Автор: Михаил Сапитон
Обложка: Bruce Burges
как работает IT-школа Samsung, обучающая детей программированию
Автор: Михаил Сапитон
Обложка: Bruce Burges
как работает IT-школа Samsung, обучающая детей программированию
Автор: Михаил Сапитон
Обложка: Bruce Burges
как работает IT-школа Samsung, обучающая детей программированию
Этот материал подготовлен журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и опубликован при поддержке рекламодателя
Материал подготовлен в партнерстве с Samsung
Что это значит?
Материал подготовлен в партнерстве с Samsung
Что это значит?
Программирование — новый образовательный тренд. Дети Илона Маска, к примеру, обучаются написанию кода на Scheme, Swift и Scratch. Призывают учиться программированию и лидеры технологической сферы: Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Гейб Ньюэлл.

В Украине у школьников долго не было возможности вырваться за пределы стандартного курса информатики и ассемблера. Но благодаря проекту «IT-школа Samsung» ученики получили шанс получить качественное и востребованное IT-образование еще в школе.

Это учебная программа для учеников 9-11 классов. Она разработана региональным представительством Samsung совместно со специалистами из штаб-квартиры компании. В течение года школьников учат писать Android-приложения на Java и готовят к защите проектов. Первые два года программа работала только в Киеве, однако с сентября этого года «IT-школа Samsung» охватит 8 школ в 6 украинских городах (Винница, Львов, Харьков, Одесса, Днепр). Ожидается, что обучаться программированию будут около 200 детей.

Сейчас «IT-школа Samsung» набирает учеников и преподавателей на следующий год обучения, который начнется в сентябре. Оформить заявку дети и взрослые могут по этой ссылке.

Редакция AIN.UA поговорила с преподавателем проекта Сергеем Стрелковским, чтобы узнать — в чем преимущества «IT-школа Samsung», что программируют дети и какие задачи перед ними стоят.
— Расскажите, чем ваша программа отличается от всего, что уже представлено на образовательном рынке?
— «IT-школа Samsung» ставит задачу — чтобы школьники могли столкнуться с реальными задачами программирования под мобильные устройства.

Все мы знаем, что на данный момент, программирование в школах изучается по старым методичкам, да и материальная база не очень хорошо обеспечена. В рамках этого проекта, мы можем показать технологии, востребованные сегодня и обучить работе с актуальными устройствами.

Нашей идеей стало не подготовить высококвалифицированных программистов — все таки, за год это нереально. Главная идея — заинтересовать школьников в том, чем сейчас живет мир IT.
— Сколько длится программа, как она организована?
— Курс длится год, мы набираем учеников 9-11 классов. В сентябре проводим тестирование, по его итогам формируем группы. В прошлом году, например, получилось несколько групп по 15 человек.

До конца мая у них идет обучение, дважды в неделю. Затем каждый ученик должен представить свой проект — или объединиться с другими в группу и сделать что-то масштабнее.
— Какие знания нужны школьникам, чтобы пройти отбор?
— Мы отталкивались от того, что Java в школах в принципе не преподается. Поэтому никаких специализированных требований нет.

Мы проверяем знанием математики и логики на базовом уровне. Например, знание алгоритмов. Ставим абстрактные задачи, вроде знаменитой «переправь на лодке волка, овцу и капусту».

Они показывают нам, могут ли дети составлять алгоритмы. Без этого им будет очень сложно. Любое написание программы сводится, по сути, к составлению алгоритма и лишь завершается кодированием.
— Что конкретно вы им показываете?
— Мы выбрали мобильную ОС Android — поскольку практически у каждого сегодня есть смартфон. Благодаря этому, уроки и выученные методы они могут сразу же воспроизводить на своих устройствах. Это очень круто.

Есть занятия, на которые приносим Gear VR, носимую электронику или другие технические новинки, чтобы показать их школьникам.
— На каком языке они пишут?
— Только Java. Его выбрали из-за простоты изучения. Язык прощает много ошибок, там достаточно сложно ошибиться.
— Что сдают в качестве итоговых проектов?
— Преимущественно — игры. Детям это интересно. Но в то же время бывают и полезные приложения. Например, в этом году две девочки сделали анализатор составляющих продуктов.

Работает это так: вы наводите камеру в приложении на этикетку, с помощью распознавания текста она анализирует состав и выдает справку по всем ингредиентам. Можно узнать, насколько полезны или вредны составляющие.
— Какие игры делают: платформеры, шутеры?
— Казуальные проекты — то, что проще. Сделать хороший платформер или шутер не так-то просто. Нужно и сюжет прописать, и дизайнерский документ составить. Так что зачастую останавливаются на казуалках — но и здесь проявляют фантазию.

Например, в прошлом году сделали игру, в которой нужно было управлять гномами, которых сбрасывает самолет. Их нужно было спасать. Получилось интересно.
— Что детям дается сложнее всего?
— Непросто дается изучение UI/UX, потому что подобного в школьном курсе просто нет. Но самый сложный этап обучения — финальный, когда нужно готовить и сдавать проект. Причина прозаическая: к этому моменту начинаются экзамены.

К ним у детей есть мотивация готовится. От этого напрямую зависят оценки или шансы на поступление. По нашему курсу такого же фактора нет. На этом этапе и становится очевидно, кого это действительно заинтересовало. Энтузиасты находят время, занимаются проектами на выходных и успевают подготовиться.
— Сколько человеко-часов уходит на среднего масштаба проект?
— Это сложно оценить, потому что преподаватели «IT-школы» с ними напрямую не работают. Дети все делают самостоятельно и тратят личное время.

По моим оценкам, на это должно уходить около 50-70 часов — из расчета, что работа начинается после Нового года и требует, как минимум, пары часов в неделю.
— Какой процент учеников отсеиваются во время обучения?
— Навскидку уходят около 30%. Факторов здесь несколько.

Сейчас мы преподаем в лицеях — и как раз после Нового года начинаются олимпиады, контрольные, экзамены. У многих ребят банально не хватает времени, они переключаются на учебу.

Кто-то уходит из-за потери интереса. Такое тоже бывает.
— Какая роль преподавателя в этом проекте? Чем вы отличаетесь от обычных учителей?
— Изначально, мы сделали акцент на том, что являемся практикующими специалистами — занимаемся той же деятельностью, которой учим. Мы знаем современные технологии, крутимся в этой среде. Когда у детей, неизбежно, возникают вопросы, мы можем на них полно ответить. Рассказываем, как работают в реальной жизни приложения, что сегодня актуально, а что вышло из обихода.

Мы больше направляем, а не руководим. Это больше похоже на роль ментора, а не классического учителя.
— Давайте уточним, как все происходит. Дети что-то пишут, показывают вам код и получают фидбек по ошибкам?
— У нас нет задачи заниматься code-review. Мы работаем на другом уровне и оцениваем идеи.

Так устроен курс: первая часть это обучение языку Java. Мы даем базовые конструкции и примеры, дети их решают, а мы проверяем решения. Потом мы проверкой кода не занимаемся. Главная идея — заинтересовать. Даже если код написан неправильно или «криво», но дает задуманный ребенком результат, то все нормально.
— Те, кто проходят все этапы и успешно защищают проекты — они чаще всего планируют работать в индустрии или воспринимают это как хобби?
— Люди, которые идут до конца и заканчивают годовой проект, имеют четкую мотивацию. Если спросить у них о дальнейших планах, хотят ли они быть разработчиками, такие дети четко отвечают «Да!». При этом, свои проекты некоторые ученики даже выкладывают на Play Market, активно их поддерживают.
— Мы обсудили сложности, давайте поговорим о легких моментах. С чем у школьников чаще всего не возникает проблем?
— Легче всего дается решение типовых задач, просто потому, что они обучаются этому в школе.

Интереснее всего — когда результаты действия имеют какое-то вещественное проявление. Условно говоря, когда после написания строчки кода появляется красивая анимация или спецэффект. Детям нравится, когда есть подобная связь и быстро выстраиваются ассоциация формата «действия» — «результат действий».
— Вы верите в формат самостоятельного обучения?
— Конечно, я и сам в свое время так учился. Тут, как обычно, суть в одном — мотивации. Мне было сложно, потому сложно заставлять себя. Я не видел связи между действиями и фактическим результатом.

Кроме того, при самостоятельном обучении возникает огромное количество вопросов. И они самые-самые элементарные! Почему не работает программа? На самом деле, человек просто не поставил точку с запятой, но еще не научился читать сообщения компилятора и серьезно озадачивается.

Первый шаг для самостоятельного обучения, прыжок с нулевого уровня на первый — это очень сложно. Дальше все гораздо проще.
— Судя по успехам и неудачам детей, вы бы что-то изменили в школьном курсе информатики?
— Я бы сделал его современнее, добавил больше программирования в современных парадигмах: многопоточность, объяснение аспектного и реактивного программирования, отказ от фокуса на «императивщине». Я бы поставил на разнообразие компьютерных парадигм, чтобы расширить детский кругозор. Это очень помогает. И не только в программировании.
— Какие у вас KPI? Как вы оцениваете, успешен был курс или нет?
— Главные показатели «IT-школы Samsung» — количество и качество завершенных проектов. Оценивание строго объективное: его ведем не мы, а независимое жюри, сформированное из сотрудников «Samsung Electronics Украина», представителей R&D-центра и Министерства образования. Так все заинтересованные стороны могут увидеть, чем мы занимаемся.
— Коллаборация «школа + частная компания» успешнее того, что делаются силами самой системы образования?
— Конечно! Тут можно обратиться даже к историческим параллелям — это аналог артелей, в которых детей начинали обучать еще с малых лет. Тогда ты сначала становился подмастерьем и потом рос до статуса мастера.

Здесь аналогичная ситуация. Компании создают систему под свои нужды и конкретно знают, чего хотят на выходе. Конечно, это очень долгоиграющие инициативы, рассчитанные даже не на десяток лет, но и результат их значительно лучше.
— С какого возраста вы бы начали преподавать аналогичные программы?
— Наверное, лет с 9-10.
— Что бы вы посоветовали изучать современным школьникам: какие технологии, языки и так далее?
— Язык не нужно изучать, просто потому, что так хочется. Это прежде всего инструмент, с помощью которого выполняются определенные задачи. Нельзя изучать Java просто потому, что он понравился.

Стартовать нужно с определения предметной области. Если человек заинтересован в создании сайтов — это фреймворки на JavaScript. Если ему нравится наблюдать красивые графические приложения на мобильных устройствах, нужно учить Java для Android. Если хочется написать приложение под Windows — там всем заправляет .NET. По легкости обучения они все примерно одинаковы.
— Какие качества, помимо работы с алгоритмами, помогут ребенку преуспеть в программировании?
— Хорошая память и отличное воображение. И конечно же, мотивация — пока не возьмешь себя в руки, ничего не получится.
— Что вы поняли по итогам первых курсов? Изменилось отношение к детям?
— Сразу стоит сказать, что у нас есть большое преимущество перед обычными учителями — мы не ставим никому оценки. Единственная оценка — финальная сдача проекта.

От нас ничего не зависит, мы только отвечаем на вопросы, подсказываем. Из-за этого с детьми очень легко работать, они не боятся что-то спрашивать. Плюс, в «IT-школу Samsung» приходят только заинтересованные дети, у которых нет проблем с поведением.
— Какой уровень подготовки у выпускников курсов?
— Они могут смело идти и устраиваться на Junior-позиции в продуктовые компании. Они владеют лексиконом Java, знают о принципе работы UI/UX.

Конечно, за ними нужен присмотр из-за отсутствия культуры кода. Это придется набивать и «вычищать». Но остальное проблем не вызовет. Наши ученики уже не будут задавать вопросов: «Как создать объект? Как написать класс?».
— Стоит ли им, при таком раскладе, идти и тратить еще четыре года в университете? Если их задачи не упираются в необходимость академической подготовки.
— Да!

Университет становится для человека первым долгоиграющим проектом. Заведение выбирают по внутреннему вкусу и в итоге получает диплом. Потому работодатели и спрашивают о наличии диплома — он показывает, что человек способен взяться за дело и довести его до конца. Кроме того, университетская программа очень полезна по части расширения кругозора.
© 1999—2018 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda