прислать материал
AIN.UA » Сообщество7 ужасов фриланса, и что с ними делать — опыт Coding Ninjas

7 ужасов фриланса, и что с ними делать — опыт Coding Ninjas

3013 0

Неплатящие заказчики, недооценка труда, низкие рейты – с какими стрессовыми ситуациями и неприятностями может столкнуться фрилансер? Менеджер по привлечению фрилансеров в компании Coding Ninjas  Евгения Круглова подытожила опыт работы своей компании в семи простых правилах, которые помогут фрилансеру сохранить время и нервы. Об этом она рассказывает в колонке для AIN.UA. 

1. Деньги вперед

Когда вы только начинаете фрилансерскую карьеру, рано или поздно вы поймете, что иногда придется идти на жертвы. Просто потому, что вас никто не знает, а следовательно вы должны быть готовы к тому, что за репутацию надо платить.

Скорее всего, ваша жертва будет связана с деньгами. Особенно, если вы решили начать с биддинговых фрилансерских платформ вроде Upwork или Freelancer. Лучший способ получить заказ на них — согласиться сделать качественную работу за меньшие деньги.

И это еще не самый худший вариант — там вы хотя бы защищены системой escrow, которая списывает с клиента сумму, оговоренную в контракте, и релизит ее на ваш счет после того, как таск был принят клиентом. Какая-никакая, но гарантия.

Если же вам повезло меньше, и никакой прокладки в виде продукта или сервиса между вами и клиентом нет, а все держится на честном слове или шаблонном контракте, ситуация может оказаться чуть сложнее. Потому что однажды вы обязательно столкнетесь с клиентом, который «готов платить только за готовый результат».

Что делать в таких случаях? Наша рекомендация: уважайте свой труд и работайте только с теми, кто тоже его уважает.

Позиция клиента, конечно, понятна: они вас не знают, доверять незнакомцу в интернете не могут.

Золотая середина — разбить проект на небольшие майлстоуны, обозначить четкие дедлайны и договориться с заказчиком о том, чтобы он проводил оплату непосредственно перед тем, как вы начинаете работу над очередным куском.

Да, возможно, вашего потенциального клиента такой подход не устроит, и он откажется с вами работать. Поверьте: вам такой вариант развития событий понравится больше, чем тот, где вам приходится пытаться выбить   из кого-то деньги, и слышать в ответ детские отговорки про заболевшего бухгалтера.

2. “Работа на 5 минут”

Время от времени вы будете сталкиваться с заказчиками, у которых есть (был) небольшой опыт в разработке. Чаще всего, они будут представителями небольших бизнесов, которые занимаются веб-дизайном или разработкой несложных сайтов.

Опасность таких клиентов заключается в том, что они обладают какими-то начальными навыками или базовым пониманием процесса разработки, но при этом сильно переоценивают свою квалификацию.

Типичная ситуация в сотрудничестве с такими людьми: вы получаете задачу на естимейт (оценку объема работы – ред.), оцениваете ее объем в 5 часов работы, а в ответ слышите: «да там работы на 5 минут максимум, и если бы было время, сам бы давно сделал».

Алгоритм выхода из подобной ситуации следующий:

  • Постарайтесь спокойно и последовательно объяснить, почему вам требуется именно столько времени.
  • Если это не помогло прийти к общему знаменателю, предложите клиенту запросить оценку у другого (желательно независимого) девелопера.
  • Если клиент продолжает настаивать на своем и уговаривать вас на меньший эстимейт или ссылается на явно заниженную оценку от другого специалиста, лучше отказаться от работы с таким заказчиком.
  • Как и в первом случае, согласие на выполнение работы, которая не будет оценена по достоинству, в итоге обойдется вам дороже.

3. “Я такого не говорил”

Недоразумения встречаются в любой работе. Кто-то что-то недопонял, и сделал не то/не так/не там. Типичная история: в рамках проекта вы выполнили какую-то задачу и зачарджили (выставили счет за нее – ред.) ее клиенту, а он говорит, что такого не заказывал и платить за это не будет.

Что делать в таких случаях, а главное — как их избежать? Есть несколько советов:

  • Оговаривайте все детали, и разбивайте большие проекты на отдельные задачи. Даже если клиент в этом ничего не понимает, и хочет чтоб вы просто сказали окончательную сумму.
  • Не приступайте к работе без согласованного initial order. В таком документе должны содержаться все подробности вашей работы и пожелания заказчика. Позже вы сможете использовать его и как шпаргалку, и как опорную точку для аргументации своей позиции.
  • Само собой, главный совет — не договариваться ни о какой работе в устном разговоре. Все должно быть записано. Для общения выбирайте только те мессенджеры, в которых нет возможности удалять или редактировать уже отправленные сообщения. В идеале, те, где вы сможете отслеживать, прочитал ли получатель сообщение.
  • Если вы нашли заказчика на той или иной платформе, лучше всего продолжать общение на ней же. Если же вы решили пользоваться более удобным мессенджером или клиент настаивает на вашей интеграции с остальной командой, договоритесь с ним о том, чтобы они подтверждали любые изменения и апдейты на платформе.
  • Наша команда поддержки решает многие спорные моменты только благодаря тому, что, с согласия всех сторон мы можем получить доступ к переписке между клиентом и разработчиком, и выступить третьей стороной в конфликтной ситуации. Но даже если вы гуляете сами по себе, обезопасить себя от ссор на эти темы можно.

Pro tip: очень облегчает фрилансерскую жизнь осознание того, что чаще всего конфликтные ситуации возникают не из-за того, что кто-то плохой, хочет обмануть или просто дурак. В большинстве случаев, это недопонимание или пробелы в коммуникациях с обеих сторон.

4. Угадайте, сколько здесь работы

Любимое слово в обиходе нашей саппорт-команды —  guesstimation. Им мы обозначаем любую ситуацию, когда клиент не дает достаточно информации для того, чтобы адекватно оценить масштаб проекта, и девелопер начинает гадание по брифу.

Проблемность таких случаев заключается в том, что пророчества чаще всего не сбываются, дедлайны горят, разработчик выгорает, стоимость разработки увеличивается в два раза, и никому это не нравится.

В идеальном мире мы все работаем по четким и последовательным ТЗ. В реальности, 70% задач, над которыми работают фрилансеры, ставятся людьми, которые не имеют никаких представлений о разработке. Все, чего они хотят — это работающий сайт (лендинг/база данных/приложение ), который поможет их бизнесу.

Есть четыре способа жить с гесстимейшном, которые лучше всего работают в комбо:

  • Ввести в свою фрилансерскую рутину понятие initial order, в котором будут описаны все ваши задачи, конечный результат и фичи, которые хочет видеть клиент, и главное — время, необходимое на выполнение такого заказа.
  • Договориться с клиентом на берегу: правки и дополнительные задачи, которые не описаны в первичном заказе, не бывают бесплатными. Если вы сделали так, как вас просили, а им не понравилось, вы не должны расплачиваться за это своим временем и деньгами.
  • Любую оценку начинать со слов «исходя из той информации, что вы мне дали».
  • Объяснять клиенту, что вы работаете по схеме Time & Materials, и что изначальная оценка может не соответствовать фактической, но это будет ваша общая проблема.

5. Безопасность и конфиденциальность

Большинство из тех, кто решает отдать задачу на аутсорс фрилансеру, редко заботится об утечке данных. Но встретятся на вашем пути и клиенты посерьезнее, для которых безопасность и конфиденциальность будут на первом месте. В Coding Ninjas мы по умолчанию предлагаем всем клиентам подписать договор о неразглашении, но иногда стандартного документа бывает недостаточно.

В таких случаях, мы рекомендуем вынести любые коммуникации связанные с задачами, над которыми работает фрилансер, за пределы платформы, оставив на нас только финансовую сторону работы, и разработать кастомный NDA, в котором будут предусмотрены все нюансы проекта и роли фрилансера в нем.

Важно: внимательно читайте каждый документ, который подписываете. Не соглашайтесь с условиями, которые ставят вас в спорное или зависимое положение или пунктами, которые не имеют никакого отношения к вашей работе. Это стандартная ситуация, когда вам предлагают подписать шаблонный NDA, скачанный из интернета. Если вам что-то не нравится или вызывает подозрение — попросите внести изменения в документе, и, скорее всего, вам пойдут навстречу или предложат альтернативное решение, которое устроит обе стороны.

На что обратить внимание: пункт, который вы, как фрилансер, не хотите видеть в NDA — это non-compete. Он значит, что в течение какого-то времени вы не сможете работать с другими компаниями в той же индустрии. Если бы вы подписывали такие договоры с каждым клиентом, вы бы очень скоро остались бы без возможности работать вообще с кем-либо.

В ситуации, когда вы подписываете NDA и уходите за пределы платформы, есть и минусы: вы лишаете саппорт возможность выступить медиатором в случае возникновения форс-мажоров. Но если вы будете следовать простым советам, скорее всего, ничего плохого с вами не произойдет.

6. Поработать напрямую

Любая фрилансерская биржа зарабатывает за счет маржи на ваших услугах. Давайте говорить прямо, кому из нас не пришла бы в голову мысль обойти посредника и заработать/сэкономить чуточку больше?

