EN

По следам корпоративного конфликта. Как защитить свой бизнес от партнеров

7028

Запуская новый бизнес, партнеры могут поддаться эмоциям и воспользоваться неформальными договоренностями. Партнер-основатель юридической фирмы Brightman Дмитрий Гончаренко в своей колонке рассказывает, почему это — неправильное решение и как можно обезопасить себя и бизнес. 

Желая построить бизнес с партнером, многие начинают такие отношения неправильно – то есть, понятийно. Понятийно договариваются о цели сотрудничества и о процессе управления бизнесом. Понятийно решают, как будут распределены зоны ответственности партнеров и разделена прибыль. Понятийно, то есть на доверии, без подписания каких либо обязательных документов, «на авось».

Однако с развитием и масштабированием бизнеса партнеры сталкиваются с массой проблем и нерешённых вопросов. Они могут спровоцировать корпоративный конфликт. Решить его понятийно не всегда возможно или не всегда выгодно обеим сторонам.

Поэтому, как бы банально и заезжено это не звучало, любые партнерские отношения стоит закреплять в письменной форме. Если необходимо, то заверять такие документы у нотариуса или придавать официальности условиям партнерских договоренностей другими возможными способами.

Общепринятая форма закрепления договоренностей на начальном этапе партнерских отношений — подписание Term Sheet, или же договора о намерениях сторон. Его условия, в зависимости от выбранного права, могут быть как обязательными, так и необязательными для выполнения сторонами. В дальнейшем, при регистрации юридических лиц аналогичные условия ведения бизнеса между партнерами можно будет закрепить уже в уставных документах зарегистрированной компании и/или же в корпоративном соглашении сторон.

Подписывая такой договор, убедитесь, что вы и партнер/партнеры достигли понимания хотя бы по следующим условиям:

  • процентное соотношение долей в бизнесе;
  • способ внесения своей доли в капитал компании и ее стоимости;
  • распределение зон ответственности партнеров и процедура управления бизнесом;
  • способ принятия решений относительно развития бизнеса и способ распределения прибыли;
  • условия продажи бизнеса сторонним лицам или же процедура выхода из бизнеса в случае возникновения тупиковой ситуации.

Часто один из партнеров более энергичен в вопросах ежедневного управления бизнесом, а другой предпочитает оставаться в тени, просто получая свою часть прибыли от проекта. Такой «энергичный» партнер назначается на должность генерального директора либо ему дают право назначить управленца. В данной ситуации, второму партнеру стоит убедиться в наличии эффективного способа контроля над таким директором.

К примеру, партнеры могут закрепить перечень вопросов, которые подлежат обязательному согласованию с другой стороной или же установить денежный лимит в контрактных правоотношениях, после превышения которого подписание такого контракта возможно только по согласованию всех или большинства партнеров фирмы. Такая же схема применима и к принятию более стратегических решений относительно ведения и существования бизнеса. Стороны могут прописать перечень вопросов, за принятие которых должны отдать, к примеру, больше 75% голосов владельцев компании.

Равное распределение долей в компании очень часто играет злую шутку с бизнес-партнерами, так как фактически дает каждому из партнеров возможность заблокировать решение другого, тем самым парализуя операционную деятельность бизнеса. Это называется deadlock или же тупиковой ситуацией.

Способы ее решения должны нужно обязательно прописать в корпоративном соглашении. Как вариант, это выход из бизнеса одной из сторон посредством обязательного выкупа ее доли вторым бизнес-партнером или совместная продажа бизнеса третьим лицам.

Полезно (особенно для бизнес-партнеров из креативной или IT-индустрий) закреплять права собственности на коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки, доменные имена, компьютерные программы, части кода, изобретения, модели, промышленные образцы и так далее на компанию, которая находится в совместном владении партнеров. Передавая их только одному из участников, можно столкнуться с проблемой утраты каких-либо экономических права на логотип, нейминг, общий бренд или же на разработанный софт. По факту полноценным владельцем всего останется исключительно партнер.

Отсутствие системы распределения затрат на ведение бизнеса и системы выплаты прибыли также является частой причиной корпоративного конфликта между бизнес-партнерами. Договоренности по этому поводу могут различаться. Но есть общее правило: чистая прибыль от ведения бизнеса или же затраты на его существование распределяются пропорционально долям бизнес-партнеров в уставном капитале совместных юридических лиц.

Автор: Дмитрий Гончаренко
, партнер-основатель Brightman Fintech Law Firm

Оставить комментарий

Комментарии | 0

  • Консоли некстген
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск