Почему работа в стартапе не так хороша, как говорят. И с опциона вы много не получите

9959
2

Ранее на AIN.UA выходила колонка Вадима Роговского, в которой он объяснил, почему работа в стартапе более перспективна, нежели работа в обычной компании, например, в аутсорсе. 

Основатель компании Jeapie Дмитрий Борзенков предлагает другое мнение и объясняет, почему работать в стартапах (не только украинских) не всегда так радужно, как об этом все говорят.

Я разделяю стартапы и бизнес.

  • Цель первых — максимальная капитализация и рост за счет привлечения инвестиций для дальнейшей продажи или выхода на IPO.
  • Цель вторых — это выход на самоокупаемость и заработок денег, а также привлечение инвестиций, необходимых для горизонтального масштабирования и начального старта.

Многие работодатели называют себя стартапами, хотя по этим признакам явно такими не являются. 

Дальше делим стартапы на два типа:  

  • без/pre seed/seed/family инвестициями ( до $200 000).
  • инвестициями А + раунда ($1 млн+).

Первые ограничены денежными ресурсами и не могут предложить высокие з/п, что некоторые компенсируют опционом. Вторые могут себе позволить потолочную, по украинским меркам, з/п топ-сотрудникам, опционы дают редко — только ключевым сотрудникам в проекте, которые заслужили результатом. Первых проектов в Украине тысячи, вторых компаний десятки.

Теперь давайте коснемся опционов — какая у них механика работы и насколько это финансово выгодно для нас, как для сотрудников.

Тезис № 1. Доли фаундеров и сотрудников компании размываются ВСЕГДА при каждом новом раунде инвестиций

Вот реальный пример украинского проекта: у нас есть 2 фаундера, по 45% у каждого и 5 сотрудников, которым дали опционами по 2%. Компания поднимает раунд в $200 000 и отдает инвестору 20% доли в компании. Это значит, что каждый владелец акций компании, сотрудник и фаундер лишится 1/5 доли своих акций, чтобы «нарезать» эти 20% инвестору.

Тезис №2. Инвестор всегда максимально защищен при разнообразных форс-мажорах, которые могут случаться с компанией

Часто бывают варианты поднятия инвестиций с условиями от инвесторов, когда при привлечении следующих раундов, если они не достигают оговоренных условий (например, уменьшение оценки), включаются механизмы, которые защищают инвесторов от размытия их доли. В таком случае он полностью сохраняет свой процент в стартапе, а доля следующему инвестору «нарезается» из пула акций основателей и сотрудников.

Получается,что в лучшем случае после раунда инвестиций, мы имеем уже не 2%, а 1,6% и подобное размывание будет происходит каждый раунд.

Еще может быть вариант, когда при раунде инвестор может предложить выкупить часть акции сотрудников за дополнительные средства и тем самым увеличить свою долю. 

Предположим, что у нас есть цель довести капитализацию стартапа в $100 млн. По итогу, если все получилось, оценка выросла до заветной отметки в $100 млн, то у сотрудника с опционом в 2% на начало зарождения проекта, после 4-5 раундов инвестиций останется всего около 0,5-0,6%. Его доля постоянно размывалась. 

Но и это не все.

Чтобы сконвертировать опцион в реальные деньги, долю должен кто-то купить: например, инвестор — компания, которая покупает и поглощает бизнес, либо вариант с выходом на IPO. Тут есть свои особенности, Например, почти всегда у инвесторов, по сравнению с фаундерами и сотрудниками, есть приоритетная возможность продажи своих акции – это значит, то что даже если компания прошла все этапы, то деньги вы получите за свои акции в числе последних.

Риски

Не забываем о риске того, что стартап где мы работаем, может обанкротиться или не достичь поставленной цели по росту и капитализации и продаться раньше.

Итоговый процент компаний, которые доживают до капитализации в $100 млн и более, меньше 1%. И нужно учитывать украинские реалии. 

Еще умножим на риски того, что компания вообще не дойдет ни до какой стадии и ваш опцион будет стоить ноль. Это или отрицательная оценка или продажа компании по причине закрытия с компенсацией инвесторам. То есть это когда вы развиваетесь, растете, но не показываете ожидаемого роста, ваша оценка капитализации падает и следующий раунд вы или вообще не можете привлечь, или привлекаете с оценкой гораздо ниже текущей. В таких случаях если компания все же продается или закрывается, то почти вся сумма от продажи идет на возвращение вложенных денег инвесторам, а не «честное» распределение в зависимости от процента. Зачастую в таком варианте фаундеры и сотрудники остаются с нулем.

Как же выбирать стартап, в который пойти работать?

В первую очередь стартап – это его фаундеры. В том случае, если они публичные и у них есть опыт успешного запуска проектов, то это увеличивает вероятность успешного построения компании. Поспрашивайте на собеседовании о их личных результатах, бекграунде. Вы должны поверить этому человеку, что он справится. Если фаундер не участвует в собеседовании, а только HR, разработчик – смело уходите. Обращайте внимание на репутацию фаундера. Публичные ли фаундеры, есть ли у него успешные проекты, какие бизнесы строил, в чем его прикладная экспертиза.

Это команда: вы должны попросить рассказать о ребятах, которые уже работают, возможно пообщаться, а также поверить, что вы с ними сможете осилить этот проект.  

Вовлеченность: вам должна быть близка и интересна идея. Если фаундер не в состоянии запитчить вас и продать вам ее, то либо это не ваш проект, либо это плохой фаундер, который не сможет в дальнейшем продать проект и инвесторам, и клиентам.

Если вы не верите в бизнес-модель или нужду рынка в продукте – задавайте вопросы, проблематизируйте, спрашивайте о конкурентах, УТП. В итоге у вас не должно быть сомнений — вы либо верите в проект либо нет.

Страхи. В связи с тем, что мы находимся в Украине, и даже если у вас сложится все отлично — это не гарантирует получение денег за свои опционы. На моей памяти уже были случаи когда компании не выполняли своих обязательств перед сотрудниками и последние оставались ни с чем.

Реальность такова, что проект, в котором вы работаете, скорее всего, так и не дойдет до стадии капитализации в $100 млн. Вероятно он закроется из-за того, что не поднимет следующий раунд либо состоится продажа на более ранней стадии с гораздо меньшей капитализацией. И то, что с вами останется — это з/п и экспертиза работы в продуктовой компании.

Я советую идти работать в стартапы на ранней стадии только 2 типам специалистов:

  • вы только закончили учебу или учитесь и вам нужен боевой опыт работы на проекте с современными технологиями.
  • вы состоявшийся разработчик, архитектор, техлид, СТО и вы достигли своего потолка; у вас нет острой потребности в финансах и вы готовы даунгрейдиться (по условиям и з/п) за опцион и возможность строить крутой проект.

Стартапы, которые поднимают 2-3 раунд инвестиций, обычно дают з/п рыночную и выше, потому что у них есть финансы и они готовы платить за самых лучших специалистов. Опционы дают в таких случаях редко и только ключевым топ сотрудникам за инпакт в развитие продукта, как инструмент удержания и вдохновения.

Плюсы от работы в стартапе:

  • Возможность быстро расти как по тех. стеку, так и по позициям в рамках одной компании и команды.
  • З/п потенциально выше рыночной, если компания будет расти и поднимать раунд за раундом.
  • Иметь возможность видеть все бизнес-процессы изнутри и в будущем начать свой проект.
  • Работа в дружеской атмосфере и вовлеченной команде.
  • Отсутствие бюрократического вертикального менеджмента.
  • Призрачная возможность поднять денег при продажи опциона.

Автор: Дмитрий Борзенков, основатель Jeapie. 

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • Ну на счёт размытия доли не так все грустно как Вы описали. пол процента от 100 млн это 500 тыс, а 2 процента вы получаете на ранней сталии когда они стоят тыщи 2 от силы. С каждым размытием так же повышаеться стоимость компании что в конечном итоге хорошо. При условии что компания дорастет до нужной капитализации конечно.

    • Я не говорю, что все грустно. Нужно просто понимать математику инвестиций, что бы не обманываться. В моем текущем проекте есть сотрудник с опционом и на собеседовании все больше людей спрашивают, а возможен ли опцион в компании.

Поиск