Оговоримся сразу: на нашей практике с предложениями обойти платформу и работать без посредника, первый шаг всегда делали исключительно клиенты, и ни разу — сами разработчики.

И вот 5 причин, почему фрилансеру не выгодно работать в обход фриланс-маркетплейса:

  • если вы начнете работать с клиентом напрямую, в какой-то момент ваши партнеры поймут, что вы вели переговоры за их спиной — есть множество маркеров, которые могут вас выдать;
  • вы ставите под угрозу свою репутацию;
  • вы рискуете тем, что стабильный поток работы будет перекрыт;
  • к вам будут применены штрафные санкции со стороны платформы, и вы будете вынуждены покрыть эти расходы из собственного кармана;
  • и главное: если вы работаете с человеком, который ради экономии 5–10% готов обманывать других, будьте готовы к тому, что, рано или поздно, он точно так же поступит и с вами.

Но бывают и другие ситуации: вам действительно комфортно работать с заказчиком и его командой, и вы хотели бы продолжить сотрудничество с ними на фулл-тайме, посвятив себя проекту полностью.

Выход из подобной ситуации простой — клиент должен связаться с аккаунт-менеджером платформы, обсудить сделку, и заплатить buy out fee. После этого платформа больше не будет выполнять роль посредника между вами.

7. To bid or not to bid

Изучите рынок фрилансерских платформ, модели работы на них и выберите ту, которая подходит лично вам. Главные характеристики, на которые стоит ориентироваться при выборе следующие:

  • Пул специальностей: в большинстве случаев, если на платформе можно найти исполнителя задачи на любой вкус (от переводчика до архитектора), значит, что задачи будут хуже. На специализированных платформах вы с большей вероятностью столкнетесь с клиентами, которые, как минимум знают, чего хотят и кого ищут.
  • Масштаб: чем больше платформа, тем выше конкуренция, и тем сложнее, соответственно, найти проект.
  • Ставки: биддинговые платформы — это те, на которых вы можете сами находить проекты и предлагать сумму, за которую будете готовы их выполнить.

Конечно, у любых платформ есть свои достоинства и недостатки. Одни лучше подходят для специалистов в начале карьеры девелопера, другие более удобны опытным профессионалам.

Мы же верим в то, что лучшие проекты — это те, в которых каждый занимается тем, в чем наиболее силен. Поэтому, прежде чем начать работать с новым фрилансером, мы проводим несколько этапов тестирования и интервью. Это позволяет нам адекватно оценить навыки разработчиков, и предлагать им только те проекты, которые им подходят.

Более того, мы сознательно отказываемся от биддинговых моделей, чтобы исключить конкуренцию построенную на демпинге цен. Это не только гарантирует то, что девелоперы не будут выгорать от ощущения, что их труд остается недооцененным, но и повышает success rate задач: более 98% всех проектов на нашей платформе закрываются в полном объеме и в оговоренные сроки.

К тому же, популярная среди начинающих фрилансеров тактика «начать с низкого рейта, постепенно повышать» также может не сыграть вам на руку: не забывайте, что клиенты тоже будут видеть, что вы уже работали по ценам значительно ниже. Так что лучше сразу начинать с минимально комфортной суммы.

В конце концов, решать, в любом случае, вам. Наш главный совет:

Не работайте за меньшие деньги, чем вы заслуживаете.

Вывод

Главная истина, которой следует наша команда — лучше потерять плохого клиента, чем хорошего партнера. Научитесь говорить «нет» тем, кто не ценит ваше время — лучшего способа быть счастливее и любить свою работу мы не знаем.

Напоследок, повторим ключевые рекомендации для тех, кто не любит лонгриды:

  • Работайте только по предоплате.
  • Подписывайте только те контракты и NDA, которые внимательно вычитали, и с которыми согласны.
  • Не беритесь за проекты, оплата которых не соответствует вашим ожиданиям.
  • Введите в свою рутину понятие initial order.
  • Работайте по системе T&M: любые правки и дополнительные задачи, не вошедшие в initial order, должны оплачиваться.
  • Любой эстимейт должен предоставляться со словами «исходя из той информации, что вы мне дали».
  • Выбирайте, на какой платформе работать, исходя из того, что подходит вам лично.
  • Ведите все переговоры по задаче только в письменном виде.
  • Будьте честны со своими партнерами, и не пытайтесь утаить переговоры с клиентом, которые выходят за рамки условий сотрудничества с фриланс-платформой.
  • Научитесь отказываться от проблемных проектов или клиентов с нереальными ожиданиями.

Автор: Евгения Круглова, менеджер по привлечению фрилансеров в компании Coding Ninjas.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: