Как не потерять бизнес из-за недобросовестных партнеров — опыт основателей Moreca

10557
8

Основатели бренда Moreca, братья Олег и Антон Дума, написали специально для AIN.UA пособие о том, как не стоит действовать, чтобы не потерять бизнес. Материал основан на их личном опыте потери бизнеса, о которой они сообщили 3 июля (Обновлено: в новости добавлен комментарий партнера, который изложил свою версию произошедшего).

Братья Антон и Олег Дума

Предыстория

Июнь 2016 год. Бренд Moreca еще не вернулся в нормальное русло по прибыльности, у компании были задолженности, и мы искали выход из тяжелой экономической ситуации, сложившейся после 2013 года в Украине. Компания на тот момент была неприбыльной.

Мы хотели вывести бренд на более платежеспособные рынки. Нас заметили на Fancy (известная мировая дизайнерская онлайн-платформа) и пригласили для участия в коллаборации с американским рэп-исполнителем Future, которая впоследствии привела к коллаборации с американским рэп-исполнителем Jay Z. Нужны были средства для организации такого проекта и выхода на рынок США. Данные партнерские отношения для нас были первым опытом.

Рюкзак из кожи, Moreca

В создание линейки продуктов уровня High-End (нашей специализацией до вхождения партнера было создание аксессуаров и багажа для путешествий с часовым подходом к детализации) мы вложили очень много денег, времени и сил. Нужны были только финансовая «инъекция» и грамотный менеджмент. Все было готово для следующего этапа.

Тогда мы решили привлечь в компанию партнера.

Первые разногласия

Невозможно быть дизайнером-основателем и визионером и одновременно заниматься операционным управлением и финансовым менеджментом. Тут такая же история, как с Брином/Пейджем и Эриком Шмидтом. Мы искали своего Шмидта. И когда (как нам тогда казалось) нашли, приняли решение делегировать ему финансово-управленческий учет и менеджмент.

Согласно Уставу компании, решения по определению основной деятельности компании, распределения и использования прибыли, изменения и утверждения дизайна товара, маркетинга бренда принимаются голосами участников, которые составляют не менее чем 75% от общего количества голосов участников компании. Соответственно, решения не могли приниматься без участия как минимум одного из нас.

Шоурум Moreca

На начальном этапе партнерства нам удавалось вести совместную слаженную деятельность. Но начиная с января 2017 года все изменилось. В нарушение пунктов Устава привлеченный партнер и наемный директор, имен которых мы пока не можем раскрывать, принимали единоличные решения. Не было созвано ни единого официального Общего собрания участников, где бы обсуждались вышеуказанные вопросы. Не существует ни единого протокола сборов, которые бы подтверждали коллегиальное принятие решений о деятельности компании.

Вместо усиления качества продукции и выхода на международный рынок, они уводили бренд Moreca в сторону массмаркета, используя весь накопленный нами опыт, клиентскую базу и коллаборации (Future, Jay Z). С основателями и совладельцами такую смену позиционирования никто не согласовал. Ситуация усугубилась, когда закончились инвестиционные деньги и компания начала обеспечивать сама себя.

Данный тип бизнеса требует постоянного создания чего-то выдающегося и присутствия идейных вдохновителей и основателей в медиапространстве. Moreca была семейным бизнесом (Братья Дума — династия авиаторов, отсюда логичное продолжение бренда в авиацию и путешествия) и лицом бренда, его духом и носителями идеи были и остаются родные братья Антон и Олег.

Противоположная сторона по каким-то причинам решила, что справится  с этим самостоятельно. В январе 2017 в устном формате нам было предложено отойти от операционного управления и «не мешать делать бизнес».

Закрытие компании

О закрытии компании мы узнали постфактум от своих сотрудников. Никакого официального собрания, решения о прекращении деятельности компании и протокола, подписанного нами, не было.

Мы отправили официальный запрос с требованием предоставить документы о том, на основании чего и кем было принято решение о закрытии компании, и подчеркнули, что данное решение является неправомерным, так как его должны принимать не менее чем 75% участников ООО. Юридически обоснованного ответа мы не получили.

Через 6 дней оборудования на территории арендованного производства уже не было (суммарная оценка вывезенного оборудования и активов составляет порядка 200 000 грн). Команду распустили по соглашению сторон, а договор с арендатором расторгли.

Мы поняли, что вернуть ситуацию в правовое поле не получится. Все понятийные и прописанные на бумаге договоренности нарушаются, а наши официальные запросы просто игнорируют.

Мастерская Moreca «до»

Мастерская Moreca «после»

Мы обратились в полицию по факту неправомерного перемещения с территории производства личного имущества и нашей частной собственности, не входящих в уставной фонд компании, без нашего уведомления (вх. №51542 от 03.07.18 г.). Пока законных оснований писать о краже у нас нет. Данный факт установит следствие. В дальнейшем всеми правовыми вопросами будут заниматься юристы и компетентные органы.

Какие ошибки мы допустили

Первой ошибкой было отсутствие профессиональной юридической помощи на этапе подписания договора и четко прописанного term sheet. Мы были вынуждены согласиться на кабальные условия, дабы спасти персонал, в который вложили годы труда, и сохранить клиентов.

Но самой большой ошибкой стал выбор партнера. Он был специалистом на абсолютно другом рынке и привлек менеджера, который не соответствовал квалификации.

Как нужно было поступить, чтобы защитить компанию:

  1. Никаких 50%+ от бизнеса на этапе вхождения. При такой ситуации сразу вставайте и уходите с переговоров. Какими бы выгодными не казались условия.
  2. Действовать без спешки. Сильные юристы и жесткий контроль над зонами компетенции, подписанные term sheets. Все всегда и везде должно быть прописано на бумаге.
  3. Ни при каких условиях не вступать ни в какие партнерские отношения, если у вас есть сомнения по поводу успешности сотрудничества и разности взглядов.
  4. Подбор высококвалифицированного персонала. Если этого не будет, в итоге это может убить вашу компанию.
  5. Разделить и ограничить зоны ответственности. Назначить независимого финансового контролера.
  6. Разделить права акционеров и дизайнеров. Когда в компании основатели выполняют работу и участвуют в операционной деятельности, они должны получать за это установленную по мировым меркам оплату. С 2017 года, после отхода от операционной деятельности, мы не получили от бренда ни одной гривны за все, что создали до этого, включая использование своего имени, своих разработок и пр. К сожалению, в Украине большая проблема с защитой интеллектуальной собственности и специалистами в данной области. Никто толком не разбирается в понятиях, которые на западном рынке являются нормой.

Moreca: что дальше

Мы полностью выходим из Moreca и в дальнейшем заниматься им не будем. К сожалению, за полтора года бренду нанесен ущерб, выправить который невозможно. В его основе была и остается история украинской мечты, стремления двух братьев доказать, что бренд, в фундаменте которого лежат семейные ценности и качество, способен представлять Украину на международной арене наравне с такими гигантами как HERMES, LV и другие. Пусть даже и в других масштабах. А «обезличенный» бренд ничего не решает на высоко конкурентном рынке аксессуаров.

Репутационные потери сложно оценить. О финансовых потерях судить еще труднее. Как минимум мы потеряли бренд, ценность которого была в людях, коллаборациях на мировом рынке, имени, в ukraine dream. Это потеря не только финансовая, но имиджевая для всей страны на мировом профильном рынке.

Самое ценное для нас сейчас — это сохранение отношений с клиентами и партнерами, которые доверяли нам все эти годы. Сегодня мы продолжаем работать и развивать бренд Manekibook, с которого в 2008 года началась наша история. Оборудование, бренд и команду можно потерять, но нельзя убить мечту и дух предпринимательства. Справедливость восторжествует.

Авторы: Олег и Антон Дума, основатели брендов Moreca и Manekibook

Оставить комментарий

Комментарии | 8

Поиск