Что такое параллельный импорт и почему его принятие в Украине важно для интернет-бизнеса и конечных потребителей

12093

На этой неделе стало известно, что крупные национальные и международные ритейлеры выступили с открытым письмом к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой принять законопроект, который обеспечит работу в стране параллельного импорта. В уанете неоднократно поднимали эту тему юристы, представители розничной и интернет-торговли, однако за многие годы дело так и не сдвинулось с места. 

Редактор AIN.UA разбирался, почему введение параллельного импорта важно для рынка Украины, что это даст предпринимателям в сфере интернет-торговли, а также конечному потребителю фирменных смартфонов и гаджетов и вообще любых брендовых товаров.

Что такое параллельный импорт

«Параллельный импорт» — это импорт товаров с нанесенным на них товарным знаком без получения обязательного согласия правообладателя данного товарного знака. Такой импорт осуществляется «параллельно» и независимо от импорта данного товара правообладателем и без разрешения правообладателя в Украине.

Параллельный импорт возможен при условии, что товар уже был введен в гражданский оборот. С этого момента, согласно принципу исчерпания прав на ТМ, правообладатель теряет свое исключительное право запрещать третьим лицам использовать торговую марку. То есть, товар свободно циркулирует в обращении без каких-либо ограничений и владелец ТМ не может влиять на дальнейшую перепродажу этого товара.

Почему параллельный импорт не работает в Украине

В украинском законодательстве четко не определено, в какой момент наступает исчерпание права правообладателя: в момент первой продажи товара в любой стране мира, независимо от того, где такие товары были размещены на рынке (международный принцип исчерпания прав на ТМ), или в момент, когда товар был завезен с разрешения правообладателя в определенной стране (национальный принцип).

И здесь возникает возможность вариативной трактовки: существующий Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, который призван не допустить импорт подделок, используется некоторыми дистрибьюторами, вендорами для ограничения импорта оригинальной продукции. В особенности ситуация заметна на рынке потребительской электроники, когда определенные компании фактически получают эксклюзивное право на реализацию брендовой продукции по выгодным им ценам.

Таможенники также охотно эксплуатируют лазейку. Иногда доходит до смешного, например, на таможне задерживают пару кроссовок, купленных украинцем в Asos — чтобы проверить, не занимается ли покупатель нелегальным импортом. 

Ранее об этой проблеме в своей колонке для AIN.UA писал основатель Hotline.ua Сергей Арабаджи. По теме также неоднократно высказывался основатель «Розетки» Владислав Чечеткин.

Как это изменить

Исправить ситуацию может законопроект №4614 «Про внесення змін до митного кодексу України щодо захисту прав інтелектуальної власності під час переміщення товарів через митний кордон України», в котором закрепляется международный принцип исчерпания прав на торговую марку и разрешается параллельный импорт товаров. Именно на его принятии настаивают крупные торговые сети «МЕТРО Кеш енд Кері Україна», «Ашан Україна Гіпермаркет», «Сільпо-Фуд», «Новус Україна» и «БІЛЛА Україна» в своем обращении к Гройсману.

Ранее в Украине пытались принять законы, которые бы наоборот усугубляли ситуацию, потому что предлагали закрепить национальный принцип исчерпания прав на ТМ. Одной из таких попыток был законопроект №5419. Однако совместными усилиями игроков рынка эти попытки удалось пресечь.

Что даст принятие законопроекта №4614 рынку и конечному потребителю

По мнению генерального директора «МЕТРО Кеш енд Кері Україна» Оливье Лангле, принятие законопроекта №4614 улучшит уровень конкуренции и обеспечит свободную торговлю оригинальными товарами на таможенной территории Украины.

«По нашему убеждению, параллельный импорт может стать действенным конкурентным инструментом, который изменит сегодняшнее положение вещей, когда украинские потребители вынуждены покупать товары только у «сертифицированных»/прямых дистрибьюторов по завышенным ценам, которые на самом деле монополизировали рынок. При модели параллельного импорта, потребители получат доступ к более низким ценам», — прокомментировал он.

Вместе с тем, госбюджет получит дополнительные поступления в виде уплаченных пошлин и налогов. Поскольку предприниматели больше не будут вынуждены ввозить товар «мимо» границы или провозить по одному с помощью частных лиц, чтобы избежать заморозки партии на таможне.

В результате в стране станет возможна здоровая конкуренция, а это будет стимулировать легальную предпринимательскую деятельность в стране — отмечается в обращении к Гройсману. 

Как введение параллельного импорта отразится на интернет-торговле и рынке потребительской электроники 

Инициативу позитивно оценивают также ecommerce-игроки, интернет-магазины техники и электроники. 

«Считаю данную инициативу своевременной и полезной для рынка. Действительно, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда некоторые «сертифицированные» дистрибьюторы чувствуют себя настолько комфортно, что цены в Украине на десятки процентов выше, чем в соседних странах.

Верю в то, что принятие данного законопроекта положительно повлияет на конкурентную среду и приведет к снижению цен на многие товары. Это хорошая новость для конечных потребителей, — комментирует сооснователь Repka.ua Дмитрий Латанский. — Мне не совсем понятно, как таможенники смогут установить контрафактность той или иной партии товаров. Очевидно, что работник, который оформляет ввоз товаров в страну, не может быть экспертом в тысячах групп/брендов/продуктов и «на глаз» отличить оригинальный товар от подделки, но … будем переживать проблемы по мере поступления».

Инициативу прокомментировал и Дмитрий Покотило, управляющий партнер F.ua. Он отметил, параллельный импорт может существенно снизить цены в интернет-сегменте по сравнению с офлайном.

«Ситуация на рынке интернет-торговли техникой такова, что офлайн-сети давят на производителей, и как следствие, под ударом сейчас находятся другие независимые продавцы, что хотят продавать официальный товар — то есть мы и наши коллеги по цеху.

Равные цены что на полке в магазине, что в интернет-канале – это явное давление оффлайн-магазинов, товары крупных производителей в интернете уже давно не дешевле, невозможно формировать свою ценовую стратегию. Не может быть такого, чтобы на полке товар не был дороже, нежели в интернете — разная цепочка по затратам на мерчандайзинг.

Также, в последнее время, начали практиковать эксклюзивы только на сети. Рынок онлайн-продавцов не получает интересные модели смартфонов, например бренд Honor — только у офлайн-продавцов, мы его не можем банально купить, продаем на условиях маркетплейса с нашими партнерами. И так практически по всем известным брендам, когда сетям уходят эксклюзивом интересные модели, а нам остается продавать другие, с завышенными ценами, потому что интернет-каналу банально идут отгрузки значительно дороже.

В тоже время интернет-магазины жестко контролируются и наказываются деньгами за нарушение цен, тогда как розницу проконтролировать практически невозможно. Конечно, при такой торговле вендоры могут наказать продавца. Но зато можно будет продавать телевизор, произведенный не в России, делать на нем оборот и зарабатывать».

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск