Японская «икона успеха» Mercari. История $5-миллиардной «барахолки»

9086

Как 40-летний Синтаро Ямадо всего за пять лет создал гигантский блошиный рынок на смартфонах.

Будучи третьей по величине экономикой мира и родиной множества технологических гигантов, Япония в 2017 году, по данным CB Insights, вмещала лишь два «стартапа-единорога», тогда как в Китае их было 78, а в США — 121. Причина в японской осторожности – в Стране восходящего солнца бизнесмены неохотно инвестируют в рисковые венчурные проекты, а талантливые разработчики, как правило, со студенческих скамей трудоустраиваться в крупные корпорации и работают в них до старости, не пытаясь осуществлять собственные бизнес-проекты.

Однако именно японец Синтаро Ямадо, сорвавшийся с насиженного рабочего места, создал один из самых быстрорастущих стартапов-единорогов мира. История успеха его «онлайн-барахолки» Mercari, 19 июня вышедшей на IPO и получивший $5-миллиардную рыночную стоимость, войдет в учебники как один из ярчайших примеров предпринимательского умения разглядеть на рынке возможность и в кратчайшие сроки реализовать ее.

Как странствие по $5-долларовым ночлежкам привело к идее на миллиард

В 2012 году Синтаро Ямадо было 34 года, он страдал от одиночества, и ему опостылела работа. К тому моменту на протяжении 18 месяцев он занимался локализацией американских казуальных игр, таких как симулятор фермы FarmVille, однако хотел видеть себя частью чего-то более серьезного и глобального.

Чтобы найти новый жизненный путь, японец уволился и пустился в странствие по миру. Преодолевать расстояния Синтаро Ямадо старался на мотоцикле или на общественных автобусах, смешиваясь с местными жителями. А для ночевок он выбирал самые дешевые гостиницы стоимостью не более $5 за ночь, в которых зачастую не было горячей воды.

Так продолжалось шесть месяцев. За это время Синтаро Ямадо посетил 23 страны. Он гулял по крупнейшему в мире высохшему соляному озеру в Боливии, спал в кибитках кочевников на краю пустыни Сахара, любовался черепахами на Галапагосских островах и стоял у дерева Пути в Индии, под которым обрел просветление Будда.

Во время своей одиссеи японец поразился тому, что даже в самых бедных и отдаленных деревнях люди активно использовали смартфоны и осваивали новые технологии для выхода в широкий мир. «Это наблюдение расширило мое сознание, — вспоминает Синтаро Ямадо. — Оно породило во мне желание создать что-то, что может быть полезным в любом уголке мира. Я начал думать о платформе, которая позволит людям обмениваться деньгами, или вещами, или услугами при помощи своих смартфонов».

«Мир ограничен в ресурсах, и люди в наше время все чаще соглашаются приобретать секонд-хенд вещи. К тому же продажи c2c (потребитель-потребитель) не облагаются налогом, что означает для пользователей дополнительную экономию денег», — размышлял Синтаро Ямадо.

Так сформировалась идея создания Mercari — заточенного под смартфоны сайта, на котором любой человек может легко продать или купить почти все, что угодно – от дизайнерской одежды и подержанной электроники до билетов на турниры по сумо. Размещение объявлений на этой мобильной c2c-площадке Синтаро Ямадо решил сделать абсолютно бесплатным и настолько простым, насколько просто сфотографировать смартфоном вещь, добавить к снимку описание и указать цену. Mercari не требует от продавцов никакой идентификации, а безопасность анонимных сделок обеспечивает тем, что удерживает у себя деньги покупателя до тех пор, пока тот не подтвердит получение заказа. Свой заработок Mercari получает со стороны покупателя, взимая комиссию в размере 10% от суммы сделки после ее завершения.

Как родилась Mercari и заняла свою рыночную нишу

Вернувшись в Японию после шестимесячных странствий, Синтаро Ямадо уговорил двух своих студенческих приятелей Томми Томишиму и Рё Ишизуку, вместе с которыми он изучал математику в престижном Университете Васэда, стать партнерами в его проекте.

Все трое японцев уже имели за плечами богатый опыт управления компаниями по разработке онлайн-игр. Рё Ишизука с 2006-го по 2013 год работал ведущим программистом, а затем исполнительным директором в корпорации RockYou, создавшей десятки игр для iOS, Google Play и Facebook. Томми Томишима в 2010 году создал стартап по разработке мобильных игр Zkyuun entertainment, которым руководил на протяжении двух лет. А Синтаро Ямадо в 2001 году основал студию Unoh, которая выпустила несколько популярных игр для японских соцсетей mixi, Mobage-town и GREE и в 2010 году была выкуплена американским гигантом Zynga.

Стартап Mercari был зарегистрирован в Токио в феврале 2013 года и спустя пять месяцев запустил в работу торговую площадку, позиционировавшую себя как «приложение-блошиный рынок».

«Благодаря нашему опыту в разработке игр, нам удалось сделать онлайн-платформу Mercari чрезвычайно компьютерно-управляемой, — рассказывает Синтаро Ямадо. – Что для одного человека хлам, то для другого сокровище. Наши алгоритмы быстро находят такие пары людей, и благодаря этому около 25% всех продаж в Mercari совершаются в течение одного часа после размещения объявления. Однако поддерживать торговую систему нам оказалась гораздо сложнее, чем управлять играми. Онлайн-игры – это всего лишь контент. Их легко установить и настроить приток денег от пользователей, после чего разработчикам можно думать только о контенте. А торговая платформа – это ежедневный прирост числа клиентов и постоянно меняющиеся спрос и предложение, которые нужно обрабатывать».

Созданная японцами для японцев интернет-барахолка Mercari легко вклинилась между давно укоренившимися на рынке американскими сайтами – первой онлайн-площадкой eBay, функционирующей с 1995 года, и Yahoo Auctions, запустившей японскую версию онлайн-аукциона в 1999 году. Оказалось, что для многих жителей Страны восходящего солнца традиционные C2C-платформы были чрезмерно сложны, так как для размещения на них объявлений продавцам нужно было искать компьютер, а для привлечения потенциальных покупателей — делать качественные фотоснимки и создавать хорошо-организованные страницы.

В Японии же многие люди – особенно женщины и тинэйджеры – не утруждают себя покупкой ПК и пользуются только мобильными устройствами. Открыв им возможность выставлять на продажу лишние вещи щелчком смартфона и припиской короткого объявления, Mercari сразу столкнулась со внушительным притоком клиентов, около 50% которых составили женщины, желающие разгрузить свои гардеробы от излишней брендовой одежды.

За пару недель после того, как японский «блошиный рынок» 2 июля 2013 года заработал на платформе Android, на нем зарегистрировалось свыше 50 000 человек и разместило более 100 000 объявлений. А 24 июля 2013 года Mercari сообщила о привлечении первого венчурного капитала в размере $500 000 от компании East Ventures. Спустя месяц она получила еще $2,7 млн. от токийского фонда United, оценивший бизнес Mercari в $20 млн. Последний раунд привлечения инвестирования состоялся 2 марта 2016 года. В тот день Mercari получила от нескольких инвестиционных структур $74-миллионное денежное вливание, $1-миллиардную оценку бизнеса и статус первого стартапа-единорога в Японии.

Трудности глобализации Mercari и обретение $5-миллиардной стоимости

Об амбициях стать торговой платформой международного масштаба Mercari принялась трубить с момента своего основания. Завоевывать мир японская «онлайн-барахолка» принялась в апреле 2014 года с захвата самого лакомого куска — рынка США. «Мы не сможем совершить глобальный прорыв без успеха в США. Но как только наш сервис получит признание в США, он начнет становиться универсальным», — пояснял в 2014 году Синтаро Ямадо.

Однако, открыв филиал в Кремниевой долине, японцы сразу же столкнулась со множеством непонятных для них трудностей. По словам Рё Ишизуки, переехавшего в Калифорнию и возглавившего американское направление, в течение первого года американская версия «приложения-барахолки» была скачана 2 млн раз. Такие темпы роста пользователей радовали. Однако поведение американцев принесло массу разочарований и загнало в убытки бизнес, приносящий прибыль в Японии. Mercari пришлось тратить много сил и средств на пресечение схем по отмыванию денег, а также на предотвращение продаж подделок, ворованных вещей и широкого спектра нелегальных товаров, от наркотиков до слоновых бивней.

«Мы были способны легко понять то, как японцы используют мобильные приложения, и поэтому нам было просто сконструировать продукт для рынка Японии, — рассказывает Рё Ишизука. — Однако, тяжелым испытанием для нас оказалась задача понять, как используют мобильные приложения американцы. Проблемой ведения бизнеса в США стал контроль качества из-за высокой доли жульнических объявлений и манипуляций с продуктами».

Зеркальной проблемой стало недоверие западных покупателей к приложению-барахолке. Японцы воспринимают сайт Mercari как обычный магазин, и среднестатистический активный пользователь проводит на нем 40 минут в день, неспешно листая страницы и без опасений заказывая понравившиеся продукты. В США же люди предпочитают более эффективный поиск и хотят видеть больше рекомендаций. Американские потребители чувствуют свою силу и часто требуют вернуть продавцу купленную, но непонравившуюся им вещь, тогда как японцы почти никогда этого не делают.

Пользователи в США, по данным Mercari, совершили около 40 млн скачиваний ее «онлайн-барахолки», примерно вполовину меньше, чем в Японии. Однако выручка в США за все время составила лишь 6 млрд йен ($54 млн), в сравнении с 93 млрд йен в Японии.

Несмотря на глубоко убыточную финансовую деятельность Mercari за западных рынках, тот факт, что первый японский единорог сумел удержаться в США и запустил свой сервис в Британии в марте 2017 года, вызвал повышенный интерес инвесторов.

«Трудности, с которыми Mercari столкнулась на заокеанских рынках, нисколько не загасило энтузиазм покупателей ее акций, — отмечает Эндрю Джексон, специалист по японским ценным бумагам из сингапурского инвестбанка Soochow CSSD. – В день выхода Mercari на IPO, 19 июня 2018 года, ее акции на сером рынке торговались на 30% выше цены предложения. Mercari в тот день выставила на продажу 43,5 млн своих акций по цене 3000 йен за штуку. Инвесторы из США и Европы приобрели более половины этого объема».

К концу июля стоимость акций Mercari поднялась до 4745 йен за штуку. Таким образом ее рыночная стоимость возросла до 656 млрд йен ($5,9 млрд), что принесло раннему венчурному инвестору United 240-кратный прирост вложенного в 2013 году капитала, а 40-летнего основателя Синтаро Ямадо сделало обладателем почти $2-миллиардного состояния.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск