000, самые простые ребята – порядка $3000. Русскоязычные комментаторы где-то посередине, но это все равно большие деньги. К тому же, организаторы турнира часто покрывают все затраты на перелеты, проживание, питание, на это деньги не тратятся. А рекламодатели все чаще обращают внимание на комментаторов, так как те стали важной частью всей экосистемы киберспорта.
Насколько сложно стать комментатором?
Не сложно. Главное – показать себя. А сделать это можно одним путем – комментировать самому на том же Twitch. А дальше либо подать заявку на отбор, либо тебя заметят и пригласят. Нужно просто показать себя, технику, умение говорить, знания и т.д. Тренировки и опыт, без этого никак.
Вы продолжите работать как независимый комментатор?
Да, мы оговорили это с коллегами, что я могу поехать комментировать турниры. Это приносит пользу как мне, так и компании – я ведь буду более узнаваемым.
Maincast будет транслировать PUBG. Вам не кажется, что Fortnite уже сильно пошел вперед и обойдет их очень скоро?
Мне сложно говорить про PUBG, потому что я не очень люблю играть сам в эту игру. А вот в Fortnite я играю, прямо очень много. У меня есть Switch, есть минутка – всегда рублюсь. Я слежу за ними и мне нравится, как они развиваются, какие промо делают, как работают с комьюнити. Они выделили огромные деньги на турниры по всему миру, работают с игроками и фанатами. Это пока нельзя сравнивать с Dota 2 или CS:GO, поскольку немного разное, но в целом Fortnite действительно хорошо развиваются, я в них верю. Если PUBG не будет делать так же, их шансы на успех сильно просядут.
Есть ли шанс, что в Dota 2 появится турнир, который будет круче The International?
Нет. Здесь дело не в деньгах. Выиграв, название команды навсегда вписывают в игру. Для многих это важнее тех миллионов. Пусть там призовые будут миллион, а не $20 млн – все равно The International будет главным турниром.
Киберспортивная команда – хороший бизнес?
Да, отличный. Правда, я думаю, что зарплаты игроков слишком большие и пока мне сложно представить, как команда, которая выплачивает по $100 000 только на зарплаты игроков, может выходить в плюс.
Любимый герой в Dota 2?
Crystal Maiden.