5 распространенных ошибок стартапов по версии лекторов курса How to Startup

2919
1

Эксперименты и ошибки — фундамент любых знаний. В онлайн-курсе How to Startup о том, как запускать стартапы (создатели — агрохолдинг МХП и инновационная платформа Agrohub), эксперты и представители успешных проектов рассказывают, на что обратить внимание, чего делать не стоит и с какими проблемами можно столкнуться, когда стартуешь свое дело. Менторы курса говорят и о типичных ошибках начинающих предпринимателей — о "граблях". Вот пять из них.

1. Влюбленность в идею

Способность преодолевать неверие окружающих и идти вперед – важны. Но для начинающего предпринимателя слепая вера, не подкрепленная обратной связью от рынка, может стать роковой ошибкой.

Олег Косс, сооснователь CX Design: «Влюбиться в свою идею – это самая большая ошибка. Скорее всего, вы не первый, кому пришла эта идея в голову. Если она до сих пор не реализована, то, возможно, на это есть причина. Вы должны быть готовы изменить свою первоначальную идею до неузнаваемости».

Роман Белкин, фаундер и технический директор стартапа Cardiomo: «В мире много сумасшедших изобретателей. «У меня есть идея! Я порву мир! Я стану единорогом! Все супер!» А потом: ну, и кому оно надо? Идея — крутая, а ты действительно решишь проблемы миллионов людей? Кому ты это будешь продавать?»

«Задача стартапера заключается в том, чтобы понять, как идея, которая пришла ему в голову может быть переработана, — рассказывает Олег Косс. — Если почитать истории успешных стартапов — Uber, Airbnb и других —  окажется, что то, с чего они начинали, не похоже на то, что получилось».

2. Желание сразу создать что-то большое и уникальное

Многие разработчики стремятся изобрести что-то новое, не похожее ни на что существующее на рынке. Хватаются за уникальность и проигрывают. Ведь взлетают не уникальные, а ориентированные на конкретную потребность решения.

Виктор Компаниец, руководитель проекта Sintegrum: «Невзирая на теорию голубого океана, больше всего денег — в красных океанах. Если на рынке конкурируют много продуктов, и никто не выходит в явные лидеры, значит, что ни один из них не удовлетворяет пользователя. А в сегментах, где нет конкуренции, как правило, нет и денег».

Анна Петрова, основатель проекта Startup Ukraine: «Одна из ошибок стартапа — вера, что мы — следующий Facebook или новый Apple и сейчас всех поработим. Мне кажется, что инвесторы это даже всерьез не воспринимают».

3. Стремление решать маловажные проблемы

Олег Косс: «Если вы увидели, что у какой-то целевой аудитории есть проблема, но они палец о палец не ударили, чтобы ее решить, то, скорее всего, вы не сможете привлечь внимание и убедить, что эта проблема требует решения».

Сергей Глиевой, CEO команды Peoplemeter, сооснователь стартапа ShelfMate, победитель MHP accelerator: «Основная ошибка, мне кажется, в том, что стартап не проверил, нужно ли его решение рынку».

Анна Петрова: «Если нет проблемы, то бизнес не взлетит. Это очень важно понимать. Успех самых больших проектов в том, что они закрыли market need».

4. Не разговаривать с потенциальными покупателями или разговаривать с ними  не об их проблеме, а о вашем решении

Дмитрий Михальчук, основатель стартапа Grain Track, финалист MHP accelerator: «Когда-то мы делали огромную ошибку — приходили в компанию потенциального клиента и устраивали демонстрацию системы, рассказывали про ее преимущества. Это длилось час, в лучшем случае, а так полтора, два. Потому что система большая, классная, нам казалось — столько всяких возможностей, все так хорошо, нужно все успеть показать. Было видно, что люди слушают, для них это новая система. Но это как путешествовать в другой стране — глаз пытается охватить каждую мелочь, оценить, много нового. Глаза разбегаются, и, в итоге, они ничего не понимают. Мы перешли от такой стратегии к тому, что мы приходим и задаем много вопросов: какая у них проблема, как они ее решают сейчас, как бы хотели решить. После чего показываем один единственный раздел в нашем продукте, который решает их боль. И больше им ничего не нужно».

Олег Косс: «Единственный способ подтвердить, что проблема достойна решения —  поговорить с клиентами. Нужно обязательно встретиться с несколькими, особенно если у вас есть разные целевые сегменты. И не говорите с ними о вашем решении — говорите с ними об их проблеме».

«Я думаю, что только небольшое количество стартапов обращается к кому-либо за экспертизой своих идей. Понятно, что это не так легко в нашем обществе. Тем не менее это — одна из составляющих успеха», — говорит Юрий Гончаренко, сооснователь и главный редактор журнала «ЗЕРНО».

Недостаточное общение с покупателями очень отдаляет стартап от успеха. Команды тратят много времени впустую, дотачивая продукт, который может оказаться никому не нужен в целом.

Кирилл Мазур, глава экосистемы и партнерств UNIT.City: «Компании не собирают обратную связь от клиентов, а продолжают просто делать-делать-делать продукт, основываясь на своем видении, не отвалидированном на потребителях. И это часто приводит к тому, что появляется продукт, который не настолько нужен клиенту, как думают фаундеры. Это большая ошибка, потому что по факту продукт никто не покупает».

Сергей Глиевой: «Первая ошибка — не отвалидировал, пошел делать прототип».

5. Неправильное распределение инвестиций

Иногда фаундеры не способны просчитать реальные затраты на проект и стартуют с недостаточными инвестициями.

Сергей Глиевой: «Ошибка – не просчитывать, сколько будет стоить конечный продукт. Многие стартапы не умеют считать стоимость продукта после производства, уже «в коробке».

Денис Довгополый, управляющий партнер GrowthUP Group: «В большинстве своем предприниматели недооценивают потребность в инвестициях, поднимают в три раза меньше денег, чем в будущем потребуется. Предприниматель, который запускает свой первый стартап, практически всегда ошибается в 2-3 раза. Соответственно, когда деньги заканчиваются, он начинает ФОКУСироваться на их поиске. И в итоге не находит их, или находит, но на плохих условиях. Так стартап теряет рынок».

Начинающие предприниматели грешат тем, что не понимают ожиданий инвесторов или ставят себе высокие зарплаты, вместо того, чтобы вкладывать в развитие. Это особенно опасно на ранних этапах, так как всем инвесторам важно видеть динамику.

Татьяна Романюха, исполнительный директор UAngel: «Поднял стартап инвестиции и думает, что уже все круто, полетит. А начинается еще более сложный период. Потому что нужно успеть за этот раунд выдать такой результат, достичь таких показателей, чтобы они позволили найти следующего инвестора. Если стартап строит венчурную историю, то на seed раунде фаундеры должны четко понимать, какие метрики ожидает следующий инвестор. Стартапы часто этого не понимают. Рисуют себе KPI из головы и, чаще всего, их не достигают. И даже если достигают, оказывается, что следующему инвестору этого мало. Тогда стартап не успевает пройти break even  point — точку безубыточности, начать зарабатывать. И рушится все».

«Первое, что нужно сделать предпринимателю, — это определить, для чего ему нужны деньги. И когда я говорю «для чего», я имею ввиду конкретно, куда он собирается их потратить. Потому что в зависимости от этого нужно будет искать и соответствующих инвесторов, у каждого из которых есть свой фокус», — советует предприниматель и сид инвестор Максим Школьник.

Какие еще ошибки — связанные с деньгами, с переоценкой промо, с бизнес-планом и анализом рынка, с неправильной коммуникацией с командой и другими составляющими стартапа — делают фаундеры, вы узнаете из курса How to Startup. Всего планируется 10 видео-уроков. Первый выйдет в конце сентября.

Ксения Прожогина, директор департамента управления персоналом и коммуникаций МХП: «За 8 месяцев работы со стартапами в рамках программы MHP accelerator, организованной Radar Tech, Agrohub и МХП, мы рассмотрели свыше 180 заявок от команд, увидели «внутреннюю кухню» украинских стартапов, их сильные стороны, эффективные действия и типичные ошибки, допускаемые на разных этапах развития. Такой опыт может принести пользу всему обществу. Это натолкнуло нас на идею создания курса How to Startup, открытого для всех интересующихся, вовлеченных в тему создания и развития своего дела».

Курс будет ориентирован на стартапы из всех отраслей, не только агро. Он будет доступен бесплатно. После прохождения курса сформируется четкое понимание, на что обратить внимание в самом начале пути, какой план из обязательных «to do» для себя составить, чего делать не стоит и с какими проблемами можно столкнуться, когда запускаешь свой стартап.

Юлия Порошенко, основатель Agrohub, сооснователь Radar Tech: «С каждым днем в Украине становится больше технологических предпринимателей. Мы хотим, чтобы они были успешны. И чтобы люди, которые только задумываются о собственном деле, почувствовали себя уверенней и решились на запуск».

Зарегистрироваться на курс

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • Заявил, Кирилл Мазур что-то про стартапы =-)

    Это не тот Кирилл Мазур (не сотрудник венчурного фонда, а советчик и стартапер, ментор), который так ничего и не создал чисто своего? Создал «Tennisterin: Партнер по теннису» и после того как тот легко не взлетел начал его сразу продавать (проект доживает до сих пор)? Это не тот ли Кирилл Мазур, который говорил о том что создал «зе нехт биг синг» выпуская плагин субтитров для нетфликс и который также упал не взлетев? Это не тот ли ютубер, который анонсировал зе нехт биг шоу на ютубе, выпустив три видео, среди которых одно интро?)

Поиск