Что такое Kyiv Smart City и почему нельзя «сделать как в Лондоне»

11005

В Киеве уже более двух лет существует инициатива Kyiv Smart City. Редакция AIN.UA встретилась с координатором Kyiv Smart City Ярославой Бойко, чтобы детальнее узнать о работе и проектах инициативы, а также задала вопросы Юрию Назарову, руководителю проекта Kyiv Smart City со стороны КГГА. 

Объясните простыми словами — что такое Kyiv Smart City?

Kyiv Smart City — городская инициатива, которая уже более двух лет объединяет городскую власть, представителей бизнеса и активистов для совместного развития умной инфраструктуры в столице. Мы создали своеобразную рабочую группу, благодаря которой появилась концепция Kyiv Smart City 2020». Эта концепция была подписана Киевским городским советом 21 ноября 2017 года.

Вы открыты для сотрудничества?

Конечно, мы готовы работать вместе с теми, кто хочет развивать городское пространство. Для того, чтобы поддержать воплощение инновационных идей, мы запустили Акселератор городских проектов. Задача акселератора — помогать в реализации решений и продуктов, которые стремятся стать частью информационно-коммуникационной структуры города.

Мы получаем огромное количество проектов на рассмотрение. Кто-то подает идею, не имея при этом рабочей группы и бизнес-плана. Кто-то приходит только с научными разработками. В таких случаях тяжело добиться быстрого результата, поэтому мы рекомендуем подавать в акселератор наработки хотя бы на уровне MVP.

Важно понимать, что мы не владеем бюджетом.

Именно поэтому у нас нет возможности профинансировать компанию, которая пришла с собственной идеей. Мы помогаем конкретно с проектным менеджментом, предоставляем консультацию, чтобы ускорить процесс финализации продукта и его возможного вывода на рынок, либо на этап создания пилотного проекта.

Инициатива Kyiv Smart City напрямую общается и взаимодействует с департаментом информационно-коммуникационных технологий при КГГА. Юрий Назаров, директор этого департамента, также является сокоординатором инициативы Kyiv Smart City. Как представитель городской власти он может подсказать перспективному проекту, на какие детали стоит обратить внимание, чтобы усовершенствовать продукт. Киев очень заинтересован в проектах, которые действительно помогают развитию городской инфраструктуры.

Как городская инициатива мы сотрудничаем с донорами, международными фондами и работаем благодаря благотворительным взносам. Например, креативное пространство Kyiv Smart City Hub на ВДНГ было создано благодаря сплоченной работе активистов — smart citizens, которые помогли нам собрать для постройки пространства более 1 миллиона гривен на краудфандинговой платформе. Сегодня все, кто помог построить хаб, могут участвовать в решении вопросов по развитию столицы.

Один из вариантов, как именно городской проект может получить финансирование от города — податься на «Громадський Бюджет» — платформу, в которой голосуют киевляне за тот проект, который им понравился больше всего. Проект, который наберет максимальное количество голосов при наиболее эффективно спланированном бюджете, получает городское финансирование.

Какой самый легкий путь для работы с городом?

Акселератор городских проектов Kyiv Smart City дает шанс хорошему проекту быть рассмотренным и внедренным в городе. Каждый может подать проект, пройти отбор и питчинг. Конкретно на питчинг приходят представители бизнеса, предприниматели, эксперты со стороны городской власти в области ЖКХ, транспорта. Таким образом мы предоставляем проектам возможность получить быстрый и качественный фидбек от профессионалов.

1 февраля состоялся питчинг Акселератора городских проектов, среди которых было отобрано 7 идей. Они сейчас проходят менторскую программу.

Для проектов, которые хотят стать частью городской инфраструктуры, нет универсальной стратегии воплощения — каждый нужно анализировать отдельно. По каждому стартапу необходима консультация определенных ведомств и департаментов. Например, электрозаправки — это одна история, а облачные решения для ЖКХ — совершенно другая.

Кто оказывает проектам финансовую поддержку?

Каждому проекту, в первую очередь, нужно самостоятельно заниматься поиском финансирования, либо инвестировать в него собственные средства. Искать государственные программы, конкурсы, писать запросы в международные фонды, подавать свой проект в «Громадський Бюджет». В нем за 2016 год распределили 50 млн грн, за 2017 год — 100 млн грн. На 2018-й выделили 150 млн грн. И подано более 1000 проектов.

Хотим подчеркнуть, что мы — общественная организация, и поэтому у нас нет полномочий выделять деньги на проекты.

Мы не распоряжаемся городским бюджетом. Но мы можем проконсультировать стартапы по вопросом финансирования, подсказать, к каким международным организациям лучше обратиться за поддержкой.

Например, в рамках акселератора мы учим, как правильно пользоваться системой Prozorro. Данная система необходима для работы с любым украинским городом, поскольку все договоры должны идти именно через нее. Помимо прочего, город со своей стороны также дает административную поддержку, доступ к датасетам, продвижение. Эта модель сотрудничества работает по всему миру.

Как устроена работа креативного пространства Kyiv Smart City Hub? Сколько людей работают, откуда приходит финансирование?

Хаб работает уже больше двух лет. Директор креативного пространства — Мирослава Громова. В команде большинство людей — волонтеры, которые работают на проектной основе. Их привлекают под конкретные проекты. Также есть руководители проектных направлений — большинство составляют эксперты, заинтересованные в развитии определенной экономической сферы.

Есть постоянная команда, которая ведет деятельность хаба как площадки. Помещение сдается в аренду, за счет чего покрываются административные затраты. Зарплаты сотрудников формируются под проекты — из средств привлеченного донора, фонда или компании.

У проектов, которые развивает Kyiv Smart City, есть четкие количественные цели?

Конечно, например, за 2017 год количество киевлян, вовлеченных в использование цифровых сервисов, превысило 600 000 человек. Сейчас это более 21% от населения города.

Наша цель — более 50% киевлян, которые будут распределять бюджет, подписывать петиции, оплачивать коммунальные услуги онлайн. То есть, около полтора миллиона жителей столицы.

Что касается денежной части, сейчас распределяют около 0,7% бюджета — маленький процент, на первый взгляд. Но, для сравнения, в канадских городах нет доли выше, чем 1,5%. Более 0,1% в западном мире считается хорошим показателем — так что мы впереди многих стран.

На какой умный город больше всего похож Киев?

Когда начиналась работа над концепцией Kyiv Smart City 2020, многие предлагали взять, условно говоря, Лондон в качестве примера и сделать в Киеве то же самое. Важно понимать, что те инструменты, которые подходят Лондону, Парижу или Нью-Йорку, абсолютно не подходят Киеву.

Результат, который мы видим в таких городах, как Амстердам, Вена, Цюрих, сформирован по итогам 10 лет работы. Инфраструктурная основа там закладывалась еще до возникновения идеи «умных городов».

Прежде всего, мы не можем взять юридическую базу чужой страны и применить ее в Украине, так как каждая страна имеет свое законодательство. Поэтому сразу внедрить готовую программу или инновации другого города в Киеве невозможно.

То есть, Киев уникален?

Каждый город по-своему уникален. И каждый город может что-то заимствовать частично. Камеры и работа над безопасностью — пример Лондона. Во время пребывания в этом городе Виталий Кличко был впечатлен работой местных систем. После возвращения он сказал: «Нам нужно построить безопасный город».

А этой осенью в Киев приезжал экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, которому мы презентовали систему видеонаблюдения в ЦОД. Он был в восторге и сказал, что мы все делаем правильно, и Киев становится более безопасным городом.

Конечно, при планировании городских систем в «умных городах» нужно обязательно учитывать местные особенности. Любое инновационное, урбанистическое, технологическое решение должно отталкиваться от потребностей города и его жителей. Для того, чтобы внедрить в городе что-то новое, нужно предварительно провести тщательный анализ сегодняшней ситуации.

Это, кстати, одно из направлений нашей деятельности. У нас есть фреймворки оценки европейских городов, которые мы адаптируем под украинские реалии. Это сложная аналитическая работа, которое ведется месяцами.

Чтобы измерить прогресс в масштабе города, нужно минимум 5 лет. Мы сейчас собираем данные, фиксируем краткосрочные результаты.

Мы видим, что есть огромный рост количества пользователей электронных сервисов. Остальное измерить очень сложно. Например, фреймворк оценки, принятый в ЕС, насчитывает 72 основных показателя и около 180 дополнительных пунктов. Поэтому говорить о результатах мы сможем, как минимум, через два года.

Есть направление, в котором вы продвинулись не так далеко, как хотелось бы?

Все, что заложено в концепцию Kyiv Smart City — важно. Мы не можем что-то игнорировать. Единственная отрасль, в рамках которой мы сейчас активно не взаимодействуем с городом — это медицина, потому что сейчас проходит масштабная реформа на уровне МОЗ. Мы пока не работаем с электронными рецептами и прочими возможными опциями.

Команда Kyiv Smart City только частично поработала в этой сфере. Один из первых проектов нашего прошлогоднего акселератора — «электронные очереди», онлайн-запись на прием к врачу.

4 вопроса Юрию Назарову, руководителю проекта Kyiv Smart City

Также редакция AIN.UA кратко пообщалась с Юрием Назаровом, соокординатором Kyiv Smart City и директором Департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА, чтобы детальнее узнать, как развиваются городские проекты, которыми занимается городская власть.

Когда появится интернет в метро?

С предыдущим инвестором произошла проблема. Мы планируем до конца августа объявить инвестиционный конкурс. Уже есть потенциальные инвесторы, которые готовы сражаться за этот проект, и я уверен, что мы его реализуем.

Когда заработает единый электронный билет?

Планировали уже 1 апреля начать тестирование, но по ходу реализации появились дополнительные работы. К примеру, начали прорабатывать гибкие модели тарифов. У жителя будет электронный кошелек, где он сможет выбрать вариант проездного на месяц или купить определенное количество поездок. Также, изначально не планировали подключать на первом этапе метрополитен.

В прошлом году мы получили 530 комплектов оборудования (бортовые компьютеры и валидаторы) и 300 считывающих устройств для контролеров. Осталось получить и установить еще 970 комплектов. Сейчас занимаемся внедрением программного обеспечения. Есть определенные сложности, потому что нам необходимо интегрироваться с нашей системой диспетчеризации, с платежной системой ГИВЦ, с реестром льготников.

Возникают трудности, связанные с тем, что мы хотим сделать универсальную систему, которая даст возможность рассчитаться бесконтактной платежной картой, Карточкой киевлянина, QR-кодом с телефона или, если это разовый билет, QR-кодом с бумажного носителя. Ориентировочно, полноценно на рабочую систему мы выйдем к осени — 1 ноября планируется запуск.

В каком статусе находится обсуждаемый проект «Кабинет киевлянина»?

Кабинет планируется запустить этой осенью. Сейчас команда работает над разработкой мобильного приложения.

Это будет универсальный сервис доступа ко всем услугам, которые предоставляет город. В наших планах сделать так, чтобы жители Киева могли авторизироваться в едином кабинете и получить доступ к разным электронным услугам: проголосовать за проекты бюджета участия, подать петиции, занять электронную очередь в детский сад и прочее. То есть, будут доступны все сервисы, предлагаемые городом.

Отдельно также планируется предоставить возможность управления е-билетом.

Есть ли какая-то этическая граница в проектах smart city? Например, камеры с поддержкой распознавания лиц — это этично? А системы предиктивного определения преступности?

Камеры установлены в публичных местах, это никак не ущемляет личные права человека. К тому же, детекция лиц не дает идентификации личности. Только база правоохранительных органов имеет возможность идентификации с розыскной базой.

Если субъект находится в розыскной базе правоохранительных органов, значит, он уже несет угрозу обществу. Таким образом, система способна предотвращать те или иные правонарушения. Проект «Безопасный город» создан для безопасности киевлян, контроля работы коммунальных служб, контроля и управления трафиком в городе.

Согласно статистическим данным, предоставленным Национальной полицией города Киева, благодаря проекту «Безопасный город», уровень преступности снизился на 37%.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск