История DiDi: как «китайский Uber» возник, победил в войне субсидий и гасит кризис убийств

8723

Китайский агрегатор такси DiDi Chuxing получил мощнейший «турбонаддув деньгами» и за шесть лет своего существования разросся до невероятных масштабов. К его сети присоединились 21 млн водителей и 450 млн зарегистрированных пользователей, заказывающих 30 млн поездок в сутки. С $12-миллиардным запасом наличности и оценкой бизнеса в $56 млрд DiDi носит звание второго самого дорогого стартапа в мире после $72-миллиардного Uber. Также его часто называют «китайским джаггернаутом», «королем райдшеринга» и «убийцей Uber». Редакция AIN.UA рассказывает, как китайский мобильный сервис в короткий срок достиг таких успехов, и как он преодолевает нынешние трудности.

Становление Didi

Индустрия онлайн-вызовов такси в Китае возникла из ничего: в 2012 году Uber-подобный мобильный сервис под запоминающимся именем DiDi Dache («бип-бип вызов такси») стартовал в Пекине одновременно с более чем 30-ю похожими как близнецы стартапами. Его запустил 29-летний китаец Чэн Вэй (Cheng Wei), получивший бизнес-образование в пекинском Университете химических технологий и проработавший 8 лет продавцом онлайн-приложений и менеджером в компаниях Alibaba и Alipay. В первые недели своего существования DiDi никак не мог зацепиться за рынок такси – у Чэн Вэя было работоспособное мобильное приложение, но не было ни одного автомобиля.

«В первый месяц мы стучали в двери 100 компаний такси в Пекине, и все они разворачивали нас, — вспоминает Чэн Вэй. – Все они хотели видеть официальные разрешения на ведение бизнеса от транспортной комиссии, а у нас не было ни одного».

Наконец, спустя месяц безуспешных попыток одна маленькая фирма такси, владевшая 200 автомобилями согласилась сотрудничать с DiDi. Этой небольшой рыночной ниши стартапу хватило, чтобы раскрутить свое имя и поставить себя так, чтобы собрать самых могущественных покровителей и самые крупные денежные потоки.

В отличие от своих неудачливых конкурентов, некоторые из которых пытались продавать свои мобильные приложения за деньги и раздавали пожилым таксистам бесплатные смартфоны, опытный продавец онлайн-программ Чэн Вэй сделал ставку на молодых водителей, шедших в ногу со временем и имевших собственные смартфоны. Свое приложение DiDi не только распространял бесплатно, но еще и доплачивал за новые скачивания, мотивируя таксистов служить не только извозчиками, но и высокоэффективным сарафанным радио.

В сентябре 2012 года стартап привлек первого институционного инвестора – венчурный фонд GSR Ventures разглядел в нем потенциал и рискнул вложить в него $3 млн. А в ноябре того же года интернет-гигант Tencent согласился предоставить DiDi первое $15-миллионное вливание и взять под свое покровительство. И почти сразу вслед за этим появилась тревожная новость: другой интернет-гигант Alibaba влил деньги в конкурирующий с DiDi Uber-подобный мобильный сервис Kuaidi Dache (“Быстрое такси”).

Успех интернет-стартапов в Китае зачастую зависит от того, насколько крепки их связи с одним из гигантов Большой тройки —Alibaba, Tencent или Baidu. Получив мощных покровителей в лице двух соперничающих друг с другом интернет-гигантов Китая, Didi и Kuaidi разошлись по их сторонам и приготовились к затяжной обескровливающей схватке.

Война субсидий с Kuaidi

До появления в Китае Uber-подобных сервисов, водители такси в таких крупных городах, как Шанхай, в среднем зарабатывали в месяц 6000 юаней (чуть меньше $1000). Чтобы заманить их в свою сеть DiDi пообещал создать им возможность получения до 20 000 юаней в месяц не только за счет увеличения загрузки заказами, но и за счет субсидий.

Вдобавок к основной плате, составлявшей примерно 80% от цены заказа, водителям полагались бонусы после совершения определенного числа поездок, премии за работу в часы пик, а также реферальные начисления за новые загрузки мобильного приложения DiDi. Пассажиры также получали поощрения в форме дисконтов на поездки.

Из-за огромных затрат в 2013 году DiDi ощущал острую нехватку денег, стучался в двери ко многим инвесторам и получал отказы. Однако в начале 2014-го все резко изменилось после того, как Tencent взял курс на развитие мобильных платежей и осознал, что Didi поможет ему увеличить число мобильных транзакций. Интернет-гигант принялся закачивать капитал в такси-сервис, предоставивший своим пользователям возможность расплачиваться с водителями такси при помощи безналичного платежного сервиса WeChat. Гигант Alibaba отвечал синхронно, закачивая деньги в Kuaidi, который был интегрирован с его мобильным платежным сервисом AliPay. Вместе две компании в первые месяцы 2014 года потратили около 2 млрд юаней на дисконты и субсидии пользователям сервисов вызовов такси.

Естественно, «сжигание денег» стартапами DiDi и Kuaidi, загнавшее их в глубокие убытки, нервировало инвесторов обеих компаний. А с усилением на китайском рынке Uber у многих возник страх, что междоусобица может истощить и привести к погибели оба сервиса. Российский венчурный капиталист Юрий Мильнер, финансировавший DiDi, взял на себя роль переговорщика и ходил между штаб-квартирами Alibaba и Tencent до тех пор, пока ему не удалось убедить покровителей DiDi и Kuaidi заключить союз и повернуть штыки против Uber. В феврале 2015 года китайские мобильные сервисы объявили о слиянии. Доля DiDi в объединенной компании составила 60%, а Чэн Вэй получил над ней контроль.

Война с Uber

Базирующийся в американском Сан-Франциско гигант Uber зашел в Китай в конце 2013 года и развернул бурную деятельность в 60 городах. Чтобы привлечь местных инвесторов и избежать проблем с регуляторами, он создал китайское подразделение Uber China. Вскоре на свою сторону ему удалось привлечь третьего интернет-гиганта Китая Baidu, влившего деньги в Uber.

В 2014 году началась война. По словам Чэн Вэя, глава Uber Трэвис Каланик, славящийся своим агрессивным поведением, прилетел в Пекин специально для того, чтобы лично выдвинуть ему ультиматум: либо отдайте Uber 40% акций DiDi, либо готовьтесь к битве. Чэн Вэй выбрал второе.

Используя ту же тактику, что и в борьбе с Kuaidi, DiDi выделял все возрастающие объемы денег на субсидии и дисконты, Uber отвечал тем же. На пике войны кровопотери достигли поражающих масштабов. Uber раздавал водителям по 7000 юаней (свыше $1000) в неделю за выполнение 85 заказов, а владельцы частных машин DiDi получали удвоенную оплату. Uber, по признанию Трэвиса Каланика, в одном лишь 2015 году бросил на субсидии и дисконты в Китае свыше $1 млрд. DiDi – гораздо больше.

В июне DiDi сообщил о привлечении от группы инвесторов во главе с Apple, China Life и Alibaba гигантской суммы в размере $7,2 млрд, ясно показав, что намерен продолжать войну субсидий еще долго. Спустя месяц Uber замахал белым флагом. 1 августа 2016 года компании анонсировали сделку по объединению $28-миллиардной DiDi и $8-миллиардного Uber China в компанию-монстра. По условиям сделки, Uber China передал весь свой китайский бизнес под полный контроль DiDi в обмен на пятую часть акций объединенной компании. DiDi обязался инвестировать $1 млрд в Uber Global, стоивший в то время в $62,5 млрд.

Кризис убийств

После победы над Uber деньги в DiDi инвесторы принялись закачивать чуть ли не насильно. Как пишет журнал Independent, в начале 2017 года Чэн Вэй отказывался брать гору наличности у легендарного инвестора из SoftBank Group Масаеси Сона, мотивируя это тем, что компания уже привлекла $10 млрд и у нее переизбыток средств. Сон пригрозил отдать эти деньги одному из конкурентов Didi, и Чэн Вэй нехотя провел еще один раунд инвестирования, приняв от SoftBank еще $5 млрд.

В настоящее время мобильное приложение предоставляет 11 транспортных услуг, включая запущенную в 2017 году систему велопроката Bike Sharing и универсальную платформу по обслуживанию автомобилей Xiaoju Automobile Solutions.

В августе 2018 года один из сервисов Hitch, помогающий в поиске попутчиков для междугородних поездок, создал для DiDi нешуточный кризис, грозящий навлечь карательные меры регуляторов и стать самой серьезной проблемой за шесть лет существования стартапа. Причиной послужило изнасилование и убийство в провинции Вэньчжоу 20-летней женщины водителем Hitch на следующий день после того, как на этого водителя написала жалобу (завез в отдаленное место и шел за ней следом после поездки) другая пассажирка, но DiDi никак не прореагировал на эту жалобу. Похожее убийство уже происходило тремя месяцами ранее в Чжэнчжоу. Тогда мужчина украл водительский аккаунт Hitch у своего отца для того, чтобы увести и убить 21-летнюю пассажирку.

Шокирующая гибель двух женщин, воспользовавшихся сервисом DiDi, всколыхнула волну гнева. С экранов телевизоров посыпались призывы к бойкоту DiDi. Аналогичная кампания #deleteDidi была запущена в соцсетях, где тысячи пользователей раскритиковали компанию и пообещали удалить ее приложение со смартфонов. К давлению присоединились власти Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и Шэньчжэня, которые вызвали руководителей DiDi и потребовали в срочном порядке принять реальные меры для обеспечения безопасности пассажиров.

Стартапу пришлось на неделю приостановить действия семи своих сервисов в ночное время, с 11 вечера до 5 утра. Hitch был остановлен полностью до решения проблем с безопасностью. В длинном обращении под заголовком «Наши глубочайшие извинения» Чэн Вэй пообещал, что cервис «прекратит использовать показатели масштаба и роста в качестве измерителей успеха», и отныне сфокусируется на повышении уровня безопасности, сделав его «самым важным индикатором».

«Мы совершенно точно не злая компания, и определенно не та, которая ставит получение прибыли превыше всего – за шесть лет существования DiDi мы все время работали убыточно и ни разу не выходили в прибыль. За первую половину этого года мы раздали водителям и пассажирам 11,7 млрд юаней в виде субсидий. И мы будем инвестировать нашу выручку в безопасность», — пообещал Чэн Вэй.

К началу сентября DiDi предоставил длинный список запланированных мер. Прежде всего компания усовершенствует тревожную кнопку в своем мобильном приложении. При возникновении угрозы жизни пользователь будет напрямую соединен с полицией и сможет быстро отправить аудиосообщение о проблеме. Среди множества других инициатив DiDi – опция вызова такси с водителями того же пола, что и пассажиры; перепроверка всех водителей с использованием новых методов «больших данных»; ежедневная процедура распознавание лиц водителей для сопоставления с автомобилем; а также полные аудиозаписи всех поездок, которые будут в течение недели храниться на серверах компании и анализироваться в случае поступления жалоб.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск